на фото Галина Александровна Аристова




Программу «Земский учитель» в регионах России запустили

по аналогии с программой «Земский доктор»



В 2020 году во всех регионах России заработала федеральная программа «Земский учитель». Всем учителям со средним профессиональным или высшим образованием до 55 лет, которые захотят переехать в сельскую местность и работать в местной школе, будут выплачивать по миллиону рублей. Основная идея программы в том, что так можно уменьшить дефицит кадров в сельских школах и добиться качественного и равного образования для учеников.

Программу «Земский учитель» запустили по аналогии с программой «Земский доктор» после послания Президента России Владимира Путина Федеральному собранию в феврале прошлого года. На неё предусмотрено около 4 миллиардов рублей из федерального бюджета. 54 миллиона для реализации программы в 2020 году пошли на Свердловскую область, из них 17 820 – из бюджета региона.

Министр образования и молодёжной политики Свердловской области Юрий Биктуганов так сказал о программе:

- Проект «Земский учитель» включён в подпрограмму «Педагогические кадры XXI века», благодаря реализации которой будет обеспечиваться развитие кадрового потенциала в сфере образования Свердловской области. У нас подобная практика существует и работает. Мы только в прошлом году помогли нашим педагогам, а было их 38 человек, которые получили областные финансовые средства на приобретение жилья в сельской местности. Кроме того, в регионе уже более десяти лет существует система «подъёмных»: на обзаведение хозяйством мы выделяем финансовые средства для всех учителей, которые идут в любую образовательную организацию.

В Свердловской области финансовую поддержку по программе «Земский учитель» в этом году получили 54 учителя.

И с одним из них я сегодня беседую. Знакомьтесь, Галина Александровна Аристова, учитель-дефектолог Артинской школы №6.

- Я родилась в Манчаже, - начала свой рассказ Галина Александровна, - в 1997-м году окончила Манчажскую школу и поехала поступать в педагогический университет (УрГПУ) на специальность «учитель русского языка и литературы». Но, попав в приемную комиссию, я полностью поменяла свои планы. Когда я стояла в длинной очереди, чтобы сдать документы для поступления в университет, мое внимание привлек плакат: «Институт специального образования приглашает на обучение по специальностям «олигофренопедагогика» и «учитель-логопед». Я не имела понятия об этой специальности и подумала: «Раз я об этом ничего не знаю, значит, это что-то новое, современное, и я должна попробовать». Когда сдавала документы уже на эту специальность, в приемной комиссии меня предупредили, что конкурс большой: шесть человек на место, но это еще больше меня подстегнуло. Я сдала биологию, русский язык и сочинение на пятерки, причем в школе сочинение никогда на «отлично» не писала, какой-то порыв у меня был, и сочинение просто само ложилось на бумагу. Я все еще помню, о чем и что писала. Поступила, приехала домой, а там о моей специальности мне рассказала сестра, объясняя на капустной рассаде: одна завьется в кочан, другая уйдет в лист.

Я ни разу не пожалела о своем выборе за двадцать лет моего педагогического стажа.

- Галина Александровна, расскажите, что Вас сподвигло участвовать в программе «Земский учитель»?

- Я вообще личность очень активная, участвовала во многих всероссийских и областных конкурсах. Первую победу одержала в губернаторском конкурсе педагогических работников в 2015-м году. Появился азарт. Следующие мои конкурсы – это Всероссийский «Учитель-дефектолог России» в 2018 и 2019 годах. Получила второе место оба раза. В 2018-м году участвовала во Всероссийской педагогической олимпиаде «Коррекционная педагогика», тоже завоевала второе место. Участие в различных педагогических конкурсах стимулирует меня как педагога к работе, я получаю множество знаний и приобретаю опыт. О программе «Земский учитель» также прочитала на сайте Министерства образования и молодежной политики Свердловской области и решила поучаствовать. На это, конечно, повлияло несколько факторов. Во-первых, я сама мама ребенка-инвалида. Его состояние здоровья потребовало, чтобы мы уехали из Екатеринбурга, там я проработала двадцать лет с детьми с нарушениями слуха и эмоционально-волевой сферы. Во-вторых, меня уже тянет обратно к земле, ведь я родилась и выросла в сельской местности. Я поняла, что устала от жизни в мегаполисе.

- Как проходил конкурсный отбор?

- Заявок было подано 384, а мест всего 54. При конкурсном отборе учитывались разные критерии: наличие высшей квалификационной категории, заслуги в педагогической деятельности (награды федерального и областного уровней), педагогический стаж в городе не менее десяти лет, согласие на переезд. Обязательное условие для участников программы – дальнейшая работа в сельской школе не менее пяти лет с нагрузкой от 18 часов. В поселке Арти предложили мне два места, я выбрала шестую школу, потому что здесь есть коррекционные классы.

Все этапы отбора я прошла благополучно, выполнила все условия. Ответственным за регистрацию заявлений и документов от учителей в нашем регионе был Свердловский областной педагогический колледж.

Переехали мы в Арти всей семьей, гранта хватило, чтобы купить квартиру. Начала учебу в автошколе, так как добираться далеко, первые уроки вождения проходят успешно.

Разговор Галина Александровна закончила словами:

- Успех любого учителя, как мне кажется, складывается из трех «о»: ответственность, образование - мир ведь не стоит на месте, с каждым годом добавляются новые технологии, и надо соответствовать времени, и общение - я активно общаюсь на сайтах с родителями детей с ОВЗ. Они передают свои знания, и это работает. Одно дело – теория, другое – опыт мам, которые пропустили через себя все трудности, воспитывая необычных детей.

В школе появился еще один опытный педагог, желающий работать и приобретать новые знания.

Татьяна МИТЬКИНА