Надежда Михайловна Кардашина


«И дольше века длится день» - теперь и в Дружино-Бардыме

ОСОБАЯ КРАСОТА

СТАРИНЫ

Жан Бодрийяр, французский культуролог, философ и фотограф, сказал: «Каждая старинная вещь красива просто потому, что она дожила до наших дней». Но я, побывавшая в музее старинных предметов быта, находящемся в д. Дружино-Бардым, добавлю, что красота старины и в духовной связи поколений.

Человека всю его жизнь окружают предметы быта: мебель, одежда, кухонная утварь, орудия труда… В каждом предмете скрыта не только история, традиции, но и душа хозяина, то неуловимое нравственное начало, вызывающее щемящие чувства, ощущение родовой связи и принадлежности к старине, становящейся ближе к современности, которая и изучает её, пытаясь сохранить как наследие народной культуры. Не зря с предметами быта связано огромное количество пословиц, поговорок, загадок. А их описание в литературных произведениях не только приближает к достоверности, но и создаёт особую атмосферу. Вспомните «Лето Господне» Шмелёва, «Антоновские яблоки» Бунина, «Вишнёвый сад» Чехова, «Поднятую целину» Шолохова…

И ЖИЛИ МЫ С ЧУГУНАМИ,

КОРОМЫСЛОМ

И РУБЕЛЕМ

Видимо, неслучайно хозяйкой музея, его организатором, вдохновителем идей по обустройству экспозиций является Н.М. Кардашина, учительница, преподававшая многие годы русский язык и литературу в Манчажской школе.

- Моя любовь к старинным предметам быта уходит в детство, - начинает Надежда Михайловна, - к бабушкиному дому. Бабушка, Екатерина Николаевна Шульгина, жила в д. Подъельничная.

Я помню запах дерева, русской печи, помню лоскутное одеяло и подзор на её кровати. Бабушка рассказывала мне о своей жизни. Муж погиб на фронте, она одна поднимала четвёрку детей. Я со слезами на глазах представляла, как она с малышом, привязанным к груди, пропалывала колхозные поля, как по колено в снегу рубила в лесу дрова. А однажды, испытывая страшный голод, собрала с цветущей вербы пушинки, насыпала их в кружку с молоком и поела.

Я и в своём детстве застала половики, чугуны. Носила вёдра с водой на коромысле. Ходила полоскаться на речку с плетеными корзинами. Видела, как мама гладила рубелем бельё. У Гали Смирновой, подружки, на веранде стоял патефон. Мы его заводили и слушали пластинки. В школьные годы я вместе с одноклассниками: Виктором Изгагиным, Юрием Трубеевым, Еленой Федяковой - ходила по домам бабушек и собирала предметы старины для школьного музея, которым руководила Л.А. Куляшова. Помню причудливый молочник, при помощи которого кормили младенцев. А ещё мы собрали коллекцию старинных денег.

Будучи учительницей, я мотивировала своих учеников заниматься музейным делом. Алёна Мусихина, Юлия Куляшова, Гульнара Асбаув, Алёна Жеребцова проводили тематические экскурсии для младших школьников.

И СОШЛО ПРОШЛОЕ

С ЧЕРДАКА

А вот желание глубокого изучения темы и идея о создании музея пришли неожиданно. Кардашины, живущие в Манчаже, в 2011 году купили старинный купеческий дом (кирпичная кладка на яйцах) с изумительным видом на пруд в Дружино-Бардыме, решив здесь, в глуши, устроить пасеку. И однажды гость, который являлся участником поискового отряда, ради любопытства залез на чердак, где и отыскал папку, в которой оказался архив документов, датируемых 1903-1913 годами. Это были квитанции, расписки крестьян, работающих на хозяина, которым являлся Никита Михайлович Чернов. Он же был и старостой деревни. Тут же прилагалось свидетельство о его образовании и свидетельство, разрешающее ношение револьвера.

