Педагогическая поэма сельского учителя

В то время, если мальчик ничем не занимался, на него смотрели, как на «чудо в перьях»

Из каких человеческих качеств состоит профессиональная составляющая учителя? Кажется, что человек, посвятивший себя школе, должен обладать особым отношением к ученикам, иметь секретные ключики, открывающие сердца детей. Когда я задала этот вопрос С.И. Меньшикову, учителю информатики и ОБЖ Свердловской школы, то тот, улыбнувшись, сказал:

- Помню, как в своё время В.М. Юрин, руководитель районо, наставлял нас, молодых военруков: «Вы должны постоянно самообразовываться, так, чтобы каждый ученик помнил вас и ваши уроки». А в остальном никаких секретов нет - надо учить - учу, оставаясь при этом просто человеком!

ВОЕНРУК С ФРОНТОВЫМ ПРОШЛЫМ

Сергей Иванович родился в 1966 году в Новом Златоусте в уважаемой семье. Отец, Иван Петрович, фронтовик, получивший звание «Заслуженный учитель», награждённый знаком отличия «Отличник народного просвещения». В 1943 году отца направили на офицерские курсы в Екатеринбург, там он сдружился с земляком Виктором Юриным. Как-то ночью их подняли по тревоге и в спешном порядке отправили, как оказалось, на Курскую дугу. Иван Петрович попал в кавалерию, ему дали коня, ржавую шашку, не вытаскивающуюся из ножен, и одежду с убитого солдата, имеющую дыры от пуль. Шашку почистил - и в первый бой! Здесь он получил контузию и попал в госпиталь. Затем воевал в разведке артиллерийских войск, был награждён орденом Красной Звезды.

Домой вернулся израненный - вся спина была в осколках, осколки вросли и в лёгкие с сердцем. Мучился одышкой, но согласился вести военное дело в Волокушинской школе, куда из Усть-Кишерти полями ходил пешком. Получил неполное педагогическое образование в Ирбите, а затем окончил Свердловский пединститут, факультет географии. Его курсовая работа до сих пор хранится в семейном архиве - это карта родных окрестностей. Женившись, переехал в Новый Златоуст, где преподавал географию. Затем был директором школы в Могильниково (с. Свердловское), преподавал физику. Там же увлёк всех кино - установил киноаппаратуру.

Учителя-старожилы вспоминают, как он делал разбор их уроков:

- Вы вошли класс, поздоровались - это уже хорошо, но с какими задачами вы вошли, что оставите ученикам после ухода?

ЛЮБИЛА ВСЕХ:

И ТЕЛЯТ, И РЕБЯТ

Мама, Евдокия Степановна, рано осталась без матери, поднимала младшего брата Мишу. Тётка Зоя, передовая трактористка, помогала, но она целыми днями пропадала в МТС и на полях.

С 14 лет Евдокия уже трудилась телятницей. Здесь проявилось её природное чутьё, которое помогало лечить заболевших животных. Она делала для них различные отвары из трав, припарки, что повышало сохранность и привесы. Работала она и дояркой, проявляя и здесь чудеса врачевания. Отправляли её учиться на ветеринара, но она не согласилась - брат оставался один. Позже её назначат заведующей детсадом, где она и проработает всю жизнь.

ПЕЛ, ВЫЖИГАЛ, ПЛЯСАЛ, ВЫРАЩИВАЛ КУКУРУЗУ

В семье Меньшиковых родилось семь детей, трое из которых умерли в младенчестве. Серёжа был младшим. Но, несмотря на это, много трудился. Самостоятельно ходил в лес за земляникой и клубникой, выполняя дневную норму - трёхлитровый бидончик. Кормил гусей. Однажды, в Духов день, мама предупредила: «Не рви зазря травы - земля именинница!» А спустя некоторое время послала Серёжу за травой для гусей. Он ей напомнил о празднике, а она в ответ: «Иди, работать не грешно!» Как-то привезли машину чурбаков. Мама наняла кольщика, который принялся за работу. А шестилетний Серёжа сидел дома строил из кубиков крепость и играл оловянными солдатиками. Вошедшая в дом мама строго сказала: «Быстро работать! Нельзя сидеть, пока кто-то трудится!» И мальчик отправился складывать дрова в поленницу.

