Авторизация





ПОДПИСКА

Вы можете приобрести газету в формате ПДФ. Цена подписки 50 руб. месяц.

Подписаться можно в редакции.

Справки по тел. 2-13-36.

Читатель комментирует:
Афиша

ЦКД и НТ

С 20 декабря - выставка старых новогодних снимков «Фото-парад. Ловцы мгновений», Выставка декоративно-прикладного творчества «В снежном царстве, морозном государстве». Работы принимаются до 14 декабря. 0+. Справки по тел. 8-902-269-08-81, Ирина Олеговна.

21 декабря Всероссийская акция «День короткометражного кино – 2018». В 10-00, 12-00, 14-00 - м/ф «Детская анимация» 0+. В 19-00, 21-00 - короткометражные х/ф «Семейное кино». 12+. Вход свободный

Принимаются заявки от организаций на проведение новогодних утренников 24, 26 и 29 декабря. Справки по тел.: 8-902-270-96-08, Кузнецова Ольга Анатольевна.

27 декабря с 19-00 состоится новогодний вечер отдыха со столиками «Новый год отметим вместе – танцем, юмором и песней». 18+. Цена билета 500 руб. Принимаются заявки. Справки по тел. 8-902-270-96-08, Ольга Анатольевна.

30 декабря в 12-00 состоится новогоднее театрализованное представление «Однажды под Новый год». Цена билетов 200 руб. Билеты в кассе ЦКД и НТ – вторник, среда с 10-00 до 17-00, перерыв с 13-00 до 14-00. 0+.

Принимаются заявки на прокат новогодних костюмов. Обращаться к костюмеру, 1 этаж, кааб. №4. График работы: вт.-пятн. с 10-00 до 18-00, перерыв с 12 до 13-00. Справки по тел. 8-902-441-08-76,

Дарья Вячеславовна.

Кино

13.12. 19-00 х/ф «Со дна вершины», 12+.

14.12. 10-00 х/ф «Большой и добрый великан», 12+; 13-00 х/ф «Со дна вершины», 12+; 19-00 х/ф «Неуловимые», 16+. Цена билетов: дет. - 70 руб., взр. - 100 руб.

16.12. 10-00 м/ф «Суперсемейка 2», 6+. 14-00 м/ф «Шерлок Гномс», 6+. 16-00 х/ф «Человек-муравей и оса», 12+.

18.12. 10-00 м/ф «Шерлок Гномс», 6+. 13-00 м/ф «Суперсемейка 2», 6+. 15-00 х/ф «Человек-муравей и оса», 12+. 19-00 х/ф «Девушка с косой», 16+.

19.12. 10-00 х/ф «Человек-муравей и оса», 12+. 13-00 м/ф «Шерлок Гномс», 6+. 15-00 м/ф «Суперсемейка 2», 6+. 19-00 х/ф «Девушка с косой», 16+.

20.12. 10-00 х/ф «Девушка с косой», 16+. 13-00 х/ф «Человек-муравей и оса», 12+. 15-00 м/ф «Шерлок Гномс», 6+. 19-00 м/ф «Суперсемейка 2», 6+.

На коллективные заявки от 20 человек и пенсионерам – скидка.

Поделиться
Лента новостей
Культура
Ты помнишь, как все начиналось?.. PDF Печать E-mail
Культура - Культура
23.08.2018 12:45

(Продолжение цикла об артинских музыкантах, «АВ» №52 от 29.06.2018 г.)

У каждого руководителя ВИА артинских ДК осталась в памяти масса историй, заслуживающих отдельных публикаций, укладывающихся, на мой взгляд, в единую рубрику под названием «Из памятных событий». Историй забавных, суровых и даже криминальных, естественно, великое множество. Из которых лишь несколько предлагается вниманию читателей…

Первая любовь

Андрей Махов:

- Наше первое выступление школьного ансамбля в Артях было приурочено к вечеру встречи выпускников. Для репетиций был выделен кабинет английского языка. Репетиции стали событием для всех школьников - от зелёных первоклашек до вальяжных выпускников. Кто-то проявлял неподдельный интерес к происходящему, кто-то радовался за нас, кто-то завидовал: для большинства девчонок мы стали вдруг предметом пристального внимания! Мы умудрялись даже на переменках сбегать в выделенный нам кабинет и сыграть песню-другую. В коридоре образовывалась толпа народу, желавшего послушать электрогитары. На ближайших подоконниках сидели девчонки-старшеклассницы. И среди старшеклассниц была, конечно же, она: та, о которой тайно я вздыхал, не смея даже мечтать о том, что она когда-либо обратит на меня внимание…

Сам вечер встречи выпускников отыграли как в тумане. Но выложились по полной. Прекрасно отдаю себе отчёт в том, что звучало всё это более чем скромно по нынешним меркам, но наш напор и драйв были искренними. В самый разгар танцев кто-то отключил рубильник, аппаратура вырубилась. Лишь барабанщик Лёва Бодунов не растерялся, закатив лихое соло на барабанах, в процессе которого толпа визжала, свистела и неистовствовала к крайнему неудовольствию педагогического коллектива. Пока кто-то из учителей не прорвался к рубильнику и не восстановил подачу электроэнергии. Песня дозвучала до конца под оглушительный рёв поклонников. Музыкантов переполняла гордость, а она… она стояла у окна, глядя только на меня и ни на кого другого… Моё сердце готово было выскочить из груди и, хлопая крыльями, кувыркаться от восторга в звёздных небесах голубиными пируэтами! В тот вечер я проводил ее до дома...