- Как только я прикоснулась к пожелтевшим документам, - признаётся Надежда Михайловна, - сакральный смысл пронзил мою душу - всё это наше, родное, святое, через века пришедшее ко мне неслучайно, и дело моё - не только сохранить, а и возродить интерес к прошлому.

А мне вспомнился роман Ч. Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), откуда значение слова «манкурт» стало нарицательным, обозначающим человека, потерявшего связь со своими историческими, национальными корнями, забывшего о своём родстве. И для меня экскурсия по музею, созданному Надеждой Михайловной, стала обращением к корням как к живительной силе, связывающей с традициями, культурой моего народа, а значит, дарующей любовь к предкам и сегодняшнему дню, не существующему отдельно от прошлого, его истории, его достижений.

ОТ КИОТА ДО

ТРАНЗИСТОРА

Музей представляет собой пять демонстрационных зон. Невозможно представить предметы народного быта без самого важного - русской избы. Первая экспозиция передаёт посетителям суровый быт бедного крестьянина, в избе которого печь, лавки, люлька. У печи хлебная лопата, ухват, деревянная кадка. На полках размещены посуда, пасочница, крупорушка, плетеные корзины, на лавках - деревянные вёдра, прялка с веретеном. Помещение воссоздаёт уклад жизни, обычаи. Так, входная дверь с низкими косяками, в неё невозможно войти, не наклонившись.

- Это для гордого человека, - объясняет Надежда Михайловна, - входящие должны были поклониться хозяевам да и войти в избу только после приглашения: «Милости просим!» Незваными, но желанными гостями являлись лишь сваты. Сваха подходила к печи и начинала греть руки, что означало: пришли сватать дочку. Сватовство начиналось, если хозяйка ставила на стол самовар. После удачного сговора проходило рукобитие. Девочки с шести лет садились за пряху и готовили себе приданое, которое складывалось в сундук.

Важное место в интерьере занимала люлька, крепившаяся на очепе. Когда мужик узнавал, что жена беременна, он отправлялся в лес и вырубал подходящий очеп с множеством сучков (считалось, чем больше сучков, тем больше родится сыновей). На обратном пути он очищал очеп от коры, стараясь не касаться им земли (не показывать младенцу путь в иной мир).

Вторая экспозиция раскрывает быт зажиточного крестьянина. Здесь появляются предметы: деревянная кровать с лоскутным одеялом и подзором, выкладные половики, шкаф ручной работы, фотографии в рамочках, стеклянная посуда.

Следующая экспозиция - это уклад быта начала 20-го века. Появляются круглый стол, железная кровать-раскладушка, детская кроватка, люлька на пружине. Я вспоминаю, как сама качала подобную люльку и пела колыбельные песни своей младшей сестре. Здесь меня удивил необычный предмет, с виду похожий на деревянное ведро с сидушкой, но, как оказалось, служивший аналогом современного детского манежа. В него помещали ребёнка, который находился там долгое время.

- В избах оставались красные углы, - продолжает рассказ хранительница музея, - Я поместила в угол киот. Чёрный и прожжённый свечами он напоминает мне эпизод из фильма «Тени исчезают в полдень», когда Серафима перед киотом проклинает власть. Этот киот я нашла на чердаке дома, расположенного в Саране, а ведь именно там (Марьин утёс) и снимался этот фильм.

Четвёртая зона олицетворяет 20 век с многочисленными техническими устройствами: патефоном, печатной машинкой, радиолами, транзисторами, приёмниками, магнитофонами, фотоаппаратами. Представлены наборы открыток, значков, ёлочных игрушек… Всё близкое сердцу, родное, что сопровождало меня в моём детстве. Здесь же обувь, одежда, школьная форма, портфели и ранцы, рушники, занавески, расшитые наволочки. Оформлен уголок марийской и татарской культур.

ЛЮДИ ДОБРЫЕ

ПОВСЮДУ

Пятая зона представляет собой огромный выставочный зал, где размещены разных конфигураций керосиновые лампы, прялки, утюги, топоры, коромысла, весы, русленники (корыта, в которых рубили капусту), сечки, чугуны, ухваты, стиральные доски, чернильницы, бутыли, серпы, гармошки, салазки.

