В. Ершов, Г. Малышев, Н. Коколей, Н. Шорина, В. Улатов

Продолжая тему истории артинской эстрады, перехожу к воспоминаниям В.А. Ершова, традиционно именующегося в среде артинских и первоуральских музыкантов (поскольку он давно живет в Первоуральске) Владимиром Санычем. Он без ложной скромности наш легендарный музыкант, благодаря которому, собственно, и появились в Артях гитарные вокально-инструментальные ансамбли. Все последующие серьезные артинские ВИА в той или иной степени учились на гитарном наследии Владимира Ершова.

Своими руками

- Есть что вспомнить… Так уж сложилось, что вся моя жизнь связана с музыкой. Заинтересовался гитарой, еще будучи пацаном. В ту пору поселок делился на микрорайоны, постоянно враждовавшие друг с другом. Молодые ребята дрались нещадно. Я жил за Долгим мостом, не дававшим спуску другим микрорайонам. У нас «хулиганским авторитетом» и бойцом, известным на весь поселок, слыл Петр Самылов. Он-то и играл на семиструнной гитаре в кругу парней, собиравшихся вечерами на улицах. Что называется, «первый парень на деревне»: парни уважают, девчонки льнут. И мы, пацаны, тянулись к старшей компании, слушая с восторгом песни закоренелых мореманов и суровый «блатняк». У Петра я начал подсматривать первые гитарные аккорды, выпросив у родителей семиструнку. Однажды на соседнюю улицу на лето приехал из Свердловска Саша Ланских, прилично игравший на шестиструнной гитаре. Мне показалось, что звучит она как-то богаче что ли, по-рок-н-ролльному. Мы подружились. Я начал самозабвенно осваивать шестиструнку. Саша был поклонником зарубежной группы «The Ventures», игравшей инструментальную музыку. И понеслось… Первые скопированные мелодии, исполнявшиеся на двух гитарах, позволили нам обзавестись первыми «поклонниками». Мы не без гордости музицировали в кругу друзей, поскольку гитарных ВИА в поселке еще не было.

«Три гитары, барабан, четверо друзей»

Мое приобщение к вокально-инструментальному творчеству началось с того, что Каргополов уезжает обратно в Свердловск, устроившись в ресторанный оркестр. Мы в дальнейшем ездили к нему в гости… Ко мне обращается С. Власов с друзьями, предлагая основать гитарный коллектив, поскольку «мир заражен рок-н-роллом и битломанией, а наш славный поселок до сих пор «неосчастливлен» божественным звучанием электрогитар». Надо ли говорить, с каким воодушевлением принял я это предложение? Смущало лишь то, что вожделенно желанных электрогитар не было в продаже. Даже акустических шестиструнок не было.

Меня устраивают на полставки (в 16 лет) руководителем ВИА в заводской клуб. Две шестиструнки мастерим из простых семиструнных гитар, оборудовав их самодельными «звучками» (звукоснимателями), бас-гитару сварганили самодельную из многослойной фанеры с грифом от акустической гитары. Струны бас-гитары намного толще, но голь на выдумку хитра! Приспособили к басухе струны от пианино. Акустические колонки и микрофон, «кинаповский» усилитель выделили из оборудования клубной кинобудки. Чиним, паяем, экспериментируем, начинаем репетировать. В общем, «Три гитары, барабан, четверо друзей», как пелось в свое время. В конечном итоге сформировался следующий состав: басист - Петр Мусихин (брат бывшего солиста Павла Мусихина), на ритм-гитару пришел В. Улатов, за ударные садится Н. Коколей, я, соответственно, на соло-гитаре. Нами двигали вдохновение и вера в будущее! Шаг за шагом мечты претворялись в жизнь: купили настоящие первые советские электрогитары, три «Тоники». И сегодня, переиграв в своей жизни на массе шикарных электрогитар лучших мировых музфирм, я до сей поры помню восхищение нашими родными «Тониками». Новенькие, сверкающие черным лаком и переливающимися настоящими электрогитарными струнами – они были нам дороже всех благ и вещей!