Как фанера

над Парижем…

Надо ли объяснять, что такое «фанера» нынешним слушателям? «Фанера» - компьютерная, студийная фонограмма песни, не предполагающей живое исполнение номера на концерте, то есть выступление под магнитофон, как это было в восьмидесятых и девяностых, и под компьютер, как это практикуется сегодня. Сегодня «под фанеру» выступают 90 процентов поп-звезд. Стоит пояснить, что под поп-музыкой подразумеваются всего лишь исполнители популярной музыки. Самое забавное, что нам довелось внедрить «фанеру» еще в восьмидесятых годах прошлого века, буквально, в конце моей работы в заводском ДК. Дело в том, что руководителю эстрадных коллективов требовалось летней порой проводить три танцевальных вечера в неделю кровь из носа, невзирая на любые обстоятельства, независимо от болезней эстрадников, поскольку завод имел прибыль в спонсируемом Доме культуры от танцевальных вечеров. И прибыль приличную, учитывая сотни танцующих… Тут-то нам с Димоном Антипиным и пришла идея: работать под магнитофон.

Записываем танцевальную программу на маг. Остается лишь включать фонограмму. Народ не догоняет. Нас прет, пока Шурик Третьяков, ответственный за включение фонограмм, не роняет захованный от зрителей магнитофон с колен. Это был нонсенс, досадный прокол в нашей только что начавшейся фонограммной истории. Пою песню о телеграмме, а магнитофон со слетевшей катушкой выдает все медленнее: телеграмма, теле –грам –мма, тее-лее-грам-ммма… Остается удивляться, что большая часть танцующих так и не «догнала», что мы работали «под фанеру». В конце концов, Дима Антипин дивит народ вообще чужой шикарной аранжировкой, наложив свой голос на чужую песню «По тонкому льду». Апофеозом халтуры становится час, когда взамен заболевшего барабанщика за ударные садится известный всем артинцам паренек, далекий от музыки. Танцующие близ сцены с недоумением таращатся на Люсика, невпопад дубасящего по барабанам, хотя из динамиков звучит вполне достойная аранжировка. Впрочем, «фанерная» история продолжалось лишь с месяц. Близилась эра дискотек.

Помнится впечатление от первой залетной дискотеки в РДК, произведшей настоящий фурор в провинциальных сердцах артинцев: «С пламенным музыкальным приветом – Свердловский мединститут!» Доселе существовали лишь танцы под живую музыку, под магнитофон танцевали лишь в затрапезных, богом забытых деревенских клубах. И вдруг – потрясающая мощь забугорной аппаратуры, фейерверк из милицейских мигалок, цветомузыки, всполохов самолетных стробоскопов и зажигательный юмор, блестящие комментарии включаемых музкомпозиций. Молодежь в трансе: «Так вот какие вы – свердловские дискотеки!» Позднее эстафету достойных дискотек в Артях продолжил лишь Александр Шатохин, прекрасный знаток западной музыки и заводной, как сказали бы сегодня, ди-джей. После него артинские дискотеки, увы, не отличались от «колхозных»; ведущие ограничивались лишь включением очередной песни, с редкими «комментариями» типа: «Ета песня звучит для Василия Шутова!» или «Поздравля-яям с днем рожденья Илюху Овчинникова!».

Настоящие микрофоны!..

Владимир Рычагов:

- До 1983 года мы играли на допотопной музыкальной аппаратуре, мечтая о более приличной. Маразм в том, что в ту пору было постановление минкульта СССР, запрещающее приобретение музаппаратуры в других областях и республиках. В нашей Свердловской области достаточно примитивная музаппаратура производилась лишь в Качканаре.

Как-то на одном из областных семинаров мне дают адрес уфимского завода соседней Башкирии, где выпускался приличный «аппарат», комплектовавшийся настоящими эстрадными микрофонами – извечной мечтой артинских музыкантов. Я предлагаю А. Дмитриеву, председателю профкома завода, заинтересовать башкирский завод нашим не менее дефицитным товаром АМЗ – бытовой швейной иглой. (Информация к размышлению… В СССР швейная игла к бытовым швейным машинкам пользовалась безумным спросом: достаточно сказать, что десятикопеечная артинская игла вырастала в цене у фарцовщиков Украины до рублевки!) Анатолий Степанович уговаривается: я еду в Уфу всего лишь с тысячей игл самых ходовых размеров. И договариваюсь с поставкой нам двух комплектов звукоусиливающей аппаратуры «Гармония», имеющих два усилителя, четыре колонки и четыре микрофона. Как ни забавно, но эта маленькая игольная взятка подвигла бухгалтерию уфимского предприятия выделить нам аппаратуру вопреки финансовому законодательству державы. В то же время приобретаем две приличные импортные электрогитары. Позднее заводской ДК разжился и роскошной бас-гитарой, приобретенной у работавшего в столице Андрея Махова.

