На фото Ольга Николаевна Сыропятова

 

«Я ЛЮБИЛ МАРИЙСКУЮ НАЦИЮ»

За круглым столом по-домашнему уютно: скатерть, пузатый самовар, чашки, вазочки с мёдом, выпечка. Мы пьём душистый чай и смеёмся, вспоминая различные истории из жизни, которые произошли с каждым из нас. Так слово за слово знакомимся, и беседа приобретает дружеский характер.

В углу комнаты для чаепития замечаю куклу - домового. Мне нравится, что она в марийском костюме, а как же иначе, ведь я нахожусь в Андрейковском музее самобытной национальной культуры, открытом совсем недавно.

Дата открытия (29 июля) совпала с юбилеем школы, начавшей свою историю в 1904 году. К сожалению, в 2005 году школа прекратила своё существование, но жители приложили все усилия, чтобы сохранить здание и переоборудовать его под музей, где собрали огромный материал, касающийся истории деревни, в том числе и школы.

В музее оформлена целая экспозиция, состоящая из документов, газетных статей об уроженце деревни, марийском писателе Алексее Семёнове (Эрыкане), предметов быта, которыми он пользовался. Его отец, Николай Семёнович, начал учительствовать в Андрейковской школе в 1912 году. Семья проживала здесь же на первом этаже.

Алексей с двенадцати лет писал стихи и публиковал их в газете «Марий Ял» («Марийская деревня»). Имея незаурядные способности, окончил педтехникум и преподавал там марийский язык и литературу. В 1923 году написал роман «В огне борьбы», который был напечатан в литературном журнале «У вий» («Новая сила»). Перевёл на марийский язык «Поднятую целину» Шолохова и ряд других произведений русских писателей.

В 1937 году Алексей, работая заведующим сектором литературы республиканской газеты «Марий коммуна», был арестован по сфабрикованному обвинению в принадлежности к подпольной националистической группе. За этим последовали долгие десять лет сталинских лагерей.

В 1948 году после освобождения вернулся на родину, преподавал в пантелейковской школе. В это время написал повесть «Фронтовики». Но через год был сослан на вечное поселение в Красноярский край. Здесь он пишет романы «Чолпан Иван» и «Очищение», подписываясь псевдонимом Эрыкан (свободный). В 1957 году был реабилитирован.

Эрыкан писал: «Я любил марийскую нацию, и каждый проблеск нового в её среде был целым праздником для меня. Я радовался каждой вновь открывающейся школе, каждой новой книге, каждой машине на крестьянском дворе, радовался каждому куску мыла, который появлялся в марийской избе…, и моя рука тянулась к перу, чтобы излить свои чувства на бумаге, а сознание подсказывало самые нежные, самые задушевные слова, славящие всё побеждающую силу творчества».

Архивные материалы, связанные с Эрыканом, были переданы С.Н. Ильину, старосте деревни, марийским писателем, журналистом, критиком Гельсием Зайниевичем Зайниевым.

Семён Николаевич - уроженец д. Андрейково, окончивший Красноуфимское педучилище, проработал 35 лет в должности заведующего школой. Имеет знак «Отличник народного просвещения». И именно ему принадлежит идея создания музея памяти Эрыкана. Кстати, главная улица деревни тоже названа именем известного земляка.

«А ВЫ, БУРАНОВСКИЕ БАБУШКИ?»

Мне не раз приходилось проезжать через Андрейково, и всегда я отмечала, как здесь чисто и красиво: выкошенные газоны вдоль пешеходной дорожки, ровные палисадники.

Семён Николаевич Ильин с гордостью говорит:

- Нам очень хотелось, чтобы Андрейково стало деревней образцового порядка, поэтому мы следим за тем, чтобы даже поленниц не было у ворот.

- А ещё нас радуют дома, - вступает в диалог общественный деятель О.Н. Сыропятова, - которые совсем недавно построили жители: В.А. Ярышев, А.В. Яшкин, В.С. Каптиев. Смотришь в новые окна и в сердце лелеешь надежду на долгую жизнь деревни.