- Я был очень общительным, - начинает рассказ о своём детстве Сергей Иванович, - у меня было много друзей. Играли дотемна на улице в лапту, «Пекаря», прятки, «12 палочек», ножички-зубарики. Мастерили пугачи, забивая алюминиевой фольгой. Шиком считался пугач, залитый свинцом.

Я интересовался всем, был очень любопытен. Мама выписывала много детских журналов: «Мурзилку», «Пионер», «Костёр», «Юный натуралист», «Техника - молодёжи», «Моделист-конструктор». Я не только их прочитывал, но и выполнял все предложенные там задания, ставил опыты. Однажды сестра Лариса подарила мне набор открыток «Грузинская кухня», так я принялся за приготовление супа харчо. Многих ингредиентов дома не нашлось - заменял тем, что было под рукой. В результате, посмотрев на готовое варево, попробовать не решился. Не стал угощаться супом и поросёнок. Так закончилась кулинарная карьера.

Пробовал себя в рыбалке. Напросился с мужем сестры Клавдии (а он отменный рыбак) на речку. Саша одну за другой вытаскивает здоровенных рыб из воды, а у меня даже пескарика нет. Поменялись местами. У Саши клюёт, у меня - нет. С рыбалкой тоже не сложилось.

В школе я посещал все кружки: пел, читал со сцены стихи, вышивал, выжигал по дереву, играл в шахматы. Помню, как трудовик Н.В. Чебыкин учил нас вырезать на станке шахматные фигуры. В кружке юннатов под руководством А. В. Фефеловой самостоятельно от зёрнышка до початка выращивал кукурузу. Н.Ф. Липина научила танцевать - все мальчики прекрасно вальсировали. В то время, если мальчик ничем не занимался, на него смотрели, как на «чудо в перьях».

Был я активистом: комсоргом класса, политинформатором. Учился хорошо, выполнял все задания, поэтому сейчас порой безмерно удивляюсь, как ученики могут позволить себе не выполнить домашнюю работу. Но вот почерк меня подводил. Я всегда завидовал своему дружку Володьке Кожеву - у него красивый почерк, да и сочинения он писал мастерски.

КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ

ДЕРЖИСЬ, ШОФЁР

После окончания школы родители отправили Сергея поступать в сельхозинститут, а он сдал документы в УПИ, но не прошёл по конкурсу. Вернувшись домой, пошёл в совхоз, где ему указали на одиноко стоящий на берегу ДТ-75. Трактор оказался без ключей и сиденья. Ничего, всё добыл. А потом молодого паренька послали пахать поле, окружённое кустами, где гоны короткие и много времени уходило на разворот. В результате, весь день проработав на этом участке, вспахал всего гектар, тогда как другие трактористы перевыполнили план, а потом они дружно хохотали над бедолагой. А когда от военкомата окончил шофёрские курсы, пересел на ГАЗ-3. Тут тоже не обошлось без курьёза. Вот как об этом рассказывает Сергей Иванович:

- Подхожу важно к машине, всё-таки самостоятельно сейчас за баранку сяду. Вижу, а из выхлопной трубы вода льётся. В жизни такого не видел. В картере - сухо, а вот в радиаторе воды нет. Заливаю туда воду, а она вытекает в выхлопную трубу. Вот и пришлось решать загадку.

На службе в армии, а попал я в г. Бикин Хабаровского края, тоже пришлось водить грузовики. Служил в погранвойсках в миномётной батарее, потом в инженерной роте.

ОТ ВОЕННОГО ДО ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

Отслужив, Сергей Иванович вернулся домой. В военкомате ему предложили пройти курсы офицеров в Пермском военном городке «Красные казармы», что он и сделал. Но военная карьера не сложилась, так как отец направил его работать в школу военруком.