И кто б мог подумать…

Владимир Рычагов:

- К слову сказать, поездка за уфимской аппаратурой памятна для меня еще одним эпохальным событием: там мне довелось вживую лицезреть группу Ю. Шевчука «ДДТ». Но как лицезреть…

Буквально за полгода до вышеупомянутой поездки в ДК приходит директива от облуправления культуры с приглашением руководителей ансамблей на некие двухнедельные курсы повышения квалификации. С жестким резюме: «Руководители ВИА, не прошедшие аттестацию, не вправе будут работать в ДК». Завод оформляет командировку, еду… А курсы были просто восхитительны, хотя на них прибыли всего лишь 15 музыкантов. Преподаватель курсов Александр (ФИО не помню) лишь только перебрался из Москвы в Свердловск, будучи на короткой ноге в Престольной с самим А. Макаревичем и многими звездными музыкантами. И, помимо правовых лекций по авторскому праву (регистрации песен и стихов), каждый день нас знакомил с историей джаза, мировой и российской рок-музыки. Мы внимали ему, с пиететом прослушивая ежедневно десятки лучших композиций различных групп, с придыханием слушая его рассказы о столичном музыкальном истеблишменте. Тогда-то впервые услышал «провинциальную» уфимскую команду «ДДТ» с альбомом «Периферия». Группа всем пришлась по нраву. К слову сказать, мастер-класс на электрогитаре нам давал замечательный рок-гитарист, композитор Александр Пантыкин, ныне пишущий музыку для кино. Он же договорился с Вячеславом Бутусовым (основателем «Наутилуса») о посещении их репетиции группой гитаристов. На репетиции мы побывали, но, к сожалению, сам Бутусов в тот день отсутствовал.

И как я обнадежился возможностью послушать «ДДТ» вживую по приезду в столицу Башкирии. В тот вечер они играли в ресторане центральной городской гостиницы «Уфа». Увы, у кабака обнаружилась целая толпа страждущих попасть «унутрь». И даже моя взятка в 25 рублей стражу ресторана не возымела воздействия. (К примеру, входной билет в «Варьете» при свердловском ресторане ККЦ «Космос» стоил лишь три рубля.) И слушали мы концерт вожделенной толпою поклонников Юрия Шевчука, стоя у огромных ресторанных окон, благо, сцена была видна. Дождались конца работы ресторана, музыканты вышли на улицу. Тут-то, за перекуром, уфимцы брали автографы, а мне довелось пожать руку Шевчуку и выразить свое восхищение. Кто б мог подумать, что эта группа достигнет таких высот…

Записала Елена Рычагова

 
Во саду ли, в огороде PDF Печать E-mail
Культура - Культура
02.08.2018 13:02


Среди нас, жителей поселка Арти, много людей, занимающихся цветоводством, садоводством. По соседству с нами живут такие творческие личности, интересные люди, что диву даешься, когда заглянешь в их сад, огород, беседку, веранду, двор. Много раз я в составе комиссии объезжала участки артинцев, участвующих в конкурсах «На лучшую усадьбу», «На лучший цветник», проводимых поселковой администрацией перед Днем поселка, и всегда была поражена не обилием цветов (хотя это тоже удивляет и восхищает), а трудолюбием хозяев. Чтобы вырастить даже самую небольшую клумбу цветов, сколько нужно приложить усилий. А здесь – сотни и сотни растений. Все они цветут, благоухают, ухожены, политы, прополоты.

В этом году комиссия работала в составе О.А. Бабушкиной, зам. главы поселковой администрации, И.А. Стахеевой, специалиста отдела архитектуры и градостроительства округа, и меня, корреспондента газеты «Артинские вести». Заявок на участие немного; любителей садоводства и цветоводства в нашем поселке в сотни раз больше.

А.П. Панова, председатель уличного комитета, порекомендовала посмотреть участки Л.А. Бабушкиной и Г.И. Трубеевой, мы прислушались к её просьбе. Хозяева были удивлены нашему приезду. Но начну все по порядку.

Нина Николаевна Бородулина, жительница ул. 10-й Пятилетки, в конкурсах «На лучший цветник» участвует ежегодно, неоднократно она занимала призовые места. Вот и нынче, открыв двери и зайдя в дворик её дома, мы невольно остановились, затаив дыхание. Огромные кусты петуньи на клумбах, емкости для цветов яркие, разноцветные. Здесь же зона отдыха: качели, столик со стульчиками и даже летний душ. Но основные цветочные клумбы – в огороде: роз более 40 кустов, и все цветут. Погода нынче благоприятствует цветоводству, и растения радуются: когда солнцу, когда дождичку. Меня всегда поражает тот факт, что на грядках у цветоводов нет ни одной лишней травинки, как они справляются с сорняками – ума не приложу, в моем саду все в траве, а еще – в пиканах (которые сейчас вымахали под два метра ростом и цветут, мы срежем их, как только они дадут семена).

Далее наш путь лежал на ул. Розы Люксембург к В.А. Ростовцевой. Дом на две квартиры. В соседней квартире проживает И.П. Охрименко. И у двух этих хозяек цветники – просто загляденье. Казалось бы, самые обыкновенные цветы: шафраны, космея, георгины, сальвия – у Веры Александровны; петунья, флоксы – у Ираиды Петровны, но так красиво они размещены в палисаднике и так аккуратно. Еще Вера Александровна вынесла нам кабачок, похожий на дельфина: такой интересный вырос экземпляр.

