alt

И «Хорошее настроение» не покинет больше вас

«В моем столе лежит давно под стопкой книг письмо одно…» - это слова из песни, которую исполнял в 70-е годы прошлого века очень популярный певец Валерий Ободзинский. В Советском Союзе в то время был какой-то культурный всплеск, подъем. По всем городам, на всех предприятиях создавались коллективы художественной самодеятельности, а в них – вокально-инструментальные ансамбли, ВИА. В нашем поселке лучшие самодеятельные коллективы были на Артинском механическом заводе. Каждую весну завод проводил конкурсы между цехами, и победителем очень часто выходил второй, игольный, цех. И именно в этом цехе был создан ВИА, позже получивший название «Хорошее настроение», и солисты его исполняли песни Ободзинского и многие-многие другие. Руководителем коллектива долгие годы был Анатолий Неволин, рабочий цеха №2.

На завод, в игольный цех Анатолий пришел в 1965 году, его наставником был Василий Георгиевич Томашевский. В заводском клубе в то время музыкальным руководителем работал Валентин Каргаполов, именно он стал первым организатором ансамбля. Он собрал молодежь, желающую заниматься музыкой, сюда пришел и Анатолий Неволин, у которого за плечами была музыкальная школа по классу баяна, и, наверное, он единственный из всех музыкантов имел начальное музыкальное образование. Каргаполов научил ребят игре на ударных инструментах, а после – на ставших модными электрогитарах. Очень способствовал созданию ансамбля В.Г. Томашевский, он был большим любителем музыки, а еще отлично танцевал, всегда готовил танцевальные коллективы к смотру сам, он работал председателем цехкома профсоюза. Но вскоре Анатолия забрали в армию, служил он в Туркмении. В армии тоже занимался музыкой, тоже в ансамбле. В 1970 году, вернувшись из армии, Анатолий с большим энтузиазмом взялся за занятия в ВИА. Первыми музыкантами в ансамбле были Сергей Танаев, Павел Мусихин, Павел Конев, Галина Иванова, Владимир Возжаев, Галина и Сергей Никулины. Постепенно состав менялся. Приходили другие музыканты: Владимир Фефелов, Владимир Рычагов, Олег Возжаев, Сергей Рыжов, Владимир Ершов.

Председателем профкома завода работал Анатолий Степанович Дмитриев. Он помогал ребятам приобретать инструменты, закупали аппаратуру в Свердловске. А поначалу многие инструменты делали своими руками. Своими же руками изготовили мощную по тем временам светомузыку – культурный «писк» века. На репетиции ходили с большим желанием. Если работали в первую смену, оставались на репетиции после работы, не обращая внимания на то, что голодные, уставшие – об этом просто забывали. Если работали во вторую смену – приходили к двум часам дня и до четырех репетировали, а затем вставали к станкам. Подъем был необыкновенный. Многие уже были семейными, дома оставались жены, дети, но желание заниматься музыкой было огромным, и жены ребят поддерживали. Самодеятельные музыканты исполняли популярные песни «Трава у дома», «Синий иней», «Я люблю тебя, Россия» и многие другие. Ансамбль быстро стал популярен, на его выступления приходило пол-Артей. Музыканты выступали не только в поселке, ездили по селам, играли, пели на различных районных мероприятиях.

Анатолий сам делал аранжировку музыки, сам расписывал ноты: для гитаристов, для баяна, для клавишных. Ударные инструменты, гитара-соло, бас-гитара, ритм-гитара, клавишные инструменты, баян – из этих музыкальных инструментов состоял ВИА. Немецкий баян Каргаполов привез из самой Москвы, он служил музыкантам долгие годы. Лучшими солистами в ансамбле были супруги Галина и Сергей Никулины. Музыкального образования у них не было, но Сергей был абсолютный «слухач», он улавливал с первой нотки ложь и фальшь и помогал Неволину раскладывать песни на голоса, а пели и на два, и на три голоса. Фразу Владимира Фефелова «Опять песню сделали!» музыканты вспоминают с улыбкой и сейчас. Сергей играл на ударных инструментах просто виртуозно.

Галя Никулина пришла в ансамбль, можно сказать, со школы. После окончания школы №1 все её подружки поехали учиться, а Галя пошла на завод. Училась хорошо. В школе всегда выступала в концертах, не только пела песни, но ещё и стихи замечательно читала, а вот захотелось работать – нужно было помочь родителям, семье. Поступила на спецучасток цеха 2С, пришла в рабочий клуб, начала петь. Ну, а когда в цехе стали создавать ВИА, Галя и стала солисткой. Голос у неё был (да и остался) красивый, неповторимый, внешность – просто артистичная. Песни «Добрая примета», «Белый город», «Городские цветы», «Маки» многие артинцы и сейчас помнят в исполнении Галины и Сергея. Костюмы для артистов заказывали специально, даже обувь шили по заказу, работали в то время в «Колосе» обувщики – армяне. В жизни Гале пришлось поработать во многих организациях, но она никогда не расставалась с музыкой.

«Хорошее настроение» существовал до 90-х лет. Потом началась перестройка, трудности, сокращения. Анатолий Борисович уехал жить в Верхнюю Пышму, прожил там 17 лет. Несколько лет назад вернулся, и с тех пор музыканта не покидает мысль организовать ансамбль снова. Уже в стиле ретро. И многие товарищи, братья по ансамблю, поддерживают эту идею. Им бы помещение да инструменты. Идея просто замечательная, но музыкантам нужна помощь. Возможно, кого-то заинтересует эта мысль, кто-то выступит спонсором, кто-то сможет им помочь? Управление культуры или Артинский завод, или какая-либо общественная организация. Возрождению «Хорошего настроения» будут рады все артинцы.

Татьяна Черепанова

Фото из семейных архивов Г. Никулиной,