Участники спектакля

А. Мунирова, Р. Байрамов, Р. Ганиятова, Н. Абидулин, З. Мавлютова, Г. Садыкова



Собирает аншлаги, воспитывает и дарит радость!

 

ТАТАРСКИЙ ТЕАТР - ШКОЛА ДЛЯ НАРОДА

Истоки татарского театра уходят в далекое прошлое, когда в 1887 году была издана первая пьеса, а в 1906 году 22 декабря состоялось первое публичное представление на татарском языке, ставшее официальным днем рождения татарского театра. В те времена был развит домашний театр, поэтому второй значимой датой стала премьера спектакля "Беда от любви" (комедия Намыка Кемаля) в постановке театрального кружка "Шимбэчелэр" и прошедшая в 1926 году.

Казань, где в 1791 году в гимназии был открыт первый публичный театр, стала центром театральной культуры. В 1803 году там уже специально отстраивается деревянное здание с каменным фундаментом для крепостного театра. В 1804 году труппа показывает спектакль "Недоросль" (Фонвизин), а в 1805 году - "Ермак" (Плавильщиков).

После страшного пожара, уничтожившего в 1842 году почти весь город, спектакли шли в частных домах. И лишь в 1851 году в Казани во вновь отстроенном каменном здании театра начали давать первые спектакли. В августе 1874 года артистами казанской оперной труппы была дана опера "Жизнь за царя" (М.И. Глинка), которая положила начало оперным сезонам. Затем снова было несколько пожаров, уничтоживших здания театров.

До Октябрьской революции существовали три профессиональные труппы: "Сайяр" (Казань), "Нур" (Уфа), "Ширкат" (Оренбург). В 1920 году драматург Карим Тинчурин и композитор Салих Сайдашев создают новый жанр музыкальной драмы - "сельский", основанный на традициях сельских праздников и джиенов.

В 1934 году вышло постановление СНК ТАССР о создании в Казани Татарского государственного оперного театра. А в 1939 году новое здание оперного театра распахнуло для зрителей двери - состоялась премьера оперы "Качкын" (Назип Жиганов). В 1956 году театру было присвоено имя Мусы Джалиля.

А Казанскому драматическому театру было присвоено имя Василия Качалова в 1948 году.

Современный татарский театр процветает и имеет огромную популярность. Габдулла Тукай писал:

 

Театр - и зрелище, и школа для народа,

Будить сердца людей - вот в чем его природа!

На путь неправедный он не дает свернуть,

Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.

Волнуя и смеша, он заставляет снова

Обдумать прошлое и смысл пережитого.

 

УЧАСТКОВЫЙ - ВЛАСТЕЛИН СЦЕНЫ

Сегодня мы вспомним историю возникновения Азигуловского народного театра, который по праву считается гордостью нашего района. Его основателем являлся Н.И. Идрисов, Заслуженный работник культуры РСФСР. В 1947 году Нагим Идрисович, только что отслуживший в армии, назначается заведующим клубом. Он собрал молодежь и поставил спектакль "Галия". С этим спектаклем коллектив занял первое место в Манчажском районном смотре художественной самодеятельности.

Какое-то время Нагим Идрисович с семьей проживал в Свердловске, но мысли о драматическом коллективе не покидали его, и семья вернулась в родное село. Здесь Нагима назначают председателем Сельского Совета, а немного погодя он устраивается участковым милиционером. Спектакли же ставит на общественных началах. В 1975 году коллектив занял первое место в областном фестивале самодеятельного художественного творчества трудящихся со спектаклем "Жница" и получил звание "Народный театр".

Театр начал выезжать на гастроли в Свердловск, Верхнюю Пышму, Первоуральск, Ревду, Красноуфимск, Рахмангулово. Семь спектаклей коллектива показали по Свердловскому телевидению. Очевидцы вспоминают, как директор совхоза "Азигуловский" Анатолий Акимович Абраров с восхищением говорил: "Меня подкупает искренняя игра земляков. Режиссер театра Идрисов - знаток человеческой психологии - он разбирается в людях. Если на роль требуется лентяй, он лентяя и подберет, а замкнутый у него играет роль молчуна".

В то время яркой звездочкой театра была Галия Зайнуллина, методист клуба - все восхищались ее эмоциональной игрой. Однажды после спектакля "Беркуты гнездятся на скалах" (исполняла главную роль), проходящего в Красноуфимском доме культуры, зрители одарили ее оглушительными аплодисментами и преподнесли роскошные розы. Можно бесконечно перечислять тех, кто играл на сцене, так как ежегодно в коллектив театра вливаются новые участники - взрослые и дети, влюбленные в театр и пробующие свои артистические способности.

Своими воспоминаниями о театре делится Таслима Нагимовна Сафина, дочь Н.И. Идрисова:

- Помню, как папа, работая участковым, привлекал к участию в спектаклях тех, кто состоял в группе риска - уводил их с улиц на сцену. В то время он ставил музыкальные комедии, где играло до тридцати человек. Может, поэтому в Азигулово и не было хулиганов - все занимались театром.

 

На сцене увидав правдивый облик свой,

Смеяться будешь ты иль плакать над собой.

Узнаешь: жизнь твоя светла иль непроглядна,

Вот это верно в ней, а это в ней неладно.

Развить захочешь ты достойные черты —

Так новой мудростью обогатишься ты.