Супругов Бабушкиных – Любовь Анатольевну и Евгения Павловича – цветоводов, дизайнеров, мастеров – в нашем поселке знают многие. Тот, кто не видел их придомовой участок по ул. Тетеревкова, многое потерял. Такие поделки, таких диковинных лебедей и павлинов вы вряд ли где еще увидите. Просто настоятельно рекомендую Любови Анатольевне принять участие в каком-нибудь областном, региональном конкурсе. Она не просто мастер поделок из бросового материала, она еще и отличный дизайнер. У нее распределены по участку все растения, игрушки, придумать тропинки с бордюрами из стеклянных бутылок сможет не каждый. Напротив дома, на берегу речки Арти, хозяин выстроил веранду, огородил её красивой изгородью, и на участке около веранды супруги разместили диковинный сад из пальм, лебедей, павлинов, кукол, цветов, кустов. В беседке возле стола изготовлены кресла из чураков спиленного тополя. У хозяина ничто не пропадет, все пойдет в дело. «Где вы берете идеи, наверное, в интернете?», - спрашиваю Любу. «Нет, у нас нет интернета, читаю журнал «1000 советов», что-то там посмотрю, что-то придумаю». Евгений Павлович – мастер на все руки, он сварщик, электрик, столяр и плотник, он постоянно что-то строит, перестраивает, летних веранд в доме несколько, некоторые находятся в стадии строительства. В каждой выстроены необходимые в быту кладовки, гардеробные – мечта любой хозяйки. Еще несколько слов скажу о цветниках, расположенных в саду. Любовь Анатольевна выращивает множество цветов: георгинов, наверное, кустов 60, лилий более 70. В ее саду цветы цветут постоянно: с ранней весны, до поздней осени, одни заканчивают цветение, другие начинают. О творчестве этой семьи нужно писать отдельный материал, хотя хозяева очень скромны, фотографироваться не стали.

К Г.И. Трубеевой на ул. Набережную мы приехали по инициативе уличного комитета. Эта талантливая женщина занимается не только песенным творчеством, но также цветоводством. Её огород с лужайками, цветниками, розариями – мечта любой женщины. Можно обходить весь сад и восхищаться, глядя на цветущие кусты роз и гортензий. Вдали видны очень красивые зеленые кустики. «Что это?» - спрашиваем. «Это туя». Подошли поближе, пощупали мягкую, шелковистую зелень. Нынче муж строит для Галины Ивановны еще одну веранду – она нужна хозяйке для выращивания рассады, для отдыха. Знаю, что Галина Ивановна – мастер по выращиванию помидоров, поэтому очень хотелось заглянуть в теплицу. Помидоры висят большими гроздьями, есть розовые, а красные хозяйка вчера сняла. «Куда столько?» - интересуюсь. «А мы сок готовим, шестеро внуков, всем надо».

Едем на ул. Школьную к Л.В. Макаровой. Около дома нас встречает хозяин – Лариса Викторовна на работе. Участок у Макаровых огромный, цветники расположены стройными рядами, а еще на зеленых лужайках разместились самые различные декоративные башмачки, в которых шапкой распустились цветы. Для интереса бегло сосчитали, сколько же здесь башмачков, насчитали штук 40. Знаете, сколько кустов георгинов у Макаровых? Тоже быстро прикинули: штук 100. Петуний цветущих – множество. Кругом идеальная чистота.

Еще мы заехали к Власовым на улицу Восточную. Но хозяев не было дома, смогли только полюбоваться цветущим палисадником, познакомиться с собачкой, которая пыталась выполнять свои сторожевые обязанности, и сфотографировать цветы.

Итоги конкурса будут подведены на празднике – Дне поселка. Я пишу материал о поездке, а перед глазами – цветы, цветы, цветы. Мы восхищены трудолюбием земляков и гордимся, что в поселке есть творческие люди - любители прекрасного. Надеемся, что в следующем году заявок на участие в конкурсах будет больше.

Татьяна Черепанова


 
Ты помнишь, как все начиналось?.. PDF Печать E-mail
Культура - Культура
28.06.2018 10:37

Андрей Махов

(Продолжение. Начало в №2-3 за 5-9.01.2018 г., №24 от 23.03.2018 г.)

Андрей Махов… Еще один артинский легендарный музыкант, выпускник эстрадного факультета Свердловского кульпросветучилища. Работал в популярном свердловском ресторане, из Свердловска отбыл в Сочи. После того, как сочинские подмостки стали тесны, – перебрался в Москву, где работал бас-гитаристом в звездной группе Вячеслава Добрынина. Следующий пункт ПМЖ - Нью-Йорк. Вернулся в Москву. Впрочем, предоставим Андрею самому рассказать о собственной творческой судьбе. Сегодня, в частности, речь пойдет лишь о первых шагах на ниве артинской эстрады, первом школьном ансамбле. Как давно это было…

