Авторизация



Читатель комментирует:
Афиша

РДК

Приглашаем принять участие в выставке декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Пасхальные перезвоны». Творческие работы принимаются в каб. №1 с 12.00 до 18.00 до 22 апреля (включительно), кроме воскресения и понедельника. Справки по тел. 8 902 269 08 81, Ирина Олеговна. 0+

Приглашаем принять участие в конкурсе патриотической песни «Во славу Великой Победы поем!» Возраст участников от 14 лет и старше. Заявки принимаются до 1 мая. Справки по тел. 8 902 265 42 65, Елена Владимировна. 12+

Продолжает работу выставка ДП и ИЗО творчества к Дню космонавтики «Волшебный космос». 0+





Кинотеатр "Луч"

Сеансы смотрите на сайте:


https://арти-кино.рф


Справки по тел.: 2-23-43, касса.



Поделиться
Лента новостей
Культура
Религия PDF Печать E-mail
Культура - Культура
29.12.2023 10:33



«Нельзя лук все время держать натянутым – тетива лопнет»

Роман Васильевич Маньшин (отец Роман) - настоятель храма «Во имя Иверской иконы Божией матери» с. Старые Арти. Родился и вырос в г. Курске, там же окончил Сельскохозяйственную академию им. И.И. Иванова, а позже Московский государственный социальный университет по специальности «Юриспруденция», работал в ГУ МЧС по Свердловской области. Затем отец Роман окончил Екатеринбургскую духовную семинарию и с 2010 года служил алтарником в Свято-Троицком соборе, а в 2013 его рукоположили в священники и направили в Старые Арти.

- Батюшка, поведайте историю храма.

- Основан он был в 1908 году. Храм возвели на красивом возвышенном месте. В 1932 году был закрыт, из него пытались сделать школу, но родители не повели сюда детей. Потому здание церкви передали в колхоз под склад удобрений. В конце 1990-х годов встал опрос о передаче здания бывшего храма православной общине, но в 1998 году старое деревянное здание сгорело. На фундаменте сгоревшей церкви в 2003 году был заново отстроен новый деревянный храм, который вы сейчас видите. Позже у нас планируется замена колокольни, вот приедете к нам через пару лет и увидите уже другой, преобразившийся фасад.

- Чем обычно занимается священник на приходе?

- Проводит богослужения, беседы, осуществляет благотворительный сбор помощи и ее распределение, следит за деятельностью Воскресной школы. Также я проводил беседы на духовные темы в Артинской библиотеке для всех желающих. Сейчас, к сожалению, нет возможности ездить в Арти, машина неисправна, но эту ситуацию я постараюсь решить в ближайшее время и вновь во-зобновить беседы.

- Какая она, жизнь прихода?

- Четыре дня в неделю проходят вечерние и утренние богослужения, в субботу и воскресенье обязательно, а в остальные дни - к праздникам или к большим святым.

Круглосуточно у нас тут никто не находится, но бабушки каждое утро топят печь, принимают записки, продают свечи, иконы, книги.

Воскресная школа у нас небольшая, в настоящее время обучаются шестеро ребятишек разных возрастов, преподаватель, она же и директор Л.В. Щукина. Ребята постарше выполняют послушания в храме, одного мальчика взяли в алтарь, он и на колокольне дает благовест. На клиросе поет мой сын по мере возможности (в свободные от учебы дни).

Так как храм находится на отшибе - проходимость небольшая, но воскресные службы посещают до 30 прихожан. Мне очень нравится эта церковь, здесь особая атмосфера, место очень намоленное.

- Слышала, Вы уезжали в зону СВО и служили там при военном госпитале, можете рассказать об этом?

- Работал с ранеными военнослужащими в Луганской области. Люди разные, к каждому нужен свой подход, но работать там легче, чем на приходе, все находятся рядом, мы были в постоянном контакте, вместе обедали, ужинали – все бойцы были как на ладони, к любому можно было подойти, пообщаться, и человек постепенно начинал раскрываться, с некоторыми (кто уже не находится в зоне боевых действий) мы до сих пор держим связь. А здесь человека увидел, не успел с ним толком пообщаться - он уже убежал, и не факт, что ты сможешь еще с ним побеседовать.

В госпитале мне выделили палату, которая находилась посередине этажа, двери постоянно были открыты, любой желающий мог всегда зайти. Там проводились богослужения, беседы (в том числе и индивидуальные). Паники там никакой нет, люди знают, что они делают, упаднических настроений тоже нет. Победа будет за нами!

- Как вести себя семье, когда в зоне спецоперации находится близкий родственник?

- Знаете, когда операция началась, мы подумали, что в храме сразу появится много народа, потому что для русского человека естественно в горе обращаться к Богу. Но люди не пришли в храм, у нас прихожан осталось ровно столько, сколько было и до СВО, нисколько не прибавилось. А боевые действия можно завершить хоть завтра, просто собраться и Бога попросить, и все закончится, как заканчивалось и ранее. Поэтому первейший мой совет – обратиться к общей соборной молитве, войти в церковную общину, а не просто в одиночку забежал, свечку поставил и убежал. Войдите в храм, помолитесь совместно с братьями и сестрами, и человек живой вернется!

Второй совет - приготовиться с Богом соединиться, исповедь принести, причаститься, переговорить со священником, излить свою печаль – все это не будет лишним. Господь Бог от своего чада никогда не отказывается и Он, естественно, поможет. Переносить горе одному, когда твой родственник занимается ратным трудом (это всегда опасность) очень тяжело, поэтому и нужно идти в церковь и решать этот вопрос с Богом, вот тогда все будет правильно! И это не я придумал, это церковь уже 2000 лет практикует и отказываться от этого неразумно. Слезами ничему не поможешь, а вот активными действиями можно! Помимо молитвы и церковной жизни очень полезна милостыня. Она подается во имя того, за которого вы хотите попросить помощь Божию. И когда его нуждающийся помянет, Господь будет благодушен и милостив к человеку, который с оружием в руках отстаивает интересы нашей Родины. Это самое простое, что можно сделать и самое доступное.

