Состоялся 10-й юбилейный слет краеведов в рамках проекта «Этнокультурная карта Артинского района»


Ровно 10 лет назад нас принимали жители деревни Артя-Шигири, и в этом году вновь встречают нас, чтобы познакомить со своей татарской культурой. Организаторы, МАОУ АГО «ЦДО» и педагоги филиала МБОУ «Поташкинская СОШ-Артя-Шигиринская ООШ», разработали программу, включающую в себя знакомство с историей возникновения деревни, истоками и национальными традициями праздника Сабантуй, национальными костюмами и блюдами татарской кухни.

В школьном музее Альбина Нуртдиновна Кадирова (учитель и руководитель музея) познакомила гостей слета с бытом и укладом жизни татар, с особенностями национального костюма, вышитыми орнаментами на обрядовых полотенцах, с историей Артя-Шигирей. Из рассказа ее выяснилось, что деревня Артя-Шигири расположена в 16 км на юго-восток от поселка Арти, в живописной лесной местности преимущественно на правом берегу реки Артя, ниже устья правого притока реки Шарымелга. Деревня несколько раз меняла своё местонахождение, пока населению не полюбилась местность, богатая лесом, зверьем, рыбой, заливистыми лугами. Селение возникло около 1747 года. Основано переселенцами из Осы Казанской губернии. Земля пожалована царем Алексеем Михайловичем. Позднее земли были отданы по договору 1755 года А.С. Строганову. Основателем деревни был старик Мавлекай, поэтому раньше было распространено название «Мавлекаево». По ведомости 1869 года она была в составе Уфа-Шигиринского сельского общества Шокуровской волости Красноуфимской земской управы.

Деревня Арти-Шигири в 1834 году имела 22 двора. Здесь проживало 125 башкир, в1850 году - 156 человек при 22 дворах, в 1859 году - 183 человека и 26 дворов. В 2002 году проживало 379 человек, сегодня - более 350 человек. В советский период в деревне были построены магазин (1960), медпункт (1972), клуб, детский сад (1962). В 1926 году открывается начальная школа с 39 учащимися в приспособленном доме на две комнаты: 1-2 классы и 3-4. В 1962 году было построено здание школы.

О традициях праздника Сабантуй рассказала Резеда Рамазановна Бархаева (учитель). Сабантуй - ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы они благоприятствовали хорошему урожаю в новом году. Сабантуй не имеет точной даты празднования, но, как правило, проводится в промежутке между последними числами мая и конца июня.

На празднике устраивали большие массовые угощения, увеселительные игры и, самое главное, спортивные состязания. На них выявлялись лучшие борцы, наездники и скакуны. В период проведения игр было одно незыблемое правило: на месяц прекращались любого рода конфликты, в том числе военные.

О том, что Сабантуй изначально был очень древним спортивным праздником среди кочевых и полукочевых племен, говорят и современные национальные татарские спортивные игры. Среди них корэш - национальная борьба на поясах, этот вид спорта не включал борьбу ногами. Издревле культура и хозяйство татар было связано с лошадьми. Зачастую татарские дети еще не умели хорошо ходить, но уже хорошо держались в седле, поэтому татары, как правило, были отменными наездниками.

На Сабантуе использовали большое количество разнообразных соревнований, в каждом из которых может участвовать и получить приз любой желающий. Среди них: борьба на руках (армрестлинг); выжимание гири; бой мешками, наполненными соломой; разбивание горшков с закрытыми глазами; перетягивание каната или палки; хождение по наклонному бревну; влезание на верхушку столба; бег с ведрами, наполненными водой; бег с куриным яйцом; бег в мешке; парный бег двух человек с привязанными друг к другу ногами; доставание ртом монеты из катыка (кефира); ловля руками живой рыбы; ловля курицы; распил бревна и так далее. Если конные соревнования, национальная борьба, лазание на столб и борьба на руках подразумевают физическую подготовку, то в других состязаниях, например, в бое с мешками, наполненными соломой или опилками, может участвовать любой желающий из числа зрителей. И, в основном, из такого рода соревнований уже начинается юмористическая и веселая сторона спортивного Сабантуя.