- Трудно сказать, с чего всё началось... Наверное, всё-таки с детства, безоблачного и беззаботного, в маленьком домике на берегу пруда. У нас дома всегда звучала музыка. Отец неплохо играл на гитаре и баяне. Вечерами он частенько расчехлял инструмент и наигрывал что-то порой знакомое, иногда весёлое, иногда грустное. Я любил сидеть у его ног и слушать, затаив дыхание... Пели в нашей семье все: бабушка, мама, отец, старшая сестра. В общем, выбора у меня не было, песне суждено было стать моим другом и судьбой на долгие годы! Имелся в доме проигрыватель и солидная стопа пластинок, большей частью - ещё на 78 оборотов: классика, романсы, народные песни и патриотика. Сестра иногда приносила от своих подруг и друзей пластинки с зарубежной эстрадой, необычной, как мне казалось, музыкой. Иностранцы пели красиво и задушевно, весело и зажигательно, но слов было не понять. Если русские песни я благополучно перепевал (в меру детских лёгких и голосовых связок), пытаясь как-то хотя бы интерпретировать смысл взрослых песен, то зарубежная эстрада пониманию не давалась. И тогда я решил, что, наверное, так и полагается: повторять эти красивые звуки, не понимая смысла, главное - постараться максимально похоже передать мелодию и нюансы. Многие песни Шарля Азнавура, Эдит Пиаф, Сальваторе Адамо, Джанни Моранди я выучил наизусть, слушая несчётное количество раз их пластинки. И старательным «попугаем» перепевал песни зарубежных звезд к восторгу родителей и гостей! Это, безусловно, было прекрасной школой развития моего слуха и чувства ритма, сослужившей добрую службу в дальнейшей музыкальной деятельности. Русские песни я, конечно же, пел с неменьшим удовольствием. А с приобретением магнитофона появилась свобода в обновлении репертуара: записывались радио- и телепередачи, музыка с пластинок, магнитофонных лент друзей и знакомых. Тогда же произошло знакомство с бардовской музыкой: Высоцкий, Окуджава, Визбор... И, наконец, «Битлз» - это было похоже на вспышку сверхновой!..

Первые аккорды на гитаре показал мой друг и одноклассник Витя Мусихин. Пришло осознание: «Теперь ты тоже принадлежишь к ИХ клану. Пусть это первые шаги, но ведь я тоже научусь, обязательно выучу больше аккордов, чем эти первые три… Цель поставлена – вперёд: пальцы, чёрные от струн, болезненные мозоли на кончиках пальцев; каждая свободная минутка - с гитарой!»

Став чуток постарше, мы бегали в заводской клуб и летний сад, где проходили танцы. На них играл настоящий ВИА «Обертон». Название было написано крупными разноцветными буквами на басовой колонке, передняя стенка которой была обтянута мешковиной, выкрашенной блестящей бронзовой краской - смотрелась необыкновенно круто! И состав: В. Ершов, В. Улатов, Н. Коколей, Г. Паздников, Е. Бородин. Эти взрослые парни так лихо «вжаривали» на своих инструментах, что у нас не осталось выбора: мы должны были, просто обязаны создать свой ансамбль! Первые пробы состоялись на квартире Феди Борисова. Дешёвенькие акустические гитары, снабжённые немудреными звукоснимателями, самодельная бас-гитара с рояльными струнами, выдранными из какого-то многострадального пианино. Отдельно следует отметить ударную установку, сооружённую из списанных барабанов заводского клуба, а также - барабана пионерского и даже детского - игрушечного. Всё это было соединено при помощи проволоки, изоленты и лабораторных штативов школьного кабинета химии. Так как ударную установку мы видели лишь издалека, сооружение было собрано весьма приблизительно. «Ударное сооружение» имело обыкновение периодически с грохотом разваливаться на составные части в самый неподходящий момент, но основную свою функцию как-то выполняло. «Электрогитары» подключались к радиоле и магнитофону. Репертуар был составлен из нескольких наиболее известных песен «Битлз», «Криденс», «Шокинг Блю»: искромётная «Шизгара» - куда ж без неё?!..

За «барабанами» расположился Лёва Бодунов, бас-гитару решил освоить Федя Борисов, соло-гитару пытался укротить Витя Мусихин. Я по мере сил и старания бился с ритм-гитарой и пел. Судьба мудро распорядилась так, что записей этого выплеска эмоций не сохранилось. Первые слушатели, каковыми суждено было стать Фединым родителям и соседям по лестничной площадке двухэтажки, дружно и бурно воспротивились продолжению наших музыкальных экзерсисов, безапелляционно охарактеризованных как «грохот и вопли». Мы были безоговорочно изгнаны из Фединой квартиры. Слава богу, не все были столь категоричны в отношении нашей «пробы голоса». Друг Володя Потехин восторженно оценил творческие порывы товарищей, пригласив со всем шумящим и грохочущим скарбом к себе домой. Его родителей (благословен будь, коллективный сад!..) дома не было. Жил он тогда в сером трёхэтажном доме, напротив старой милиции, где мы от души помузицировали. Окна в квартире Володя распахнул настежь. Вскоре под окнами собралась изрядная группа молодых парней и девчонок, бурно приветствовавших одобрительными возгласами наше неистовое творчество. Их одобрение едва ли было адресовано нашему «мастерству», лишь наглядно свидетельствуя, насколько вокально-инструментальный жанр востребован молодежью. Проблема - в аппаратуре и инструментах: на чем играть? О том, чтобы купить гитары, аппаратуру и барабаны, как сейчас поступает любая «гаражная» гоп-команда, не могло быть и речи: одна лишь упоительно желанная электрогитара стоимостью в 180 рублей не укладывалась ни в один семейный бюджет наших родителей.