- Новый год и Рождество Христово - события любимые и долгожданные, стоит ли их праздновать, и как это правильно делать?

- Новый год – он по большей части праздник детский, Дед Мороза, Снегурочку очень ждут ребята, чтобы получить подарки, погрузиться в атмосферу радости. Взрослым же особой необходимости праздновать Новый год нет, потому как такое празднование связано с накрытием стола разными яствами, напитками, это и танцы, увеселения, все это несовместимо с соблюдением рожденственского поста. Поэтому Новый год для детей лучше не отменять, чтобы они не чувствовали себя обделенными, не лишать их этой радости, но когда ребенок уже начнет понимать смысл поста, тогда можно и его подключать, а пока маленький, пусть радуется, вокруг елочки хороводы водит. А вот взрослым лучше воздержаться и не увлекаться китайскими календарями! Дракон – это символ Сатаны, поэтому посвящать ему год точно не стоит. 2024 - Год семьи – так сказал наш дорогой Президент!

А Рождество Христово нужно праздновать широко, ведь в этот день на земле родился Христос – Спаситель мира. Для тех, кто скучает по празднованию Нового года, придуман Старый новый год. Вообще все эти дни, начиная от Рождества Христова и заканчивая Крещением Господнем (19 января), – это сплошные праздничные дни, поэтому потерпеть можно, а потом попраздновать. Веселье – это не грех, его Господь посылает людям, чтобы они отдохнули от мирской суеты и возрадовались духом своим.

- Слышала такую точку зрения: не праздновать, не веселиться сейчас в праздничные дни, так как идет специальная военная операция, наши бойцы Родину защищают, и мы должны воздерживаться от веселья.

- У нас есть образец, это не первое такое событие в истории нашей страны, мы помним Великую Отечественную войну, в которую люди находили время и для труда, и для подвига, для печали и для радости. Как сказано в патерике: «Нельзя лук все время держать натянутым – тетива лопнет», поэтому человек в любом случае должен отдыхать душой своей. В те времена Новый год никто не отменял, на передовую ездили бригады, веселили и радовали бойцов. Поэтому сказать: давайте будем все время с постными лицами ходить в эти дни - неправильно! Давайте будем жить нормальной жизнью, просто, может быть, научимся находить радость в чем-то особенном, в другом, не просто дату справлять, а радоваться событию, которое в этот день произошло – это будет вполне нормально.

Мария СУЛЕМЕНЕВА

 
Сто десять лет, сто десять зим народ Березовки веселим PDF Печать E-mail
Культура - Культура
14.12.2023 11:37

Т.В. Тупицина, Т.П. Пакулина, Л.А. Нечаева, Н.С. Копыркина,

Н.А. Сергеева, Н.Н. Булатова


Здесь молодожены получали свидетельства о браке, отсюда провожали

в армию

 

24 ноября Березовский дом культуры собрал гостей и жителей деревни на свой юбилей - 110 лет! Несмотря на внушительную дату, он остается молодым, успешным и процветающим.

Юбиляра приехали поздравить Н.Л. Чермных, директор ЦКД и НТ АГО, С.А. Токарев, заместитель главы АГО, П.Ю. Русинов, директор Поташкинской школы, О.А. Стахеева, глава Березовской сельской администрации.

Концертную программу песней «С днем рождения!» открыл коллектив «Сударушка» в составе Л.М. Переславцевой, Н.А. Сергеевой, Л.П. Копыркиной, Н.С. Копыркиной, Н.Н. Булатовой, Т.П. Пакулиной, Л.А. Нечаевой, Т.В. Тупициной, О.Е. Клыковой. Вся программа сопровождалась видеороликами с фотографиями прошлых лет, от черно-белых до цветных.

Лариса Михайловна, директор ДК, рассказала интересную историю его существования, а затем пригласила на сцену тех, кто внес большой творческий вклад в развитие ДК: Зинаиду Степановну Белоногову, заведующую с 1971 года, за ее плечами 28 лет яркой, плодотворной творческой деятельности, Людмилу Степановну Стахееву, Инну Юрьевну Трусову, Василия Борисовича Хмельницкого, Татьяну Алефтиновну Некрасову. З.С. Белоногова вспомнила прошлые трудные годы: «Приняла клуб без окон, без дверей. Как-то зимой дали трактор, чтобы съездить за дровами, потому что нужно было провести партийное собрание».

За 110 лет работы Дома культуры в его стенах трудилось немало наших односельчан. Хочется вспомнить добрыми словами тех, кто в разное время трудился в СДК: Маргарита Сергеевна Сергеева, Екатерина Викторовна Некрасова, Татьяна Михайловна Русинова, Валентина Николаевна Паначева, Раиса Николаевна Булатова, Надежда Ивановна Булатова, Евгения Валерьевна Сергеева, Юлия Олеговна Устиченко, Зинаида Викторовна Гребень, Надежда Ивановна Сергеева.

За все время существования в Доме культуры проводились выборы, партийные собрания, лекции. Во время выборов могла приехать автолавка с продуктами. Здесь также регистрировали браки, отсюда призывали в армию. В наши дни клуб является местом проведения новогодних праздников, фестивалей, дискотек, массовых гуляний, здесь организовываются хоры, кружки.