В одной из классных комнат школы был накрыт большой стол с национальными блюдами, на нем стояли чак-чак, творог (жек й), пирог с мясом и рисом с добавлением изюма, блины и оладьи, приготовленные по национальному рецепту, чай из душистых трав и другие. Все участникам получили рецепт национального блюда чак-чак.

Затем участники слета отправились на мастер-классы. Факия Заратдиновна Шамшеева показала, как правильно вязать веники для бани по национальному обычаю, какие деревья для этого больше подходят, веточки каких трав можно использовать в вениках для аромата и здоровья. Участники слета попробовали изготовить свой веник, который потом взяли с собой домой. Расима Агалеевна Бархутдинова показала прядение кудели (в данном случае была овечья шерсть) на ручной прялке. Как обрабатывать шерсть, как прясть куделю, превращая ее в нить и наматывая на веретено. Занятие не из простых, но ребята попробовали. Конечно, с первого раза не получилось, а вот у Расимы Агалеевны это получалось с лёгкостью, играючи. Интересно было смотреть за ее ровной тонкой ниточкой из толстой овечьей шерсти, которую она наматывала на веретено. К сожалению, такое ремесло уже уходит в прошлое. Мало остается людей, которые владеют навыками прядения.

Перед Сабантуем по традиции девушки и юноши собирали у жителей деревни новые полотенца, платки, чтобы на празднике вручить их победителям (батырам) спортивных состязаний и конкурсов. Участники слета поучаствовали в сборе вещей и отправились на место проведения праздника (территория школы). Как правило, Сабантуй сопровождался выступлением творческих музыкальных коллективов, национальными танцами, творчества народных умельцев.

Ведущая Фидания Шайхулловна Бархаева (учитель) поприветствовала гостей праздника, а детский творческий коллектив исполнил несколько татарских песен и танцев. Песни занимают главное место в народном творчестве татар, это уникальные композиции, которые радуют слух всех слушателей, они покоряют своим орнаментальным искусством, широтой интонационного строя, они способны заинтриговать, ведь в них самые сокровенные чувства, в них душа народа и характер его мировосприятия, его философия и история. Послушав песни на татарском языке, мы не остались равнодушными.

Не менее уникальны и танцевальные композиции. Татарские танцы покоряют зажигательными элементами, которые переплетаются с грациозными и плавными движениями. Так в них подчеркиваются достоинство, гордость, доброжелательность и оптимистичный нрав татарского народа. Каждое действие посвящено жизненной истории и представляет собой небольшую танцевальную зарисовку.

После концерта все гости слета стали участниками спортивных состязаний праздника Сабантуй. Среди них: борьба корэш (о правилах этой национальной борьбы рассказал директор школы Андриян Кавыевич Шамшеев), выжимание гири, бой мешками, наполненными соломой, разбивание горшков с закрытыми глазами, перетягивание каната или палки, бег с ведрами, бег с куриным яйцом, бег в мешке, парный бег двух человек с привязанными друг к другу ногами... В конце праздника победителям вручили подарки и грамоты.

В мечети хазрат Мавлявей Тагатович Нигаматов познакомил детей с историей возникновения ислама, интерьером мечети, правилами ее посещения.

Участники слета были в восторге от такого праздника, это неудивительно, ведь педагогами, учащимися школы, общественностью деревни Артя-Шигири была проведена огромная работа. Хочется поблагодарить их за организацию и проведение слета краеведов в рамках проекта «Этнокультурная карта Артинского района».

Спасибо всем жителям за теплый и радушный прием. Дети уезжали домой довольными, с положительными эмоциями и большими впечатлениями.

В слете краеведов приняло участие 153 человека из них 114 учащихся из 10 школ.

С. МАКСУНОВА, методист ЦДО