В те годы мой отец, Анатолий Александрович Махов, работал заведующим районным отделом культуры. Выслушав нашу просьбу и одобрив хорошее начинание, он предложил нам поехать в село Симинчи, где простаивал комплект аппаратуры и инструментов. Мы, не медля ни минуты, сели в ближайший автобус и уже через полчасика были на месте. Директор симинчинского ДК продемонстрировал нам стоявшее за киноэкраном,настоящее богатство: три электрогитары «Тоника», одну - басовую, два комплекта усилителей «Электрон-103» с колонками, микрофоны на стойках и ударная установочка «тройничок», (малый барабан, тарелка и самодельный хай-хет, в те времена его называли «чарльстон» или «чарлик»). Басовый аппарат состоял из тяжеленного лампового усилителя УМ-50, с зелёным глазом-индикатором на передней панели и «кинаповской» колонки-чемодана, с двумя динамиками, закрытыми характерными круглыми решётками. По нынешним временам таким хламом заинтересуется разве что чокнутый коллекционер или торговец антиквариатом, ну, в крайнем случае, приёмщик вторсырья. Но тогда для нас всё это было дороже всех сокровищ на свете! Гитары сияли чёрным полиэфиром, приятно было взять в руки настоящий инструмент после дешёвых гитарёшек, видавших виды и переделанных собственными руками.

Начались регулярные репетиции. В свободное от учёбы время, да что греха таить, и, частенько сбегая с уроков, мы мчались в Симинчи, где погружались в волшебный мир музыки. Тогда же к коллективу присоединился Юра Половников, состав стал квинтетом. Название после долгих раздумий и споров было придумано немудрёное, но, на наш взгляд, оригинальное: «Лабиринт». Постепенно стало вырисовываться подобие программы для танцев. К сожалению, не помню всех песен, но, помимо вышеупомянутой «Шизгары», мы довольно бойко лабали «Have You Ever Seen The Rain» , «Down On The Corner» и «Proud Mary» из «Криденсов». Играли пару-тройку вещей из «Шокинг Блю»: «Eva And Apple», «Never Release The One You Love» и «Never Marry Railroad Man» (не ручаюсь за точность названий). И, конечно же, играли «битловские» песни и совсем чуток русских… Излишне упоминать, что тексты «фирменных» песен были «сняты» на слух, записаны русскими буквами на листках из школьных тетрадей и были далеки от оригинала. Но другого выхода не было: настоящих английских текстов в СССР было не достать. Приходилось рассчитывать исключительно на свои силы. Репертуара набиралось на пару танцевальных отделений, но мы упорно разучивали новые и новые песни.

Первые танцы отыграли в тех же Симинчах. Ужасно волновались, я плохо помню то выступление.

Наше первое выступление в Артях было приурочено к школьному вечеру встречи выпускников школы №1. Но это уже следующая история…

Записала Елена Рычагова

 
Напевы серебристых рощ PDF Печать E-mail
Культура - Культура
12.07.2018 13:01

alt

С середины XVIII в. на кущинские земли большими массами начали приходить беглые крестьяне Среднего Поволжья

В нашем районе проживает более 50 национальностей, из них более 70% - русские, 10% - марийцы, 8% - татары. Мы живем по соседству, и нам предоставлена удивительная возможность узнать об уникальных национальных культурах нашего края. Благодаря проекту «Этнокультурная карта Артинского района» вот уже десятый год проходит слет краеведов, организуемый специалистами ЦДО.

21 июня школьники образовательных организаций округа отправились по маршруту «Арти - с. Малая Тавра - Арти», чтобы познакомиться с марийской культурой. Путь был длинный, около 60 км, во время следования мы проезжали д. Большие Карзи, с. Барабу, д. Омельково, д. Андрейково, с. Свердловское, д. Полдневую, д. Рыбино, о которых участники слета даже не знали. Из окон автобуса мы наблюдали за жизнедеятельностью селян.

Вот, наконец, село Малая Тавра. Когда мы подъехали ко школе, у ее дверей нас встретили в национальных марийских костюмах с песнями и плясками хозяева праздника. Марийцы - народ гостеприимный. По обычаю, встречая гостей, хозяин выходил навстречу. В одной руке он держал кружку национального напитка - пуры, в другой чарку вина, а хозяйка подносила хлеб с маслом. Приехавший должен был все выпить, испробовать хлеб с маслом и только после этого открывались ворота. Все вместе заходили в дом. Пуру нам не предложили, а вот хлеб с маслом мы отведали.

У дверей школы приветствовали гостей слета директор Малотавринской школы Любовь Анатольевна Иванова и я как методист центра дополнительного образования.

Слет совпал с открытием мемориальной доски Герою Социалистического Труда Анне Ивановне Пегашевой. За свою трудовую деятельность она была награждена двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, ее имя - в ряду Почетных граждан Артинского района.

В школьном музее познакомились с историей заселения Малой Тавры. Оказывается, с середины XVIII века на кущинские земли большими массами начали приходить беглые крестьяне Среднего Поволжья, которые из-за оброка пускались башкирами в их вотчины. По договорному плану в 1761 году возникло село Малая Тавра (Ака-Тавра), сюда прибыли новоселы из Бирского уезда. Жители внесли семь рублей начального взноса и обязались платить ежегодно башкирам по три рубля. В 1908 году в селе проживало 1274 человека, в 2006 году – 800, в 2011 году – 1247. Марийцы – народ мужественный, смиренный, незлобивый и нековарный. Среди малотавринцев есть участники Русско-Японской, Великой Отечественной, Афганской, Чеченской войн.

