Валерия Черепанова

Кристина Черепанова

Хочется уже играть, гулять. А самое главное - учиться в школе

Нынешний учебный год, наверное, самый сложный из всех последних десятилетий. Никогда еще дети не учились на удаленке таким массовым составом. Исключения были, да – дети по болезни учились дома, и контрольные работы дома писали. Я помню, как сын учился в первом классе и в весенние каникулы сломал ногу. Учительница Любовь Васильевна Зыкова из шестой школы приходила к нему домой, и Андрей делал контрольные работы по математике и русскому языку. Сейчас все по видео, по телефону, по «WhatsApp». Конечно, трудно и педагогам, и родителям, и школьникам, но все стараются.

Мои внучки Лера и Кристина заканчивают первый класс общеобразовательной школы и первый класс школы искусств. Конечно, у нас были радужные планы на майские праздники, дети очень любят День Победы, надевают пилотки, берут цветы, принимают участие в мероприятии около памятника павшим воинам. В марте еще началась подготовка к отчетному концерту в школе искусств. И вот пришлось объяснять им, что все эти мероприятия переносятся на более поздние сроки.

В апреле и мае (кроме праздничных дней) основное время занимала учеба. Родители принимали задания от классного руководителя и сидели вместе с девочками, пока не выполнят уроки по русскому языку, математике, чтению, технологии, изо, физкультуре. Признавались мне, что иногда поднимался шум до потолка, пока все задания выполнят. Частенько обращались к интернету, чтобы объяснить детям темы. После обеда привозили девочек к нам, и я, бабушка, когда необходимо, помогала девочкам выполнять уроки по музыке. Вот об этом сегодня расскажу подробнее - с большим удовольствием и большим чувством благодарности к педагогам школы искусств. Даже не представляла, что обучаться музыке можно на удаленке. Но начали, и потихоньку втянулись в этот процесс. Конечно, если бы не профессионализм педагогов, мы вряд ли что смогли освоить. Основной предмет у девочек – эстрадный вокал. Они учатся у педагога Светланы Геннадьевны Пинчук. У Светланы Геннадьевны огромный опыт работы по обучению молодых вокалистов, она имеет замечательное консерваторское образование, покоряет своим чудесным голосом, когда исполняет любые музыкальные произведения. Педагог находит подход к каждому ребенку, чувствуется ее забота, любовь к детям.

...Включаем видео-связь и начинаем распевки, педагог занимается с каждой девочкой отдельно (как и все остальные преподаватели школы искусств). Сначала слушаем Светлану Геннадьевну, она поет: «Сидит филин на дубу, он играет во дуду. В трубу точеную, позолоченную». Тема урока: соединение гласных в словах музыкальных произведений. Внучка несколько раз пропевает подпевку вместе с педагогом, слушает объяснение, где нужно сделать ударение, где нужно протянуть нотку, как музыка влияет на гласные звуки. Учитель находит добрые слова, чтобы похвалить девочку. На следующем уроке разучиваем новую подпевку: «Мы капусту покрошили и в кастрюлю положили. До чего же вкусные эти щи капустные». Эстрадный вокалист должен иметь хорошую дикцию, а наши девочки еще не совсем правильно выговаривают звук «р», поэтому им просто необходимы такие занятия. В преддверии Дня Победы разучивали песни на военную тематику. Учитель настаивает: «Пойте больше! Пойте! Пойте!» Внучки с удовольствием дома поют «Смуглянку», «Катюшу», «И все о той весне», «А закаты алые». Прослушали, просмотрели по интернету видео песен «Последний бой», «День Победы», услышали исполнение этих песен великими артистами и детьми. Спрашивали у меня: «Бабушка, почему последний бой»? Объясняла, как могла, правда, при этом плакала. Снова спрашивали: «Ты почему плачешь?»