Активное участие в поздравлении приняли березовские педагоги во главе с директором школы - Павлом Юрьевичем Русиновым. Они исполнили переделанные попурри на тему школьных песен, прочли красивые стихи. Очень оригинально получилось! Порадовать зрителей приехали из соседних деревень - Поташки, Сухановки, Тюльгаша, Красноармейца. Поташкинская «Дубравушка» спела песни «Дороги», «Трава-мурава», желая нашему Дому культуры легкой дороги в будущем. А когда запели песню о маме, сразу вспомнилось беззаботное детство. Спасибо «Дубравушке», даже взгрустнулось. Так трогательно! Порадовала Ирина Александрова своим эмоциональным танцем «Цыганочка». А какие у нее волосы, какой взгляд! Завораживающе! Ай да, звезда, соперниц не потерпит! Шикарно! Олеся Юрьевна Деменьшина из Сухановки привезла танцевальную группу «Перемена». Они исполнили танцы «Я за то люблю Ивана», «В роще пел соловушка». Красиво! Всем понравился молодежный рэп в исполнении коллектива «Перемена». Замечательно исполнили «Клубный вальсок» и «Бродячие артисты» ребята из Красноармейца - Юрий Мангилев и Радик Вагапов. Было такое ощущение, будто я на какое-то мгновение окунулась в воспоминания о юности. Задорно исполнила тюльгашинская «Уралочка» свои песни «Дай Бог вам счастья, земляки», «Был бы хлеб, была б картошка», им аккомпанировал Роман Балеевских. А затем Роман исполнил песню «Заходите к нам на огонек». Ариша Лягаева и Таня Мангилева, пританцовывая, исполнили песню «Добрые дела». Молодцы, девчонки! «Сударушка» с песней «Гармошечка» так задорно спела, что хотелось даже в пляс выйти. Спели они еще частушки. А песню «Виновата ли я» им подпевал весь зал.

Дом культуры получил подарки. С.А. Токарев привез книгу «Очерки истории Артинского района» и новый альбом «Память, бережно хранимая», где мы обнаружили старые фото 1935 года наших односельчан. Подарили сертификат на журнал «Сценарии и репертуары», утюг.

А наши активные зрительницы, две малышки-шалунишки, добавили свою изюминку во время концерта. Варенька Копыркина и Лизонька Стахеева играли на сцене: то они покружатся, то потанцуют, то на сцене посидят, в ладоши хлопают, глядя на зрителей. Бабушка же в хоре поет, почему бы и Вареньке не станцевать? Зрители, встречайте будущих артисток!

В финале праздника «Сударушка» исполнила песню «Желаем».

Напоследок хочется сказать, что двери Дома культуры открыты для всех желающих в будни и праздники. Заходите к нам на огонек!

Н. СТАХЕЕВАд. Березовка

Фото из архива ДК

 
А мы и не скрываем, что из деревни родом! PDF Печать E-mail
Культура - Культура
17.11.2023 09:28


Красота многонациональная


«Пшенная каша – купчиха на столе нашем!»

 

Фестиваль национальных культур «Созвездие Урала» в День народного единства - просто замечательная традиция. В этот день все народности нашего Артинского района могут показать и свою культуру, и свои традиции, чтобы передать их поколениям молодежи. В этом году Фестиваль по счету - 17-й! В Районном доме культуры – множество гостей, зрителей, участников конкурсов.

«Доброй хозяйкой славится дом» - это конкурс-выставка национальной кухни. В фойе второго этажа ее участники накрывают столы с национальными блюдами, и поэтому вкуснейшие запахи носятся по всему зданию. Когда все команды готовы, конкурсная комиссия начинает оценивать накрытые столы. Сегодня в жюри входят: О.А. Кузнецова, заведующая Артинским РДК; О.К. Шорина, методист «ЦКД и НТ»; Ю.Н. Волканина (Артинская детская библиотека); Е.В. Цаплина, педагог-организатор, и М.В. Лысова, мастер производственного обучения по профессии «Повар-кондитер» Артинского агропромышленного техникума. Они не только рассматривают блюда, но снимают пробы, читают рецепты. А иначе как оценишь кулинарное изделие?

Каждой команде - десять минут на «знакомство» со своими кулинарными изысками, и это целые театральные представления. Первым презентует свой стол клуб по интересам «Бодрость». Перед нами - женщины в очень красивых и даже шикарных костюмах живущих в районе народов - это киргизы, осетины, таджики, грузины, цыгане и, конечно же, русские. На их столе блюда - от цыганского шницеля, лакского хинкали до популярной среди армян и азербайджанцев долмы и киргизских гошкийде. Все настолько красивы и аппетитны, как будто их готовили настоящие шеф-повары. «Мы разные, но мы вместе!» - так закончили свое представление участницы клуба «Бодрость».

Следующий стол - Барабинского СДК под названием «Пшенная каша – купчиха на нашем столе», и поэтому театральное представление было посвящено пшенной каше, которая готовится из проса. 2023 год оказался Международным годом проса! Оно является одной из самых распространенных зерновых культур в мире, стабильный урожай дает при любой погоде. Барабинцы в чудесных русских нарядах показывают старинный обряд «А мы просо сеяли». На столе у них – более 20 блюд, приготовленных с пшеном, перечислю несколько: котлеты из щуки с пшеном и зеленью, каша пшенная с тыквой на молоке, гуляш мясной с пшеном, пшенные лепешки с сыром, пшенные сладкие оладьи с медом и сметаной, капуста тушеная с грибами и пшеном… Вкуснотища!

Очень веселое представление русской кухни и русских заготовок было у ярких, красивых Ежек с Бабой Ягой и Лешим, это стол сотрудников РДК под названием «Закуски Ежек без куриных ножек». На столе царствовал отварной картофель с маслицем, да еще с селедочкой, а также соленые огурчики, помидорчики. Наша русская любимая еда.

