В рамках Дня народного единства и всероссийской акции

«Ночь искусств» состоялся фестиваль школьных музеев

 

МУЖЕСТВЕННОСТЬ И БЫСТРОТА, ГРАЦИЯ И ГАРМОНИЯ

Организаторами данного мероприятия были специалисты Центра дополнительного образования и Артинского исторического музея. Школьный музей в любой форме представлял визитную карточку своей малой родины, в которой отражались история населенного пункта и национальная культура. Главное условие визитной карточки – использование экспонатов школьного музея.

На фестиваль съехались делегации из разных школ Артинского городского округа. Рассказать о своей малой родине приехали те, кто неравнодушен и любит свой населенный пункт, гордится красотой природы и земляками, а экспонаты школьных музеев дополнили представления о быте и укладе жизни их земляков.

Фестиваль открыл народными песнями творческий коллектив «Бодрость», я и научный сотрудник музея Римма Александровна Мусихина поприветствовали гостей.

Издавна влекла на свои просторы различные племена и народности благодатная территория Урала, в том числе и Артинского района. Первыми жителями уральских земель были башкиры и татары, затем марийцы. Со временем сюда потянулись русские поселенцы.

Об укладе жизни татар рассказали активисты школьных музеев Азигуловской и Артя-Шигиринской школ:

- Основателем села Азигулово считается его первопоселенец Азигул. Существует легенда, что село Азигулово образовалось на речке Меляты у озёр на левом берегу Уфы. Поселение названо было по имени хозяина Азигула. Трудолюбивый, бойкий парень Азигул женился на дочери старика Атамбая. Вполне вероятно, что Атамбай был старшиной татар, а его зять Азигул по VIII ревизии был назван первопоселенцем. И село стало называться его именем, а датой основания считается 1655 год.

Деревня Артя-Шигири расположена в 16 км на юго-востоке от поселка Арти, в живописной лесной местности преимущественно на правом берегу реки Арти, ниже устья правого притока реки Шарымелги. Деревня несколько раз меняла своё местонахождение, пока населению не полюбилась местность, богатая лесом, зверьем, рыбой, заливистыми лугами. Селение возникло около 1747 года. Основателем деревни был старик Мавлекай, поэтому раньше было распространено название «Мавлекаево».

Национальные песни и танцы услышали и увидели гости фестиваля в исполнении учащихся Азигуловской и Артя-Шигиринской школ. Прослушав песни на татарском языке, гости не остались равнодушными. Татарские песни - это уникальные композиции, они очень схожи с восточной музыкой. А в татарских танцах таится нечто глубокое и изысканное. Всех их объединяет мужественность и быстрота, сила и характер мужчин в каждом движении, а также настоящая женская нежность и грация, трепет и гармония прекрасной половины.

Символом гостеприимства татарского народа и сладкий подарок на любой случай жизни является чак-чак, им и угостили всех присутствующих учащиеся школ.

ИСКУССТВО ТКАЧЕСТВА И ВЫШИВКИ

Очень ярко и интересно представили село Курки учащиеся и педагоги школы. Датой основания села считается 1675 год. Уникальное место благодаря природным достопримечательностям: горе Кашкабаш, Круглому, Светлому озерам, Клубничной горе, на которой ежегодно у куркинцев проходят моления перед праздником Ага-Пайрам. Уникально село и жителями, здесь проживают марийцы. Само название народа пошло от слов мари, марий, что означает «муж», «мужчина». Марийцы Урала сохранили многие признаки родной культуры. Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедшие до нашего времени национальные марийские костюмы поражают красочностью орнамента, они остаются одним из ярких примеров ценности художественного наследия марийского народа. Неотъемлемой частью женского костюма было шейно-нагрудное украшение - яга (из монет и бисера) и головные уборы. Замужние женщины носили остроконечный головной убор шнашобычо. Острый верх головного убора нависал над лбом, а полотенчатый низ спускался по спине. Поверх шнашобычо надевали четырехугольный платок из тонкого холста - солык. Девушки носили такию - высокую шапочку, украшенную сплошь монетами, бисером и раковинами каури. Как правило, в таких головных уборах выходили замуж. По издавна установленному ритуалу Зоя Ивановна Яметова провела фрагмент свадебного обряда и угостила всех национальным пирогом. Экспонаты школьного музея помогли участникам проникнуться укладом жизни марийцев.