В фойе школы участники слета учились танцевать, услышали народные песни, тематика которых разнообразна. Радость и боль, горе и счастье, любовь и разлука таятся в незатейливых народных песнях мари. Мы узнали, что структура песни состоит из четырех строчек: первые две – зачин, предисловие к главной мысли песни, повторяются два раза, следующие две строчки – это и главная мысль, и концовка. Песни короткие, но в них содержится глубокая мысль, слова подобраны емкие, точные, бьющие прямо в сердце. Это и есть меткость марийской песни.

В другом кабинете учащиеся и учителя школы рассказали об устном народном творчестве мари, национальном костюме и праздниках.

Марийцы празднуют Святки – шорыкйол, Масленицу – уарня, Великий день – куэче, Семик – семык, Летнее жертвоприношение кюсё, праздник сохи – ага-пайрем.

Одно из самых ярких проявлений культу­ры этноса, где отражаются представления о красоте и целесообраз­ности - народный марийский костюм, он богато украшался вышивкой. Орнаментация имела специ­фические особенности, различалась не только местом расположения на рубахе, но и цвето­вым сочетанием (преобладание красного цвета), сортом ниток, мотивами вышивки. Отделка рубах лентами, тесьмой, пуговицами, бисером, как и расположение вышивки, определяется давними традициями. Пояса, передники и поясные украшения являются важной час­тью марийского костюма.

В следующем школьном кабинете на нарядных столах стояли блюда национальной кухни. Сколько же их там было! Глаза разбегались, и хотелось все попробовать. Марийская кухня отличается простотой и разнообразием. В блюдах много трав и ягод, молочные блюда и каши, множество колбас и супов на основе мяса, салаты, уха, жаркое. Не обошлась марийская кухня и без выпечки: блины, пироги с разной начинкой, колобок, овсяный кисель. На праздники подавали хлебное пиво - пуру. Молодцы женщины, которые приготовили все это, нас угостили и рассказали рецепты некоторых из них: «Тувыртыш подкогыльо», «Туара», «Уяча» и др.

В сельском доме культуре нам показали мастер-классы: изготовление пояса, изготовление ткани для национального костюма на ткацком станке, украшение головных уборов, марийские забавы и игры и др.

В одном из домов пекли вкусные оладьи в печи и угощали всех.

Онаен (священник) Леонид Иванович Канакаев рассказал нам о языческой религии мари, сутью которой является преклонение перед силами природы, которое способствует воспитанию у человека бережного отношения к ней, оздоровлению организма, порождает веру в будущее. Места богослужений мари – ото, кусото – священные рощи. В роще находится онапу - «космическое» дерево. Роща неприкосновенна. В ней нельзя пилить, ломать деревья, выносить оттуда хворост, собирать грибы, цветы: за это роща может покарать виновного. В роще не позволяется мусорить, ругаться, ссориться, туда приходят в дни праздников в чистой одежде, помывшись в бане, как в место общения с высшими силами природы. Моление происходит при жарких кострах. Участники обряда становятся на колени и с караваем хлеба, солью просят у бога урожая, скота, здоровья, мира и согласия. Культовые деревья мари – береза, липа, дуб.

Мари поклоняются своим богам: Верховному богу – творцу Ош Кугу Юмо (Большой Белый Бог), Земле Матери - Мланде Ава, Богу всего живого - Мер Юмо, Матери Солнца - Кече Ава Юмо, Богу святой горы - Курык кугыза.

Участники слета были в восторге от такого праздника, это неудивительно, ведь педагогами школы, работниками СДК, общественностью Малой Тавры была проведена огромная работа. Хочется поблагодарить их за организацию и проведение слета краеведов в рамках проекта «Этнокультурная карта Артинского района». Спасибо всем жителям с. Малой Тавры за теплый и радушный прием. В данном мероприятии приняло участие более 190 человек, из них более 160 детей.

С. Максунова, методист ЦДО


 
Красота земли, черный поросенок и золотые сережки PDF Печать E-mail
Культура - Культура
22.06.2018 09:44


Июнь. Он сочен. Жарок. Зелен.

Лишаясь отдыха и сна,

Он подбирает сотни зелий

Для ягоды и для зерна.

Звенит пчелой.

Капелью плачет.

Все утро без машин и прачек,

Из молний выписав кроссворд,

Стирает пыльный небосвод.

И я в нем новым чувством полнюсь

И набираюсь новых сил.

И вдруг вздохну.

И вдруг опомнюсь:

Что я посеял, что взрастил?

Николай Грибачев

Дождь шел долго, упорно, монотонно. Люди забыли, когда видели солнце.

А в день, когда гости из городов и районов должны были приехать на областной праздник «Ага-пайрем» («Праздник плуга») в с. Малая Тавра, выглянуло солнце. Даже ветер перестал быть злым и холодным. Природа словно решила наградить людей за добросовестный труд во время посевной кампании. Ведь с незапамятных времен говорится: «Что посеешь – то и пожнешь». Большая поляна сверкает всеми красками радуги. Ее окружает несметное количество автомобилей.

Первым человеком, кого я здесь увидела, был в прошлом дояр совхоза «Дружба», а сейчас бухгалтер ООО «Дружба» П.Г. Илиманов.

- Павел Геннадьевич, как Вам удается многие годы отлично выглядеть?