Участники из Багышково в национальных марийских одеждах, очень нарядных и ярких, рассказывали о кабачках и тыкве – этих популярных овощах, из которых можно приготовить множество не только вкусных, но еще и полезных блюд. Известно, что тыква – самый лучший антиоксидант, и за рубежом плоды этой культуры ценятся очень дорого. На столе – различные кабачково-тыквенные пюре, супы, да и присказки к ним были интересные про кабачок – «уральский ананас».

В прошлом году они представляли рыбный, тоже замечательный и вкусный. Какие пироги рыбные были великолепные! Вот и нынче постарались. От представления грибного царства я лично была в восторге, такая веселая сказка не могла оставить равнодушным никого. Правда, Баба Яга пыталась подсунуть березовую кору, кисель из заячьего помета вместо грибов, но это у нее не получилось. Застолье закончилось веселыми частушками:

Маринованных грибочков

Припасла кадушку я.

Угощайтесь, дорогие,

Мы ж единая семья!

У клуба «Россияночка» стол совместно с районным Советом ветеранов. Творческие личности всегда придумают что-то новое, интересное, яркое, запоминающееся. В одинаковых бордовых нарядах, с цветками в прическах они представляли русскую «помидорную» кухню. Вместе с помидорными яствами представлены и другие блюда и напитки, например, кедровая настойка, томатный сок. Но как красиво смотрелись тюльпаны из красных помидоров с лепестками из зеленого лука! На столе – несколько разновидностей пиццы, пироги, горячие бутерброды и множество разных закусок.

Русскую кухню представил и клуб «Надежда». Здесь шаньги с творогом, каравашки, расстегаи, оладьи, блины, пироги с грибами, с калиной и морковью, грибы соленые… Все блюда интересно оформлены и подписаны в стихах, например, «Это барышня-капуста, завернула листья в шар. С клюквой будет очень вкусно, так сказал наш кулинар». Ну и, конечно же, на столе – самовар с баранками: «Чай пить - не дрова рубить», поэтому самовар всегда был в почете.

Галина Павловна Шилова из д. Кадочниково – одна (клуб у них не работает), лично представила стол тоже с русской кухней и привезла все, что имеется в деревенских закромах. Это и грибы маринованные, и сало соленое, и пирожки с капустой, и пельмени, и блины. И все эти вкусности можно запить травяным чаем!

Последними выступать всегда трудно, но «Живинка» отлично справилась с задачей. Стол назывался «Деревенская закуска». Руководитель клуба В. Середа сама пишет стихи, и уж к «Деревенскому столу» они с женщинами постарались, стихи сложились в песню:

А мы и не скрываем, что из деревни родом,

Сажаем огороды и весело живем.

За много километров, в любую непогоду

Мы в РДК шагаем, закусочки несем.

Вот капуста, самогон, помидорка с огурцом,

Все росло у нас на грядке, значит, дома все в порядке!

Но вот начинается вторая часть Фестиваля. В программе - выступления самодеятельных сельских коллективов, а также солистов, как говорят спортсмены, личников, в общем, всех желающих. Концерт был удивителен тем, что состоял из… 53 номеров! Такого огромного количества выступающих еще не встречала (правда, знающие люди говорят, что бывало и побольше). Задача для жюри была, как говорил вождь пролетариата, «архисложной».

Назову территории, СДК которых представили конкурсные номера в самых различных номинациях: Пантелейково, Багышково, Березовка, Малая Тавра, Свердловское, Сажино, Новый Златоуст, Азигулово, Малые Карзи, Старые Арти, Манчаж, Поташка. От РДК выступили коллективы: «Аррива», «Премьера», «Мелодия души», «Разрешите пригласить», «Кружева». Также приняли участие клубы «Бодрость» и «Россияночка», Артинская ДШИ, Надежда Мизгирева из Сажино с авторским произведением «Они мечтали быть счастливыми», Анна Галкина, Арти (вокал - соло), Василий Некрасов, Симинчи (вокал-соло), Андрей Щапов, Арти (инструментальное исполнение).

Как обычно, марийские и татарские коллективы выступали в нарядных, очень красивых национальных костюмах. В возрастной категории 14-35 лет было 15 замечательных молодежных номеров; 36-50 лет – девять, и 30 номеров показали участники от 50 лет и старше. Жюри предстояла огромная оценочная работа. Его во главе с Н.Е. Богатыревой представляли А.М. Печерских (Совет ветеранов), Н.Ю. Васильева (профессиональный музыкант, педагог по фортепьяно из г. Екатеринбурга), М.Б. Порхачева (ведущий специалист молодежного движения областного профсоюза работников культуры, музыкант, солистка, выпускница джаз-хора Государственной детской филармонии, многократный лауреат и победитель международных конкурсов), Л.А. Овчинникова (преподаватель Артинской ДШИ, руководитель ансамбля русской песни «Росинки»).

Но вот проделана огромная работа и определены победители фестиваля-конкурса «Созвездие Урала»:

Возраст 14-35. Вокал (соло): Кубок лауреата - Александр Александров, с. Симинчи;

Диплом 1 ст.: Мария Акулова и Полина Машинкина (студия «Премьера», РДК); Диплом 2 ст.: Ольга Могутова, «Черные вороны» (Артинский лицей); Диплом 3 ст.: Анна Галкина (п. Арти).

Вокал (ансамбль): Диплом 1 степени: вокальная студия «Мелодия души» (РДК).

Хореография: Кубок лауреата – ст. группа «Аррива» (РДК); Диплом 1 ст.: средняя группа «Аррива» (РДК); Диплом 2 ст.: группа студии «Муро Аршаш», д. Пантелейково; коллектив «Чолга шудыр», с. М. Тавра; группа «Конфетти», с. Свердловское;

Диплом 3 ст.: группа «Пеледыш», д. Багышково.