На следующий день – занятие по фортепиано. И здесь нам тоже повезло с педагогом. Мы учимся у Марины Анатольевны Гордейчук. Бывая на ее уроках, я всегда удивлялась тому, как учитель умеет находить нужные слова, чтобы объяснить предмет, как может по-теплому, по-доброму заставить ребенка сыграть песенку по ноткам. А потом и похвалит, и оценку поставит, и, когда объяснит ошибки ребенку – он сразу все понимает и старается играть правильно, ручки на клавиши класть, как надо. Марина Анатольевна – ласковая, добрая, и дети это чувствуют. Но вместе с тем это профессионал своего музыкального дела. Она давала нам задания тоже по видео и «WhatsApp». Мы разучивали пьески и сдавали их по видео педагогу на оценку. Марина Анатольевна нам очень подробно писала, где дети ошибались, и всегда мы слышали от нее слова благодарности и поддержки – и детям, и родителям. Скажу честно, что добрые слова в такой сложной обстановке просто необходимы всем, родителям тоже.

Самый трудный предмет для девочек – сольфеджио. Когда педагог Татьяна Рудольфовна Шлевис объясняет задание, они все понимают, ручками отхлапывают ритм, показывают «ЗО», «ВИ», «РА», а вот начинают выполнять урок самостоятельно и сбиваются. Сдаем работы с ошибками. Учитель перезванивает нам по видеосвязи, и мы вместе исправляем ошибки. Татьяна Рудольфовна - педагог с большим опытом работы, она обучила музыкальной грамоте столько артинских детишек, что и не пересчитать. Я тоже была на ее уроках и просто восхищалась, как она легко и доходчиво объясняет свой предмет, находит разные уловочки, чтобы рассказать детишкам, о каких нотках, ритмах идет речь. Например, мы покупали черные и белые пуговочки, они заменяли нотки. Год заканчивается, а у нас с девочками еще не выполнено одно задание. Конечно же, мы его сделаем. Только соберемся с силами и желанием. И, если потребуется помощь педагога, мы получим ее – это мы знаем точно.

С Ларисой Александровной Овчинниковой мы изучаем музыкальную литературу, слушание музыки. Задания тоже получаем по «WhatsApp», Лариса Александровна их расписывает очень подробно, поясняет, где найти в интернете русские народные ансамбли, на что обратить внимание при прослушивании и просмотре. Мы увидели и прослушали массу различных народных ансамблей с самыми разными инструментами. Например, было такое задание: смотреть видео «История вещей» - музыкальный инструмент баян и видео «Духовые язычковые музыкальные инструменты». Девочки сдавали педагогу работу по инструментам русского народного оркестра. В тетради переписывали все инструменты по группам. Очень интересный урок был по слушанию музыки Чайковского «Времена года». Я вместе с внучками с удовольствием прослушала цикл замечательных произведений. Потом на понравившееся произведение более всего надо было нарисовать рисунок. Лера выбрала «Май», а Кристина – «Апрель»: рисовали, сдавали фото педагогу.

Учиться нелегко, надо многое запоминать. Чувствую: что-то остается у девочек в памяти, а что-то... У Ларисы Александровны один год училась моя старшая внучка, было это 13 лет назад. Потом Даша уехала и жила в Красноуфимске. Но вот что удивительно: она до сих пор играет те песенки, которые разучила с Ларисой Александровной. Конечно же, это говорит о высоком профессионализме педагога.

Вот так и подошел к концу учебный год. Да, нелегко он всем дался. Что будет впереди – мы не знаем. Проблема коронавируса до сих пор не решена. Когда будет изобретена вакцина, и будет ли она работать? Этот вопрос все еще решают ученые всего мира. И мои внучки объясняют по телефону подругам: «Вот будет вакцина, нам поставят прививки, и мы снова будем вместе играть».

Надеяться надо. Хочется уже играть, гулять. А самое главное - учиться в школе.

Татьяна ЧЕРЕПАНОВА