Ольга Николаевна на общественных началах по своей инициативе восемь лет назад организовала два коллектива: взрослый «Мари сем» («Марийская мелодия») и детский «Ший памаш» («Серебряный родник»). Участники художественной самодеятельности не только готовят концертные программы для местных жителей, но и участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня. В 2015 году «Мари сем» стал лауреатом третьей степени Международного конкурса-фестиваля народных творческих коллективов «Наследие поколений», проходившем в Москве. Тогда, гуляя в марийских костюмах по Красной площади, участницам коллектива пришлось не раз услышать вопрос: «А вы, бурановские бабушки?» На что женщины гордо отвечали: «Нет! Мы - андрейковские девчата!»

Диплом лауреата получил коллектив на Международном фестивале национальных культур финно-угорских народов, проходившем в г. Нефтекамске.

Я с интересом рассматриваю грамоты и дипломы, которых скопилась порядочная стопка, удивляясь, насколько широка география выступлений: Екатеринбург, республика Марий Эл, Янаул, Кировская область… И самое удивительное то, что участницы коллектива организуют гастроли за свой личный счёт. Более того, андрейковские девчата при содействии директора СПК им. Сверддова М.С. Батуева обустроили здание бывшего детского сада под клуб. Сами отремонтировали, сами приобретают дрова для отопления, сами оплачивают электроэнергию. Да и все жители помогают им в этом.

- Это всё заслуга Ольги Николаевны, - говорят мои собеседницы, - она у нас самая активная, вдохновляющая нас и побуждающая к действию.

Ольга Николаевна родилась в Юве, но, когда ей исполнилось пять лет, приехала с мамой, Татьяной Ивановной, в Андрейково. Музыкальные способности начали проявляться в школе, когда учительница, прежде чем разучивать с детьми новую песню, вызывала к доске Олю и просила её показать, как надо петь. А петь она очень любила, а ещё слушать, как бабушка Лукерья поёт старинные марийские песни.

Став старше, Ольга выписывала огромное количество виниловых пластинок - у неё была самая большая фонотека хитов того времени. И к ней, девочке, приходили взрослые, за пластинками для танцевальных вечеров в клубе. Брат Ольги, Анатолий, тоже любил музыку. Занимался в коллективе «Кас Ужара» под руководством А.З. Сербаевой. Не было ему равных в деревне по исполнению народных танцев. Так, как он отбивал сложную дробь, не мог никто. Играл он и на гитаре.

- Бывало, - вспоминает Ольга Николаевна, - придёт мама с работы, а мы с братом сидим вдвоём и горланим: «Девочка сегодня в баре, девочке 17 лет…» Как потом оказалось, мой папа тоже был очень музыкальным человеком.

- Так сложилась жизнь, - продолжает женщина, - что 20 лет я прожила в Багышково, где пела и танцевала в коллективе «Удыр си» под руководством Н.И. Тимофеевой, а, вернувшись в Андрейково, обнаружила отсутствие и школы, и клуба. Когда люди узнали, что я вернулась, начали подходить и говорить: «Ольга, делай что-нибудь!» Собрала всех, кто хотел петь и танцевать. Многие женщины знают старинные марийские песни, на их основе мы сочиняли свои. Роман Андриянов помогает нам в аранжировке. Танцы ставлю сама, стоит мне услышать мелодию, как я уже вижу рисунок.

У Ольги Николаевны три родных сына: Руслан (пишет тексты песен, поёт), Алексей (поёт), Геннадий; двое приёмных детей: Альбина и Кирилл. Есть и внучка Елизавета, как бабушка, любит петь, она уже выступает на сцене.

Когда встал вопрос об открытии музея, Ольга Николаевна предложила собрать здесь и старинные предметы быта, одежду - всё, что является наследием марийской культуры. Жители откликнулись.