Художественное слово: Диплом 2 ст.: Дарья Елисеева, «1612 год», с. Свердловское;

Диплом 3 ст.: Ольга Клыкова, д. Березовка.

Фольклор: Диплом 1 ст.: группа «Пеледыш», д. Багышково.

Возраст 36-50. Вокал (соло): Кубок лауреата - Лилия Андриянова, с. Ст. Арти; Диплом 1 ст.: Марина Елисеева, «Матушка», с. Свердловское; Диплом 2 ст.: Андрей Черепанов, «Флаг моего государства», с. Н. Златоуст; Рустем Ибрагимов, с. М. Карзи.

Вокал (ансамбль): Кубок лауреата - коллектив «Кружева», РДК; Диплом 1 ст.: дуэт Айгуль Мунировой и Зухры Мавлютовой, с. Азигулово.

Инструментальное исполнение: Диплом 1 ст.: инструментальный ансамбль «Дуслык», с. Азигулово.

Возраст старше 50. Вокал (соло): Кубок лауреата - Владимир Дудин, объединение «Мелодия», с. Бараба; Диплом 1 ст.: Ирина Цивилева, с. Поташка; Диплом 2 ст.: Анатолий Комиссаров, д. Пантелейково; Людмила Байрашева, с. М. Карзи; Диплом 3 ст.: Валентина Крузина и Надежда Бирюкова, с. Свердловское;

Вокал (ансамбль): Кубок лауреата - группа «Ивушки», с. Бараба; Диплом 1 ст.: дуэт Сергея Козлова, Юлии Черепановой, с. Манчаж; клуб «Бодрость», п. Арти; коллектив «Дубравушка», с. Поташка; Диплом 2 ст.: коллектив «Черемушка», с. Пристань; студия песни «Муро Аршаш», с. Пантелейково; Диплом 3 ст.: группа «Сударушка», с. Манчаж; группа «Славянка», «Уральская рябинушка», с. Ст. Арти.

Инструментальное исполнение: Кубок лауреата - Андрей Щапов, п. Арти; Диплом 1 ст.: Валентина Бусыгина, Артинская ДШИ.

Художественное слово: Кубок лауреата - Зоя Ватлина, «Не будите спящего медведя», с. Ст. Арти; Диплом 1 ст.: Галина Чебыкина, с. Свердловское; Диплом 2 ст.: Надежда Мизгирева, с. Сажино; Диплом 3 ст.: Василий Некрасов, с. Симинчи.

Фольклор: Диплом 1 ст.: группа коллектива «Чолга шудыр», с. М. Тавра; Диплом 2 ст.: ансамбль «Удыр сий», д. Багышково;

Диплом 3 ст.: группа «Пеледыш», д. Багышково; Гран-при - танцевальный коллектив «Разрешите пригласить», РДК.

Специальный приз жюри: хор «Россияночка», РДК. Спецприз облпрофсоюза работников культуры: Андрей Черепанов, Н. Златоуст; ст. группа «Аррива», РДК; Александр Александров, с. Симинчи; Андрей Щапов, п. Арти; Владимир Дудин, объединение «Мелодия», с. Бараба; Зоя Ватлина, с. Ст. Арти.

Называю также итоги конкурса «Доброй хозяйкой славится дом». Гран-при получил клуб «Бодрость» (п. Арти); Лауреат 1 ст. – клуб «Россияночка» и Совет ветеранов; Лауреат 2 ст. - клуб «Надежда»; Лауреат 3 ст. – клуб «Живинка» и Староартинский СДК. Дипломант 1 ст. – Барабинский СДК; Дипломант 2 ст. - «Закуски Ежек без куриных ножек», РДК; Дипломант 3 ст. - Багышковский СДК.

Праздник продолжался на протяжении нескольких часов: подведение итогов, вручение дипломов происходило в конце фестиваля. Поздравляем всех победителей с наградами, всех участников благодарим за доставленное удовольствие. Также благодарим сотрудников РДК - Наталью Мангилеву и Ирину Пупкову за помощь в подготовке материала.

Татьяна ЧЕРЕПАНОВА

 
«Эрыкан – наш земляк» PDF Печать E-mail
Культура - Культура
30.11.2023 15:10

Участники чтений


«С тобою я готов и в темницу, и на смерть». (Евангелие от Луки)

 

Алексей Николаевич Семенов (псевдоним Эрыкан) - советский марийский писатель, переводчик, критик, журналист, редактор, педагог, член Союза писателей СССР с 1937 года. Первый марийский писатель Урала, его настоящая фамилия — Акреев. Родил­ся 16 ноября 1912 году в д. Андрейково Сажинской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии.

Эрыкан — псевдоним, перево­дится как «свободный». Его творчество самобытно и ярко, а жизнь его прошла в борь­бе с несправедливостью. В молодом возрасте Алек­сей Семенов окончил Урал-марийский педтехникум, после его окончания пре­подавал марийский язык и ли­тературу в школах. С 1931 года работал в редакции газет «Марий ял» («Марийская деревня») в Москве, «Марий коммуна» в Йошкар-Оле, в Марийском книжном издательстве, был членом редколлегии журнала «У вий» («Новая сила»), его ответственным секретарем. Написал роман «Кучедалме тулеш» («В огне борьбы»), первая часть которого опубликована, а вторая книга так и осталась незаконченной. Эрыкана арестовали по ложному обвинению 15 июля 1937 года. Писателю пришлось провести в тайшетском, а затем в колымском лагерях десять лет, как говорится, от звонка до звонка. Освобожденному летом 1947 года писателю не разрешили поселиться в Йошкар-Оле, и он вынужден был обосноваться в родном Артинском районе. Здесь он почти два года учительствовал в Пантелейковской начальной школе, стал активным общественником.

