Первый духовой оркестр. Основатель оркестра М. Власов – первый слева

«Ты помнишь, как все начиналось?»

«Живая» музыка – старая артинская традиция

С этой эпохальной фразы из незабвенного хита Андрея Макаревича будет уместно начать публикацию материалов по истории артинской эстрады. Поскольку многие музыканты уже ушли из жизни, отбыли из района, а многие коллективы даже не упоминались на страницах районной газеты. Тем же, кто их помнит, тем паче родным и близким, будет приятно окунуться в годы безмятежной юности, ведь на танцевальных вечерах прошла молодость не одного поколения. Как интересна и познавательна быть может история артинской эстрады и для сегодняшней молодежи, выросшей, увы, на дискотеках.

Начнем с истоков… С того, что артинская художественная самодеятельность, как и спортивная жизнь района, была насыщена и богата на таланты с послевоенных времен. Артинский район подарил СССР чемпионов по тяжелой атлетике, фехтованию и велоспорту, самбо, талантливых лыжников. В заводском клубе работали драмкружки, ставившие серьезные спектакли, замечательные хоровые и хореографические коллективы, духовой оркестр, студии бальных танцев.

В городском саду играет духовой оркестр

В качестве вступительного материала хотелось бы предложить рассказ Сергея Михайловича Власова, чей отец был основателем первого духового оркестра. С Сергеем мне довелось работать в бригаде электриков второго цеха еще в 80-х годах ныне уж прошлого века. Настоящий интеллектуал и интересный собеседник.

- Воспоминания об отце – самые теплые. Власов Михаил Евгеньевич, боевой офицер, вернулся с Великой Отечественной в 1944 году. Был демобилизован по ранению, с осколком в ноге и покалеченной левой рукой, поэтому о войне вспоминал неохотно, без бравады, опасаясь бередить душу тяжелыми воспоминаниями. И не очень любил советские фильмы о войне, поверхностно отражавшие весь ужас и жестокость бесчеловечной кровавой бойни. Был военруком, преподавал слесарное дело в ремесленном училище. С мамой, воспитателем детского сада Галиной Евгеньевной, поженились в памятном сорок пятом. Я родился в сорок шестом.

К сожалению, не знаком с довоенной музыкальной историей Артей. Еще до войны в Союзе стали популярны духовые и джазовые оркестры вместе с незабываемыми фильмами Утесова. Достаточно вспомнить «Веселых ребят»… Отец с юности играл на трубе, владея нотной грамотой. После войны было не до развлечений, а в конце 50-х - начале 60-х он сформировал духовой оркестр, благо, правая рука была здорова. Причем, очень приличный оркестр, со временем в нем играли до 20 музыкантов! И папа, будучи руководителем оркестра, расписывал нотные партии для всех инструментов. Кто имеет отношение к музыке, прекрасно понимает, насколько это сложно.

Естественно, я еще пацаном приобщался к музыке, бывая на всех выступлениях оркестра. А оркестр был талантливый. Без духового оркестра не обходилось ни одно значимое мероприятие в районе. Живая музыка была желанна в каждом селе и совхозе, на демонстрациях и партийных конференциях. Помнится, играл оркестр огромный репертуар: от гимна СССР до популярных в ту пору многочисленных маршей, попурри на темы военных песен, танго, вальсов, полек и фокстротов. В заводском клубе в ту пору была отстроена перед сценой оркестровая яма, как в театрах, специально для духового оркестра. Помимо праздничных мероприятий играли они, как было принято в те годы, на похоронах, на танцевальных вечерах в клубе и летнем саду. Ходили тогда на танцы как молодежь, так и старшее поколение. Особенно памятны праздничные массовки на природе: в березовой роще ставили торговые палатки, артинцы отдыхали, пели и танцевали под аккомпанемент духового оркестра.

К сожалению, перечислять всех музыкантов было бы долго. Стоит упомянуть наиболее известных артинцам. Во первых, нужно сказать о приезжем Александре Сороколетовских, репрессированном, отсидевшем в сталинских лагерях приличный срок. Помнится, говорили, что этот человек играл даже в оркестре Леонида Утесова! Играл в оркестре Анатолий Степанович Дмитриев, многие годы впоследствии возглавлявший профсоюзный комитет Артинского завода. Играл мой тесть Александр Германович Бусыгин, фронтовик, замначальника первого цеха, Владимир Кронидович Васильев, тоже фронтовик, позже - директор АМЗ и первый секретарь райкома партии. (авт. Как бы ни относились сегодня мы к истории партии, но для меня, как, впрочем, и для многих жителей района, из первых секретарей наиболее памятны В. Васильев и В. Рогожкин. Замечательные мужики, в простонародном уважительном понимании этого слова, принимавшие искреннее участие в решении проблем «простых» рабочих и сельчан. Владимир Кронидович до последних дней любил исполнять романсы, обладая хорошим голосом с приличным вибрато, не гнушаясь на праздничных мероприятиях порадовать заводчан своим вокалом…) Играли в оркестре и будущие преподаватели музыкальной школы.

От духовых – к эстраде

Стоит ли говорить, что я, выросший с детства на музыке отцовского оркестра, горел желанием играть на музыкальных инструментах? В первую очередь, на саксофоне. Однако саксофонов тогда не было в продаже, и стоили они больших денег, поэтому я начал учиться игре на кларнете.

В 60-х дошла мода на эстрадные коллективы до провинциальных городов и поселков. В 1964-м году создается наш первый эстрадный коллектив. Еще без электрогитар: ударные, труба, кларнет, тромбон, аккордеон, контрабас – вся команда… Воспитанники духового оркестра Юрий Петухов и Володя Ховрин играли соответственно на трубе и тромбоне, я – на кларнете, Александр Голованов – на контрабасе, Валерий Охрименко – на ударных, Володя Жеребцов – на аккордеоне, вокалистка - Анна Макарова, директор Пристанинского клуба. К слову сказать, Анна выступала от своего Пристанинского клуба на областном телевидении, под аккомпанемент баяна. Мы играли на танцах, на всех артинских праздниках и концертах, бесконечно репетируя, испытывая восторг от приобщения к музыке.

Клубом руководил в ту пору Василий Георгиевич Томашевский, талантливый хореограф, его танцевальный коллектив выступал также на областном телевидении. И нам в свою очередь посчастливилось принять участие в областном телевизионном конкурсе «Юность комсомольская моя». Чуть позднее настала эпоха электрогитар и «ионик», сотворивших новую эпоху перехода от ручных инструментов – к электронной музыке, нуждавшейся в звукоусиливающей аппаратуре… Но это уже следующая история.

Записал Владимир Борисов