Следующий этап - мы начали играть не только «инструменталы», но и исполнять песни после прихода в коллектив солистки Валентины Липиной. Запел Виктор Улатов – мы стали полноценным ВИА, переиграв многие песни звездной Аиды Ведищевой. Концертов было много, объездили с ними весь Артинский район. В 1970 году басиста П. Мусихина заменил небезызвестный артинцам спортсмен и футболист Геннадий Паздников.

В 1971-м я ухожу в армию. Служил в армейском ансамбле. Руководителем заводского клубного ВИА по совместительству устроился Евгений Бородин, преподаватель музыкальной школы.

Что нам стоит дом построить?

РДК строили, как помнится, долго и мучительно. Наконец, достроили. Мне дают ставку, предложив собрать ансамбль. Опять с нуля. Аппаратура простенькая, примитивная. Правда, имелись гитары «Урал» с «Тоникой», клавиши «Юность» и чешская басуха «Рубин». Приглашаю Ф. Борисова на бас-гитару (Федор с А. Маховым уже играли в школьном ансамбле, начинали играть в перерывах основного состава в заводском клубе), вокалист и гитарист – Г. Федяков, с которым работали еще в клубе, на ударных – Н. Коколей. Играли вчетвером: мне приходилось работать и за гитариста, и за клавишника, но играли рок-н-ролл и западный рок. Наконец, нам покупают комплект аппаратуры «ЭСКО-100» - «чудо» советского музпрома. Слава богу, в комплект входил ленточный ревербератор, дающий эффект «эхо» – это порадовало; аппарат, по крайней мере, был полезен, как голосовой. А петь приходилось в «козьи ножки», постоянно «фонящие» магнитофонные микрофоны. Потом все-таки приобрели настоящие электретные. Директором РДК была С.К. Малышева, собравшая дружный, интересный коллектив.

С огромной теплотой вспоминаю всех артинских музыкантов, моих друзей. Жаль, что многие уже ушли из жизни: вечная память Г. Федякову, С. Танаеву, И. Томашевскому. Естественно, детство, юность, артинские ДК, сформировавшие меня как музыканта, оставили самые добрые воспоминания. А наши Арти, наша природа, любимый пруд восхитительны и дороги! Признаться, все собирался, дожив до пенсии, вернуться на родину, жаль, что пока не получилось.

На новом месте

В августе 1980-го переезжаю в Первоуральск. Поначалу устроился на Новотрубный завод слесарем-ремонтником. На заводе собрал группу музыкантов. Наша команда засветилась на городском уровне, заняв первое место в заводском смотре, группу начали приглашать на городские праздничные концерты. Мне предлагают поработать музыкантом в популярном одиозном первоуральском кафе «Спутник». Кафе славилось своей программой «Шоу-группа Урфин Джюс», была танцевальная группа, интересные, юморные ведущие, приличная живая музыка, ставили шоу-спектакли. Я увольняюсь с завода, параллельно устроившись руководителем ВИА в городской Дворец пионеров и в «Спутник». Далее работал во Дворце культуры Новотрубного завода худруком студии «Аукцион», затем заведующим студией звукозаписи. Звукозаписью занимаюсь по сей день в домашней студии, поскольку переквалифицировался в «пенсионэра».

Нужно сказать, что город Первоуральск богат на таланты, я благодарен судьбе, подарившей мне возможность работать и общаться с замечательными музыкантами. В том же «Спутнике» работали с Г. Гемазетдиновым, Н. Петровым. Петров был приглашен гитаристом к В. Бутусову в «Наутилус», Гемазетдинов переехал в Москву, работает гитаристом у Ю. Антонова. А сколько моих воспитанников-музыкантов прошло через Дворец пионеров и Дворец культуры – всех и не упомнишь! Некоторые воспитанники также стали профессиональными музыкантами, работают в Первоуральске и в серьезных российских командах, что, безусловно, меня очень радует.

Я ж сегодня с интересом слежу за творчеством Р. Андриянова. Рома, безусловно, талантлив, как музыкант и аранжировщик. Жаль, что живая эстрада в Артях уходит в прошлое. По крайней мере, я рад, что осталась хотя бы одна команда. Я имею в виду рок-группу Павла Мокрушина. Паша, продолжай играть и творить! Удачи дерзнувшему собраться по старой памяти ВИА Анатолия Неволина. Всем землякам - здоровья и благополучия!

Владимир Борисов