Соскучившийся по литературному труду, Эрыкан буквально за несколько месяцев написал повесть «Фронтовики» о жизни послевоенной марийской деревни, о том, как трудились на полях и фермах вчерашние солдаты и офицеры. Но «Фронтовики» увидели свет лишь в 1958 году, так как он 17 июля 1949 года был вновь арестован как враг народа. Хотя писатель виновным себя не признал, и не было никаких конкретных фактов, подтверждавших это нелепое обвинение, Алексея Николаевича сослали на вечное поселение в Сибирь, в Красноярский край. Чтобы прокормить себя и прибывших позже жену и двух сыновей, Эрыкану пришлось устроиться работать в один из местных леспромхозов. В тяжелых условиях он написал роман «Чолпан Иван», изданный впоследствии отдельной книгой.

Из его последнего письма родным и близким (21 февраля 1957 года): «Наконец-то могу обрадовать вас: решением Президиума Верховного суда Марийской АССР от 28 января я полностью оправдан, с меня снята судимость, и мне возвращены все права. То, чего с нетерпением ожидали почти 20 лет, свершилось, правда восторжествовала. В скором времени обменяю все документы, переоформлю трудовую книжку, и уверенно могу сказать, что с чистой совестью летом обязательно буду дома». Но судьба и на этот раз оказалась неблагосклонной к писателю. Уже имея на руках долгожданный документ об освобождении, таксатор Семенов 24 февраля 1957 года вместе с другими работниками леспромхоза отправился на воскресник по заготовке леса и погиб в результате несчастного случая в 44 года, в Гольтявино, Богучанский район, Красноярский край.

16 ноября исполнилось 111 лет со дня рождения Алексея Эрыкана, един­ственного марийского пи­сателя Артинского райо­на, и забыть его мы не вправе. Централизованная библиотечная система АГО ежегодно проводит конкурс «Эрыкановские чтения». Его учредители - Управление культуры округа, ООО «Национальная культурная автономия Мари АГО».

Куратором и инициатором этого мероприятия является председатель местной общественной организации «Национально-культурная автономия Мари АГО» Семен Николаевич Ильин. Жители нашего района, говорящие на марийском языке, активно принимают участие в громких читках произведений писателя. Читают все, от мала до велика.

Существует такая фраза: «Все познается в сравнении». И точно, впервые решила попробовать сама, не тут-то было. Оказывается, наш язык такой углубленный, совсем не простой, некоторые фразы и слова давались мне с трудом, хотя я всю свою сознательную жизнь говорю на марийском языке. Простая повседневная речь отличается от правильного, литературного марийского языка. Возможно, только жители столицы Марий Эл, Йошкар-Олы (красный город), говорят исключительно правильно.

За подготовку участников муниципального конкурса «Эрыкановские чтения» отвечали библиотекари Л.В. Дмитриева (Багышково), О.Ф. Яниева (Бардым), С.С. Степанова (Пантелейково). Так началась работа по сбору материала, организации участников-чтецов, видеосъемка. В конкурсе приняли участие 21 человек. По положению нужно было соблюдать четкость, интонацию и выразительность речи, создать эмоциональность изложения произведения, соответствовать выбранной теме.

Все работы принимала и размещала на сайте МБУ «ЦБС АГО» библиограф А.С. Колесникова, где с 10 по 12 ноября было открыто онлайн-голосование. 16 ноября конкурсанты собрались на базе Малотавринской школы для награждения. Ведущим была малотавринский библиотекарь Р.В. Байрангулова. Она представила видеопрезентацию, рассказала немного интересных фактов о писателе, зачитала стихи и выдержки из произведений Эрыкана. После состоялось вручение грамот, благодарственных писем, дипломов и призов. Завершили все чаепитием. Спасибо организаторам, участникам и всем, кто имел отношение к данному мероприятию. Друзья, до новых встреч, - такими словами хочется подвести итог конкурса «Эрыкановские чтения-2023». Решили: так как найти материал писателя Алексея Эрыкана сложно, то в будущем году можно использовать произведения любых марийских поэтов и писателей.

Итак, победители муниципального конкурса «Эрыкановские чтения-2023»: (6-13 лет) Влада Александрова - победитель; (28-55 лет) Т.Е. Ванькина - 1 место, Н.С. Байрамалова - 2-е, О.Ф. Яниева – 3-е место; (56-85 лет) Р.И. Николина - 1 место, Н.А. Никишева – 2-е, И.П. Павлова и Т. Николкина – 3-е место. Приз зрительских симпатий – Г.П. Веденина – победитель.

В. БАКЕТОВ, внештатный автор газеты,

и С. СТЕПАНОВА, Пантелейковская сельская библиотека

 
Род в штрихах, мазках и цвете PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Культура - Культура
10.11.2023 10:43

Екатерина Васильевна Кургузова


За каждым из нас стоит семь поколений, а это 128 человек:

64 мужчины и 64 женщины

 

БЕЛАЯ СКАТЕРТЬ ПРЕДКОВ - ХОЛСТ ДЛЯ АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ

Все знают, что абстракционизм - это направление живописи, отвергающее реалистичное изображение объектов и явлений. Художники-абстракционисты экспериментируют с формой, цветом и линиями, акцентируя внимание на поиске внутренних закономерностей постижения мира. Их основная идея - поиск и передача гармонии окружающего мира. Абстракционисты, стремящиеся вызвать своими творениями эмоции, считают, что картины не нужно анализировать - их необходимо прочувствовать.