ОДНА «ИСКРА» ВМЕСТО ПЯТИ

О селе Старые Арти рассказали учащиеся школы. Датой возникновения села принято считать 1760 год. Примерно в это время прибыли сюда русские поселенцы из сел Большие Ключи и Тана Пермской губернии, Кунгурского уезда. В 1858 году село почти полностью выгорело и постепенно отстраивалось заново. Село Старые Арти под названием «Артинское» получило его в 1782 году. В 1908 году там была построена деревянная церковь в честь иконы Иверской Божией Матери. В 1930 году в селе было организовано пять колхозов: «Красная заря», «Трудовик», «Красный плуг», «Колос», «Просвет». В 1960 году на базе колхозов «Заветы Ильича», имени Молотова, «Новая жизнь», имени Кирова был организован совхоз «Искра» с центром в селе Старые Арти. В ноябре 1967 г. открылся сельский клуб. В 1983 году в селе Старые Арти построена новая типовая школа на 392 ученика.

Экспонаты школьного музея – вышитые домотканые полотенца, строченые шторы дали представления об искусных мастерицах и народных умельцах.

Учащиеся Барабинской ООШ рассказали об истории возникновения села Барабы. Оно было основано под названием «Малая Омельковка» в 1795 году и входило в Сажинскую волость. Что касается самого названия нынешнего села, то существует версия, что уральские населенные пункты, носящие имя «Бараба», получили его в значении «часть чего-либо, окраина чего-либо». По-башкирски «бараба» означает сойка (птица).

Не менее удивительна и восхитительна природа местности, о которой живописно, ярко и интересно рассказали активисты школьного музея.

КРАСОТА ПО-РУССКИ

Село Манчаж было основано в 1652 году и является старейшим селом округа. По легенде, селение было основано марийцами, а само название «Манчаж» происходит от марийского слова «монча» (рус. «баня», «тёплое место»). Марийцы жили в Манчаже, но за участие во взятии Красноуфимской крепости во время Пугачёвского восстания 1773-1775 годов их из Манчажа выселили и село заселили русскими. В 1775 году Манчаж был сожжён карательной экспедицией по подавлению Крестьянской войны. В 1923 году в результате районирования образуется Манчажский национальный район. В 1962 году Манчажский район был расформирован и вошёл изначально в Красноуфимский, а затем в Артинский район.

В этом году Манчажская школа отмечала 145-летний юбилей. Экспонаты школьного музея, связанные с историей школы, рассказали нам, как начиналось школьное образования в селе Манчаже.

Ни одно массовое событие на Руси не обходилось без плясок и хороводов, основными признаками которых была и остается широта движений, сочетающихся с поэтичностью и чувственностью. Плавность движений и величавость русского танца девушек Манчажской школы окунули нас в далекие времена средневековой Руси, а фольклорные костюмы, сшитые руками учениц, добавили к танцу русскую красоту.

ПОМНИ СВОИ ТРАДИЦИИ

Завершали фестиваль учащиеся и педагоги из Артинского лицея, школы №1 и Центра дополнительного образования. В одной комнате разместились экспонаты школьных музеев, представившие экспозицию «Уральская изба конца XIX- нач. XX вв.». Учащиеся ЦДО встретили гостей по русскому национальному обычаю – с хлебом и солью, активисты Артинского лицея рассказали о быте и укладе жизни артинских рабочих, Любовь Ивановна Колотова подготовила загадки детям про домашнюю утварь, активисты музея ЦДО рассказали о праздновании на Руси осенин – праздника урожая, когда люди благодарят землю за её дары. На Руси с этого дня начинали праздновать осенние свадьбы. Наш стол был накрыт яствами, гости пробовали угощение. В завершении выступления поиграли в русскую национальную забаву «Горелки».

Воспитание подрастающего поколения в духе сохранения традиций, уважения к предкам, передачи многовекового опыта и знаний - это благородная цель всех школьных музеев. Сегодняшний фестиваль школьных музеев помог участникам узнать много нового и интересного из истории нашего края, национальной культуры. Здесь ребята обрели новых друзей, познакомились с интересными людьми и просто хорошо провели время.

Всем участникам были вручены благодарности. Римма Александровна Мусихина наградила руководителей школьных музеев Благодарственными письмами «Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера» за плодотворное сотрудничество, высокий профессионализм и личный вклад в развитие музейного дела в Артинском районе.

Светлана МАКСУНОВА,

методист ЦДО