И я вам скажу, коллекция экспонатов потрясает. Чего стоит только одна школьная сумка, сколоченная из дощечек фанеры, не говоря о предметах утвари. Собрана в музее и коллекция национальных костюмов, вышивки. Каждый желающий может даже попробовать ткать на старинном ткацком станке.

Участницы коллектива «Мари сем» были одними из самых активных волонтёров-добровольцев, принимавших участие в ремонте здания: штукатурили, красили, белили, мыли. И за чаепитием они рассказали о себе.

Роза Ивановна Фешина (65 лет):

- Родилась в Андрейково в многодетной семье. В СПТУ получила профессию штукатура-маляра, вот теперь она мне и пригодилась. Выйдя замуж, уехала во Владикавказ, но, когда там начался конфликт между Северной Осетией и Ингушетией, вернулась. Здесь с мужем с нуля построили дом. У нас двое детей и четверо внучек. Работала я штукатуром-маляром на стройке, санитаркой в больнице.

Петь не умела. Даже когда училась в школе, а у нас было заведено петь на переменах, стояла в уголке и молчала. А вот в коллектив пришла, думаю: «Медведя тоже учат, и я научусь!» Сначала руки с ногами не слушались - врозь существовали, а теперь и пою, и танцую.

Ольга Семёновна Илюшкина (64 года):

- Училась я в Талицком СПТУ на ветеринарного фельдшера. Потом всю жизнь трудилась осеменатором на МТФ. Какая у нас большая была ферма, трудилось там 60 человек. Воспитала троих сыновей: Руслана, Аркадия, Андрея. Двое старших служили в Чечне. Пою с детства. Без песен жизнь скучна.

Изольда Львовна Петрова (50 лет):

- Я тоже помню себя маленькой девочкой, поющей на сцене. Люблю петь! А ещё я неплохо готовлю. Работала заведующей столовой СПК им. Свердлова, кормила на поле рабочих. Когда столовую закрыли, два года готовила обеды дома. У меня трое детей: Михаил, Евгений, Екатерина, шесть внуков. Две девочки: Софа и Ксюша поют.

На открытии музея для гостей, которых было 100 человек, я варила суп с домашней лапшой. Да и все жители нанесли разносолов, пирогов - стол вышел на славу.

Людмила Николаевна Дмитриева:

- Петь я начала тоже на переменах. А со школьным хором мы ездили по деревням выступать. Потом многие годы я пела в старом клубе. Трудилась лаборанткой на ферме, пекла хлеб, разносила почту. Родила трех дочерей. Люблю рукоделие - занимаюсь вышивкой марийских узоров.

Анна Григорьевна Павловская (65 лет):

- Работала дояркой. Затем, выучившись на повара, трудилась в андрейковской столовой. Выйдя на пенсию, ещё шесть лет работала, мыла посуду в школьной столовой г. Екатеринбурга. У меня пятеро детей. Каким бы боком не поворачивалась ко мне жизнь - пела, начиная со школы. И в старом клубе тоже пела.

Лариса Ивановна Яниева (48 лет):

- Моя мама, Тамара Ивановна Яндышева, пела всю жизнь, так, что и я не представляю себя вне песни. Я ветеринар по образованию, но работала уборщицей в ХТО, на пекарне. У меня две дочери. Я, получается, самая младшая певунья в коллективе, а старшая - Н.И. Ганькина.

Рассказав о себе, женщины попросили упомянуть в статье и о семье С.Н. Ильина: сыне Сергее, снохе Алёне, внуке Семёне, участвовавших в ремонте здания. А также о В.М. Сербаевой, А.М. Дмитриевой, Е.Я. Луканиной, братьях Дмитрии и Сергее Михайловых.

Можно перечислять ещё многих и многих, кто внёс свой вклад в открытие музея, ставшего центром национальной культуры автономии мари округа.

А мне лишь остаётся согласиться с русским писателем Ф. Абрамовым, сказавшим: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю».

Татьяна КОСТЫРЕВА