Знаменитыми представителями абстракционизма являются П. Клее, Ф. Купка, П. Мондриан, К. Малевич, М. Ларионов, Н. Гончарова… Павел Филонов, лидер авангардистского движения в России, называл себя художником-исследователем. Он, познавая мир, по-своему «прочитывал» исторические события, явления окружающего мира. По-своему познает мир и художница Е.В. Кургузова, пытающаяся через живопись изучать влияние рода на формирование личности и то, как складывается судьба человека в контексте родовых связей. Не зря ее персональная выставка картин, прошедшая в Сажинском доме культуры в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств», называлась «ДНК рода». Екатерина Васильевна объясняет:

- За каждым из нас стоит семь поколений, а это 128 человек (64 мужчины и 64 женщины). Если присмотреться, то можно заметить, что такое генеалогическое древо выглядит как птица с расправленными крыльями, поэтому мы оформили фотозону с перьями, где каждое перо - предок. Наши предки переживали важные, судьбоносные для всего рода события, заряженные на эмоции, испытывали сильные чувства и принимали решения в непростых ситуациях. Также в фотозоне расположены облака, как эгрегоры села, где каждый подпитывает свои корни силой рода, поэтому нам так дорога малая родина.

Одним из направлений абстракционизма является цвет, где художники работают с оттенками, комбинируя их между собой. С их помощью им удается передать эмоции. Так, Маркуса Ротковича называли основоположником живописи цветового поля, где оттенки - главный объект полотна. Выделяется и минимализм - на полотне отсутствуют отсылки к привычным объектам. Если в картине нет бидона и яблока, то ты выходишь на свои чувства. Смотришь в момент и начинаешь чувствовать. По этой же причине я не даю названий своим картинам, чтобы не привязывать к образу, а дать возможность зрителю увидеть свое и прожить свои чувства.

И, чтобы зрители, пришедшие на выставку, смогли связать мои картины с размышлениями о роде, во время просмотра звучала аудиозапись, где голос Вселенной спрашивал: «Были ли в вашем роду врачи, педагоги, хлеборобы…? Какими талантами обладали ваши предки? Что в дар вы приняли от них?» Искусство всегда основано на нравственных ценностях. Художник-абстракционист Василий Кандинский даже создал трактат «О духовном в искусстве».

Помимо этого, при входе каждый мог выбрать конверт с понравившейся цветной лентой на нем. Так мы раскрывали психологию цвета - в конверте находились разъяснения сильных черт характера. Ваш цвет - это не обязательно тот, что преобладает в вашем гардеробе, или тот, в который вы из года в год красите стены в квартире. Чтобы определить свой цвет, следует прислушаться к себе. Вспомнить, глядя на какие оттенки вы вдохновляетесь. Тот цвет, который вы представляете в своих мечтах, и определяет ваш характер.

Таким образом, совокупность искусства и психологии поможет каждому почувствовать связь со своим родом и благодарность ему.

Для меня выставка - это еще и осознание того, что талант - это тоже дар предков и его нельзя использовать только для себя. Это как с нарядной белой скатертью, которую достают из сундука только по праздникам. А почему бы не стелить ее каждый день, преобразуя серую действительность в ежедневную радость и эстетическое наслаждение?

ДАРЫ РОДА - ДАРЫ СУДЬБЫ

Екатерина Васильевна родилась в 1987 году в семье Шаровых, проживающих в Сажино. Детство мамы, Ирины Николаевны, прошло в п. Чары Сосьвинского района, куда ее родители переехали из Чувашии, где проживали в маленькой деревне. Отец, Николай Кузьмич Кокшин, служил прапорщиком при колонии-поселении, а мама, Людмила Григорьевна, трудилась учителем русского языка и литературы.

- Бабушка, - утверждает Екатерина Васильевна, - первая в нашем роду по женской линии, кто из избушки с соломенной крышей смогла получить высшее образование. Она открыла всем женщинам в роду дорогу к знаниям, показав, что мы можем не только стоять у печи и корыта, жать серпом, но и быть интеллигентными и образованными. А вот предки- мужчины по линии моей мамы были врачами, а один даже занимался селекцией хвойных деревьев. Много читали, имели домашние библиотеки, поэтому и мы любим книги.

Судьбу моей мамы предопределила карта Свердловской области, - продолжает рассказ художница, - когда пришло время выбирать для нее учебное заведение, бабушка просто наугад выбрала точку, которой оказался Красноуфимск, куда мама и уехала, поступив в аграрный техникум на зоотехнический факультет. Там же встретилась с папой, Василием Ивановичем, учившимся на автомеханика. Они поженились и приехали в Сажино, где мама сначала трудилась зоотехником, а потом ее пригласили в школу преподавать черчение, им она владела в совершенстве.

Интересными людьми были дедушка и бабушка со стороны папы. Дед, Иван Иванович, получил два высших образования. Любил математику. Он являлся парторгом совхоза «Ударник». Он много души вкладывал в воспитание Катюшки, которая часто оставалась с ним: сочинял для нее стихи, читал книги, пел песни на немецком языке.

- Прадедушка моего отца, - добавляет Екатерина Васильевна, - Иван Андреевич Шаров, был искусным ремесленником – столяром, вырезал причудливые узоры по дереву, мастерил различные предметы. И я переняла от него желание мастерить руками - одно время увлекалась декором бутылок. Веранду я приспособила под рабочее место, а на двери написала «Мастерская». Здесь я красила стеклянные бутылки масляной краской для пола или эмалью. Пока краска не высохла, приклеивала на поверхность бутылки различные семена и зерна, сухие цветы и листья, перья.

Бабушка, Клара Григорьевна, трудилась бухгалтером на пекарне. Катя много времени проводила с ней - ей нравилось наблюдать за тем, как в огромных чанах месят тесто, как его закладывают в формы, как густо и ароматно пахло свежевыпеченным хлебом. Пекари всегда угощали девочку горячим хлебом, с которым непременно давали кружку молока. С бабушкой она ходила и на службы в церковь. Пока бабушка молилась, Катя подсаживалась к книжным полкам, брала «Жития святых» и читала.

