ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

Рассказ о любви к театру начну с выдержки из знаменитого монолога Алеши Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще с детства, из родительского дома».

Так вот театр в моей жизни начался с детства, когда я, собрав соседских ребят, решила оживить аудиосказки. Мы собирались у меня дома, включали радиолу и, разобрав роли, пытались в действии следовать за голосом, звучащим с пластинки. А летом превращали в театр сеновал: выметали от трухи место для сцены, из простыни сооружали занавес. В день премьеры зрители поднимались по шаткой скрипучей лестнице, усаживались на душистом сене и смотрели незатейливые сюжеты историй, выдуманных артистами, которые получали неимоверное удовольствие от действа. А софитами нам служили солнечные лучи, превращающиеся в теплые дорожки с золотистыми крапинками, весело струящимися сквозь щели деревянной крыши.

В младших классах я начала посещать драмкружок при Доме культуры, которым руководил В.П. Изгагин. Тут произошло первое знакомство со сценой и закулисьем, как чем-то волшебным, удивительным, имеющим свой запах, свою атмосферу, которая будоражит, волнует, притягивает. В старших классах, будучи пионервожатой, организовала школьный театр, в котором пробовала свои режиссерские силы. Теперь я безмерно удивляюсь, но в то же время благодарю педагогов, которые дали свободу моим творческим проявлениям. Нам выделили целый класс, где мы ежедневно собирались и репетировали сценки, концертные номера, с которыми выступали в больницах, в красном уголке фермы. Поставили даже спектакль «Приключения Чиполлино». О нашем школьном театре была статья в газете «Пионерская правда».

После окончания школы я поступила в пединститут, но быстро поняла, что основы семантики, языкознание и старославянский язык вгоняют меня в уныние и перевелась в училище культуры на театральное отделение. А в 1993 году поступила в Екатеринбургский театральный институт на курс В.И. Анисимова, который перевернул мое представление о самой себе, о мире в целом; погрузил в режиссуру и актерское мастерство. Мы приходили в институт с утра, а уходили глубоко за полночь. Сценическая речь, пластическое воспитание артиста, история театра, классическая режиссура, сценография, сценарная работа, работа над этюдами, постановка спектакля – все, чем мы жили в трудные, но счастливые годы учебы. У меня до сих пор хранится книга, написанная Вячеславом Ивановичем, «Алгебра гармонии» (в нее вошла и моя курсовая работа), на титульном листе которой выведено рукой мастера: «Танечке Костыревой, любимой ученице – Учитель».

Годы учебы преподнесли мне бесценный дар - дружбу! Я приобрела на всю жизнь родного по духу человека, подругу, Е.Г. Абрамову, служащую помрежем в Екатеринбургском ТЮЗе. Благодаря Елене Григорьевне мои дети открыли удивительный мир театра, пересмотрев весь репертуар, а еще побывав в закулисье, познакомились с устройством театра изнутри. А я стала завсегдатаем Всероссийского фестиваля «Реальный театр» (организатором которого является ТЮЗ), проходящего раз в два года в Екатеринбурге. Сюда свозятся лучшие спектакли со всей России, которые демонстрируются в разных театрах города. Участники фестиваля в течение десяти дней просматривают все спектакли, проводят совместные обсуждения: семинары, творческие лаборатории. Это потрясающая театральная школа, неоценимый опыт, возможность общения с известными актерами и режиссерами

ГЛАВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: НЕ ВОСПИТЫВАТЬ,

А УЧИТЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Но самое главное, ради чего я начала этот разговор, моя педагогическая деятельность в качестве руководителя объединения «Театральная студия «Радость» (МАОУ АГО «ЦДО»), начавшего свою деятельность в 1993 году. Молодость, не испорченная опытом, всегда смела, открыта к экспериментам, поэтому первое десятилетие творческой деятельности запомнилось полным погружением в воспитанников, которые стали неразрывной частью моей жизни. Ребята всецело отдавались творчеству. Мы изучали основы театральной культуры и актерское мастерство. Фехтовали. Каждый студиец изготовил свою личную шпагу. Устраивали грандиозные «капустники». Нам не хватало учебного времени, и мой дом превратился в место, куда в любое время суток приходили дети: кто с радостью, кто с печалью. Я не подразделяла своих воспитанников на перспективных и не очень, на талантливых и бездарных, поэтому рядом со мной всегда было много таких, которые считались трудными или неблагополучными, но которые в атмосфере любви и уважительного к ним отношения раскрывались, принимая правила дружбы, ответственности, начинали верить в себя, как в интересную личность, значимого человека, который имеет вес в коллективе, которого любят просто за то, что он рядом.

Придут, бывало, со слезами, прижму к себе, выслушаю. Что-то подскажу, а в большинстве просто утру слезы, накормлю, начнем играть или смотреть фильм. Сколько их прошло через мое сердце… И в каждого я вселяла уверенность, что он хороший, замечательный, талантливый и очень-очень нужный человек.

Моя семья привыкла к «детскому дому» - у нас всегда были студийцы: то пили чай, то репетировали, а то приходили просто провести время. Помню, как мои уже старшеклассники, однажды пришли в шесть утра и заявили: «Татьяна Борисовна, мы принесли Вам в ладонях рассвет!» Как было их не любить?!

А сколько походов мы совершили, сколько поездок в театры! Но самым дорогим на все времена и для всех студийцев остаются Вечера Откровений (курс этики), где при горящей свече мы читаем Достоевского, Айтматова, Астафьева… Через литературу постигаем истины: что есть добро, любовь к ближнему, жестокость, предательство. Обсуждаем, размышляем, стараемся соотнести с нашей жизнью.