И если ты хорош — то только лучше станешь,

А если ты дикарь — из темноты воспрянешь.

(Габдулла Тукай)

- Мама, Василя Габдрахмановна, - продолжает Таслима Нагимовна, - я и моя младшая сестра Винарида тоже играли на сцене. И если подумать, то в Азигулово нет ни одной семьи, где хотя бы один человек не играл в театре - мы все прошли через сцену.

В каждый свой отпуск отец ездил в Казань, где встречался с драматургами и привозил татарские пьесы. Когда отец вышел на заслуженный отдых, то его пригласили в Красноуфимск, где он основал любительский татарский театр, который также получил звание - "Народный".

Рассказала о театре тех лет и Роза Минниевна Абдулина:

- После окончания Елабужского училища культуры я работала в Дружино-Бардыме, а с 1974 года - в Азигуловском доме культуры. Была и художественным руководителем, и заведующей. В то время мы с Маратом Гумаровичем Байрамовым рано утром приходили на работу, а поздним вечером возвращались домой. Обходили все отделения совхоза, оформляли красные уголки. А сколько мероприятий проводили! Организовывали проводы новобранцев в армию, различные концерты. Играла я и в спектаклях нашего театра. Помню свою первую актерскую работу в постановке "Казанское полотенце". Даже потом, когда, получив педагогическое образование, я ушла работать в школу учительницей русского языка и литературы, продолжала заниматься в театре. Мой муж, Назиб Габтулмазитович, по сей день играет на сцене. Благодаря Нагиму Идрисовичу все село было вовлечено в театральную деятельность. Спектакли собирали аншлаги.

Сейчас режиссером театра, - продолжает женщина, - является талантливый человек Р.М. Байрамов, сохранивший традиции и передающий населению любовь к сцене. Он тоже знаток человеческой души и великолепный постановщик. А его умение играть на гитаре и мандолине привносит в спектакли свою изюминку.

 

РЕЖИССЕР, ВЛЮБЛЕННЫЙ

В СЦЕНУ,

МУЗЫКУ И СПОРТ

Руслан Маратович воспитывался в творческой семье. В семидесятые годы его дедушка Гумар Байрамович Байрамов, учитель пения, создал в школе учительский ансамбль. Отец, Марат Гумарович, аккомпаниатор СДК, окончил Краснотурьинскую музыкальную школу, имеет превосходный слух и в совершенстве исполняет произведения многих композиторов.

- Я с музыкой просыпался по утрам, - рассказывает Руслан Маратович, - и с музыкой засыпал, поэтому музыка живет во мне. Сейчас, помимо режиссерской деятельности, я обучаю детей игре на мандолине, баяне, гитаре и ложках. А еще в школьные годы я серьезно занимался самбо, и мне было присвоено звание кандидата в мастера спорта.

За свою жизнь Руслан Маратович попробовал себя в разных сферах: бухгалтерия, строительство, лесопилка…Трудился он и методистом в Азигуловском ДК, пока в 2015 году не возглавил народный театр, став достойным преемником руководителей в разное время возглавляющих коллектив: Закия Авхадыева, Котдуса Идрисова, Галии Зайнуллиной, Миниамал Ахтямовой, Ильсура Шайхиянова, Азата Фазулова, Марата Байрамова, Шамсии Галиуллиной.

В 2021 году в Екатеринбургской академии современного искусства Руслан Маратович прошел профессиональную переподготовку на отделении "Менеджмент в социально- культурной сфере. Руководитель учреждения культуры". Постоянно посещает курсы, семинары и мастер-классы по актерскому мастерству, что проходят в Екатеринбургском ТЮЗе и Центре народного творчества.

Коллектив под руководством Руслана Маратовича становится неоднократным победителем различных конкурсов международного и всероссийских уровней. Огромный стенд, размещенный в фойе клуба, свидетельствует об успешной деятельности коллектива, демонстрируя великое множество дипломов и грамот.

В последние несколько лет репертуар народного театра состоит из спектаклей: "Мама, вот тебе невестки", "Весной, когда трогается лед", "Любви все возрасты покорны".

В этом году состоялась премьера спектакля "С меня хата, с тебя - муж". Активными участниками этих постановок являются Назиб Абдулин, Зухра Мавлютова, Гульсина Садыкова, Розалия Ганиятова, Айгуль Мунирова, Винарис Хилязев, Таслима Садыкова, Рамиль Бархадинов, Альфия Габсаликова… Вообще передо мной список, включающий 53 человека, и понятно, что всех не перечислишь.

У народного театра существуют два спутника - детские коллективы: "В гостях у театра", "Юмор и сатира", также под руководством Р.М. Байрамова. Дети и подростки участвуют в инсценировках, организовывают театрализованные представления и игровые программы. Здесь активистами являются Э. Мунирова, С. Абзалова, С. Хусаинова, Р. Хусаинов, А. Тихонов… И для юношества театр,

Он — благонравья храм, он - знания дворец.

Наставник для умов, целитель для сердец.

Но следует ему блюсти одно условье:

Родной народ учить с терпеньем и с любовью,

И с древа мудрости срывать тогда лишь плод,

Когда он красоту и зрелость обретет.

(Габдулла Тукай)

Татьяна КОСТЫРЕВА

 

Фото из архива театра