Будучи в детском саду, Катя сторонилась шумных игр со сверстниками. Воспитательница специально для нее приносила листы, на которых были изображены принцессы. Катя с удовольствием их раскрашивала, а потом и сама начала рисовать девочек, придумывая для них разнообразные наряды. Дома также сидела часами и рисовала принцесс в больших бухгалтерских тетрадях, которые ей давала бабушка. Поэтому, когда Кате исполнилось восемь лет, бабушка поставила перед ней швейную машинку и сказала: «Шей!» И Катя начала шить куклам платья, вытаскав из сундуков и комодов все запасы ткани. Она и на выпускной сшила себе нарядное платье.

Когда Кате исполнилось 12 лет, родители приняли решение развестись, что тяжело отразилось на детях (у Екатерины есть младшая сестра Мария). Мама с дочерьми переехала к своим родителям в Серов. Через два года Катя вернулась в Сажино к отцу, где начала заниматься хозяйством: выращивала бройлеров, овощи; занималась заготовками.

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К СЕБЕ

По окончании 11 класса Екатерина поступила в УрГПУ на факультет «Институт социального образования». Во время учебы студенты посещали колонии для несовершеннолетних, детские дома, коррекционные школы. Наблюдали, как устроены учреждения, общались с воспитанниками. Вся их деятельность была направлена на приобретение умений оказывать социально-психологическую помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Но прежде, чем прийти в школу, Екатерина Васильевна попробовала себя в сфере бизнеса: являлась специалистом по согласованию планировок, а потом и начальником службы заказчика в архитектурно-строительной компании; агентом по недвижимости; управляющей в салоне красоты; мастером педикюра и маникюра собственного салона, открытого вместе с мужем.

Судьбоносная встреча с Вячеславом Юрьевичем произошла во время поездки в Башкирию на озеро Асликуль, находящееся недалеко от г. Давлеканово, где впоследствии супруги проживут три года, пока не примут решение обосноваться в Екатеринбурге, а потом и устроить жизнь в Сажино.

Кургузовы, занимаясь бизнесом, много учились, развиваясь творчески. Так прошли курсы по актерскому мастерству и фильмейкингу, организованные Свердловской киностудией, где была отснята пилотная серия их проекта. Вячеслав начал писать сценарии и пьесы, одну из них отправил даже в «Коляда-театр».

Екатерина писала картины. Как-то в 2010 году друг, Антон Киров, задал ей вопрос: «О чем ты мечтала в детстве?» Катя ответила: «Писать картины!» Но тут же нашла оправдание, мол, нет денег (на тот момент), возможностей. Тогда Антон дал ей тысячу рублей: «Купи кисти, краску, мольберт - реализуй мечту!» Но она нашла этим деньгам другое применение. И лишь спустя время, проходя мимо магазина «Художник», она все же зашла и приобрела все необходимое. И перед чистым холстом вдруг поняла: «Рисую любовь!» Почему-то появились маленькие-маленькие желтые штрихи, сгруппировавшиеся в воронку… Ее любовь прорывалась яркими красками: изумрудными, огненными, синими… Много картин она подарила, считая, что ей необходимо отработать ту тысячу, которую дала ей Вселенная через Антона, как путь к творчеству, а значит - путь к себе.

Путь к себе и позвал успешную бизнес-леди на малую родину - землю предков.

- Я поняла, - признается Екатерина Васильевна, - что потратила слишком много времени на зарабатывание денег и остро почувствовала, что хочу послужить людям. Свое служение вижу в работе с сельскими детьми, поэтому устроилась в школу педагогом-психологом. Помню свою учительницу рисования И.А. Масленникову, видевшую во мне творческий потенциал, помогавшую мне через особые техники развивать его. Я тоже вижу таланты в учениках и хочу помочь им реализовать себя. Организация выставки - это тоже опыт. Дети никогда не сталкивались с абстрактной живописью, и в их жизнь врывается творчество - происходит трансформация. Я привлекаю учащихся школы к изготовлению объектов фотозон, рассказываю и показываю на практике, как можно реализовать собственный проект, который может проложить путь в удивительный мир познания себя, своих возможностей. Ну, а главное, выставка должна натолкнуть на мысль о благодарности роду, родному селу, от чего мы неотделимы.

Таким образом, супруги Кургузовы, «обнулив» себя полностью, начали новую жизнь. Вячеслав Юрьевич, работая в магазине тракторных частей, пишет литературные произведения, а Екатерина Васильевна проявляет свой род в картинах, благодаря тем самым прадедов за их таланты, их опыт, ставшими для нее дарами, которыми она делится с людьми. Супруги воспитывают и собственных детей - Прасковью и Тихона в традициях, заложенных родом, в уважении и благодарности к предкам.

Также супруги внедряют в жизнь открытие творческой лаборатории по фильмейкингу для детей и молодежи. Уже есть помещение, закупается оборудование.

- Фильмейкинг - не просто метод общения, - говорит Екатерина Васильевна, - это способ социализации, воплощение желания самореализоваться, продемонстрировать глубину своей личности.

А не это ли смысл человеческой жизни? Познавать себя в контексте своего рода - увлекательнейший путь. И кто следует по нему - счастлив!

Татьяна КОСТЫРЕВА


 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
Фотогалерея
No images
Сейчас на сайте
Сейчас 118 гостей онлайн
Цитата недели

Есть только два плеча, на которые ты можешь твердо положиться. Но каждый раз ты убеждаешься, что эти плечи твои собственные. Иван Тургенев

___________________________

"ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ"  Администрации Губернатора Свердловской области (343)370-72-02 и Правительства Свердловской области (343)359-45-54.

___________________

О коррупции

_____________