Всегда сверхзадачей моей деятельности был не столько театр, а воспитание через театр личности, умеющей радоваться, понимающей, насколько красив и удивителен мир. Именно поэтому студия получила такое название, а нашим девизом стали слова Е. Вахтангова:

- Хочу отдать то,

что горит внутри.

Хочу зажечь.

Хочу, чтоб и меня увлекли.

Будем гореть, будем хотеть,

Будем творить, как умеем,

Лишь бы радостно!

Вот так через радость совместного творчества мы поставили множество спектаклей, с которыми выступали в Манчаже: школе, СОЦе, детсаде, гастролировали по району (Арти, Сажино, Азигулово, Бакийково, Конево, Кадочниково, Токари), становились лауреатами областного фестиваля в Екатеринбурге, победителями территориальных фестивалей в Красноуфимске, где, кстати, помимо Дворца творчества, выступали в различных дворовых клубах.

СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО Я ВАМ НУЖНА!

Навсегда в скрижалях студийной истории останутся спектакли: «Один за всех!» (1993 год), «Смешилки и ужастики для больших и маленьких ушастиков» (1996), «Сочинение, написанное стоя на голове» (1997) «Звезда над крышей» (1998), «Птица с золотыми крыльями», «Приглашает Снегурочка» (1996, 2006), «Зайка-Зазнайка» (1994, 1998, 2006, 2018), «Два клена» (1999), «Принц Тетурам» (2002), «Маленький принц» (2003), «Кика и Мора против космических пиратов» (2005), «Тайна елочной игрушки» (2007), «Опасная прогулка» (2008, 2016), «Заколдованная девочка» (2009, 2017), «Муха-Цокотуха» (2011), «Праздник в Чепухляндии» (2012), «Праздник в Кощеевом царстве» (2015), «Смешная трагедия» (2016, 2019), «Похищение белой птицы» (2016), «Новый год в Простоквашино» (2017). А сколько поставлено нами театрализованных представлений, игровых программ!

За каждым спектаклем целая история: своя постановочная работа, свои актеры. Помню всех вас, мои хорошие: Ильсур Мустакимов, Лена Кондрашина, Аня Токарева, Наташа Кардашина, Таня Немкина, Женя Мякишев, Максим Озорнин, Сережа Лысов, Наташа Озорнина, Лариса Сафиева, Юра Боталов, Феликс Гимадиев, Денис Кондрашин, Лена и Ирина Сальниковы, Егор Кондрашин, Маша Лобанова, Ксюша Стахеева, Лена Пашина, Саша Лебедев, Дима Серебренников, Инна Шилькова, Катя Липатникова, Аня Тихомирова, Кристина Пастухова, Алсу Муллаянова, Кирилл Костырев, Семен Смолин, Зоя Власова, Яна Козлова, Ростислав Смирнов, Таня Лукоянова, Полина Булатова, Антон Железцов, Степа Лавров… Простите те, кого не перечислила - ограничено место, но вы все в моем любящем сердце. И каждому из вас, я могу сказать: «Спасибо за то, что я была вам нужна!»

КРЕАТИВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ - ВМЕСТЕ

Сейчас студия реализует две образовательные программы: для младших учащихся «Академия креативности», для старших – «Формирование нравственной, творческой личности средствами театрализованной деятельности». В студии успешно функционируют четыре группы, а общее количество обучающихся составляет 54 человека.

Также студия является волонтерским отрядом (студийцы имеют личные волонтерские книжки). Помимо показа благотворительных спектаклей, в каждый социально значимый праздник студийцы осуществляют благотворительные акции, посещая на дому старожилов села с поздравлением, показом мини-концерта, вручением подарков. Мастерят елочные игрушки, украшают установленные на улицах села ели. Таким образом реализуя проекты «Милосердие» и «Театр доступен всем».

Изменился в студии и подход к образовательным дисциплинам - большое внимание уделяется развитию у учащихся креативности. Успешно освоили мы технологии, методы и формы дистанционного обучения, применяя их на практике.

СЕСТРЫ И БРАТЬЯ, А ТАКЖЕ ИХ РОДИТЕЛИ

В прошлом году мы поставили потрясающий спектакль «С любимыми не расставайтесь!» по мотивам «Маленького принца» Экзюпери, который успели показать в Артинском лицее, Манчажской и Сажинской школах. В этом сезоне мы продолжаем работу над спектаклем в надежде, что сможем реализовать его на подмостках. Над спектаклем работают великолепные юные артисты: Иннокентий Костырев, Ксения Банникова, Анастасия Яржемская, Никита Фофанов, Милана Банникова, Ирина Козлова, ставшие за много лет обучения в студии настоящими профессионалами, а главное - чуткими, глубокими людьми, умеющими наблюдать жизнь и человека во всех его проявлениях.

Итак, студия в течение 28 лет является местом радости и погружения в мир театра для детей и подростков нескольких поколений. Во многих семьях студию посещали и сестры, и братья, а также их родители - сейчас уже обучаются дети первых выпускников. Но, как и прежде, для всех студийцев наш маленький театр остается пространством творчества, созидания, активного сотрудничества и большой любви к человеку, к жизни, к актерскому мастерству.

А еще актриса Светлана Крючкова сказала: «В театр ходят за счастьем», так и мы становимся чуть счастливей, приоткрывая не изведанный до конца мир сценического искусства.

Татьяна КОСТЫРЕВА