- Потому что я веселый.

Прекрасное настроение, оптимизм, музыкальность, сохранение народных традиций - отличительные черты населения Малотавринской администрации.

Люди меж тем прибывали на праздник и осваивались в нарядных шатрах: «Артинский городской округ», «Красноуфимский городской округ», «Ачитский городской округ». С трибуны было объявлено, что ожидаются гости из республики Марий Эл.

Возраст участников мероприятия вмещался в рамки: «два года – 80 плюс». На видном месте лозунг «Слава Артинскому району!»

Вижу знакомые лица депутатов Законодательного собрания Свердловской области: В.А, Терешкова и А.Ф. Абзалова. Это не дежурные личности. В нашем районе они бывают часто, и народ знает. То Владимир Андреевич «пришлет» в ЦКД и НТ п. Арти талантливых артистов Пермской филармонии, то Альберт Феликсович от своего благотворительного фонда «Малая родина» привезет подарки детям СРЦН. Депутатам знакомы все проблемы района, и, как председатели профильных комитетов Заксобрания, они стараются помочь их решить.

Звучит Гимн России, и праздник начинается. Ведущие зачитывают приветственный адрес Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева. А затем на сцену выносится каравай хлеба. Во все времена матушка-Русь встречала дорогих гостей хлебом-солью.

Присутствующих поздравляют глава Артинского городского округа А.А. Константинов, председатель Думы АГО В.П. Бусыгина, начальник Управления агропромышленного комплекса В.И. Кожев.

Грамотами Западного управленческого округа за добросовестный труд в сфере агропромышленного комплекса награждаются В.А. Пашиев и Е.А. Мишин.

За весомый вклад в развитие культуры на территории области отмечается Е.С. Мулюкова (с. Малая Тавра).

За упрочение самобытных обычаев и традиций марийского народа на территории Западного округа поощряются А.И. Андреев, глава Малотаринской сельской администрации, В.А. Александров, заведующий филиалом «Малотавринский» ЦКД и НТ, Р.И. Андрианов, руководитель «Муро Аршаш» (д. Пантелейково).

Благодарственными письмами Законодательного собрания Свердловской области награждены Г.С. Мишин и В.Н. Митькин – рабочие ООО «Дружба».

За окончание посевной кампании в ранние сроки грамоты главы округа вручаются крестьянско-фермерским хозяйствам Н.В. Тарасова, В.Н. Вятченникова. А также их получают В.А. Черепанов, Н.В. Ватолин. И еще один сюрприз от депутатов – музыкальное оборудование в Староартинский и Пристанинский филиалы ЦКД и НТ.

А затем люди радовались солнцу, миру, дружбе между народами. Как начался на сцене концерт самодеятельных артистов, так и продолжался весь световой день. Выступили и гости из Йошкар-Олы.

Трех-четырехлетние дети бегают на скорость с разноцветными ведерками на коромысле с воображаемой водой. А также возят тачки с таким же воображаемым грузом. Девочки «летают» на разноцветных метелках.

Заинтересовал меня конкурс «лазание по столбу». Приняли в нем участие трое мужчин. Вокруг них тьма болельщиков, которые поддерживают спортсменов. Один преодолел примерно половину пути, второй сошел с дистанции почти сразу. Поднимаясь медленно, шажочек за шажочком победу одержал С.А. Митрофанов.

- Сергей Александрович, что Вы увидели с высоты?

- Красоту земли. Стадо пасется, народ гуляет.

Сильный, ловкий и смелый С.А. Митрофанов получает заслуженный приз – золотые сережки!

Много любителей собралось посмотреть конные скачки. Это гармония, скорость, сильные ощущения. А какие благозвучные клички у животных: Днепр, Вильгельм, Гамлет, Нотка!

Актер Армен Джигарханян про своего рыжего любимого кота сказал: «Животный мир – очень, очень, очень не простой мир со своей философией. Мы слабее».

Свои болельщики были вокруг силачей. Учащийся Артинского агропромышленного колледжа Андрей Семишев, выступая в своей категории «спортсмен до восемнадцати лет», стал победителем и обрадовался подарку - радиоприемнику новой марки. Тренер юноши А.В. Дюбин 143 раза поднял 32-килограммовую гирю и столько же раз – мешок муки.

Мешок муки он получил в дар. Но спортсмена ждал еще один сюрприз – двухмесячный черный поросенок, которого выделила из своего подворья теща главы местной администрации, проживающая в Красноуфимском районе.

Домой мы едем вчетвером: я, мой сын, Андрюша Семишев. А в багажнике машины лежит свинка. Хрюкнув один раз, она по ровной дороге под равномерный шум мотора, наверное, уснула. Мужчины довольны результатами конкурсов и призами.

Я же счастлива. Но призы тут не играют никакой роли. И праздник понравился. И рада тому, что сын работает специалистом в одном из хозяйств нашего городского округа такой важной отрасли народного хозяйства, как агропромышленный комплекс.

Татьяна Дюбина

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
Фотогалерея
Сейчас на сайте
Сейчас 50 гостей онлайн
Цитата недели

Все люди устроены одинаково, а устраиваются по-разному. Михаил Хацернов

--------------------------------------

"ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ"  Администрации Губернатора Свердловской области (343)370-72-02 и Правительства Свердловской области (343)359-45-54.

___________________

О коррупции