- Всё это богатство пришло в музей не сразу, - рассказывает Надежда Михайловна, - я начала ездить по деревням и сёлам.

Внушительной коллекцией старинных предметов одарила Татьяна Степановна Мешавкина из Токарей. Она сама собирала их долгие годы. С ней мы съездили в д. Попово, где Н.С. Мешавкина отдала нам икону, плетёные корзины, корыта, бутыли, деревянные вёдра. Множество экспонатов появилось благодаря жителям Манчажа. С.А. Лукоянов передал в дар люльку, керогаз, цепи для весов, гирьки, а Ю.И. Мешавкин - улей, крыша которого покрыта берестой. Л.Я. Гольянова, Ю.А. Ладыгина, Л.А. Волкова, Г.Л. Омелькова собрали скатерти, тюлевые шторы, рушники, половики, лоскутное одеяло, старинную швейную машинку. Н.М. Пономарёва предоставила гармошку, ручной сепаратор, а К.Л. Федотова - деревянные ложки, веретено. Г.И. Кардашина подарила разных размеров корыта-русленники. С.И. Крашенниникова отдала коромысло, чугунный утюг. М.Н. Федотова поделилась потрясающими наборами открыток с видами городов советского времени. Н.А. Смирнова отдала в дар конные грабли. Есть на территории музея площадка под открытым небом, воссоздающая покосную страду: стог сена, телега, грабли, литовки, деревянные вилы. Очень хотелось бы найти соху, плуг, цеп (приспособление для выколачивания зерна). К.Д. Овчинникова (Симинчи) завещала музею старинный шкаф. Огромную помощь в пополнении экспонатов музея оказали жители Дружино-Бардыма. А.С. Смолина и Л.А. Чувашова отдали в дар ручную мельницу, сундук, бочки, сапожные инструменты, тулуп. Т.А. Клюканова подарила этажерку, зеркало, корыто и сечку. Татьяна Жиганова принесла удивительные детские санки-розвальни, сито, портфель…

Ребятишки, узнавшие, что создаётся музей, притащили детскую деревянную кроватку из заброшенного дома, лапти.

ОЖИВШАЯ ИСТОРИЯ,

БЕЗ КОТОРОЙ НЕТ

РОДИНЫ, ЛЮБВИ И СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

- До появления в моей жизни музея, - замечает собирательница старины, - я скучала у телевизора, теперь же всё моё время подчинено изучению истории вещей, традиций, культуры русского народа.

Я прочла кучу литературы, добыла необходимую информацию в интернет-источниках. Внимательно пересмотрела фильмы: «Вечный зов», «Угрюм-река», через которые восстанавливала картину интерьера. И, чем больше я погружаюсь в материал, тем больше люблю старинные вещи. Я реставрирую их, привожу в порядок. Каждую весну перемываю, перестирываю, крахмалю, ожидая в музей гостей.

Два года как музей функционирует. За это время его посетили многие жители Манчажа, Дружино-Бардыма, учащиеся Усть-Манчажской школы.

В создании музея мне помогает семья. Муж, Сергей Иванович, переоборудовал постройки под необходимые зоны музея. Все хозяйственные заботы на его плечах. Племянник Юрий установил видеонаблюдение. Сын Андрей поменял всю электропроводку.

Дочь Кристина помогает оформлять документацию. Мы все увлечены важным и интересным делом. В ближайших планах проект, связанный с подготовкой зоны, где в театрализованной форме будет представлена история, связанная со свадебными ритуалами. Молодожёны смогут сохранить в памяти торжественный день, поучаствовав в старинных свадебных обрядах, украсив событие ярким колоритом народных традиций.

Посетив музей, созданный Надеждой Михайловной и её семьёй, прослушав экскурсионную программу, я глубже осознала роль музеев в сохранении истории, дающей живительную силу душе человека, подпитку его родовых корней, без которых нет любви, родины и сегодняшнего дня.

Татьяна КОСТЫРЕВА

Фото автора

и из архива

Н.М. Кардашиной