- Первый день в школе, - рассказывает Сергей Иванович, - мне говорят, что военрук строит линейку. Я в растерянности - в коридоре гвалт. И тогда я гаркнул крепким солдатским словцом. Моментально воцарилась тишина. Что, думаю, за штука, а Т.В. Бабушкина, директор, мне шепчет: «Вообще-то в школе так не выражаются». Я очень благодарен Тамаре Васильевне и за советы по составлению конспектов уроков, за поддержку. Благодарен за наставления В.И. Овчинникову, курирующему военруков. Тогда военруки занимались с ребятами общефизической подготовкой, преодолевали полосу препятствий, стреляли в тире. Много работы проводилось по оформлению кабинета. Летом работал военно-спортивный лагерь.

Сергей Иванович окончил заочно географический факультет Свердловского пединститута, курсы компьютерной грамотности. В 2003 году оборудовал один из первых компьютерных классов в районе. В 2000 году вступил в должность директора Свердловской школы. В 2008 году получил грамоту Министерства образования Свердловской области.

А ещё Сергей Иванович увлечён спортивным туризмом и многие годы занимается с ребятами в этом направлении.

- Когда я учился в школе, - делится педагог, - то тоже посещал туристический кружок. Помню, как мы ходили на станцию Бажукова (парк «Оленьи ручьи»). Посетили пещеру «Дружба», ночевали в палатках. А наутро перебирались вброд через реку. А потом здесь же я проходил обучение и получил удостоверение инструктора по туризму.

Участники кружка занимают призовые места в соревнованиях, а в 2018 году мальчишки выполнили нормативы на третий разряд. Большую помощь оказывает М.В. Щапов (педагог ЦДО). А ещё Сергей Иванович благодарит депутата Н.В. Искорцеву за помощь в приобретении полного туристического снаряжения на четырёх человек. Сейчас он и ребята мечтают создать в школе скалодром.

На мой вопрос: трудно ли быть педагогом? Сергей Иванович отвечает:

- Устаёшь от отчётности. И если позволить себе сравнение, то раньше в школах существовала финансовая статья - были деньги, можно было приобрести необходимое. Теперь же товаров куча, а денег нет, выкручивайся, как хочешь. Тут отмечу предпринимателя Л.И. Сухорукову, постоянно оказывающую нашей школе помощь.

А дети во все времена одинаковые - с ними интересно. Радует, когда они добиваются успеха. Как-то одна девочка мне заявила: «Я не люблю информатику и не буду ей заниматься». А в результате стала лучшей ученицей. Горжусь я учениками, ставшими военными: Сергеем и Александром Могильниковыми. В.М. Юрин всегда подчёркивал нам, военрукам: «Если хотя бы один ученик посвятит себя военному делу, вы свою учительскую задачу выполнили». Мне вообще везло на хороших людей, которым я благодарен. Это и С.Н. Карабатова, М.А. Барбарош, да и вообще у нас в школе все педагоги замечательные. Многие годы вместе с П.М. Друговым, начальником пожарной части, мы занимались с ребятами пожарно-прикладным делом.

Ещё хочу рассказать о наших ребятах. Как-то поздним вечером восьмиклассники гуляли по улице и заметили в одном доме возгорание. Не растерялись, вызвали пожарную службу, разбудили соседей. А Сергей Искорцев и Артём Александров помогли хозяйке, пожилой женщине, выбраться из горящего дома. А на следующий день мы с учениками помогали убирать мусор с пепелища.

ГЕОРГИНЫ

ДЛЯ СЕРДЦА И ДУШИ

С особой нежностью и даже восхищением Сергей Иванович рассказывает о своей супруге, учительнице русского языка и литературы. С ней он познакомился в студенческие годы.

- Поскольку, наверное, я обладал обаянием, - откровенничает мужчина, - и был общительным, меня любили девчонки - все считали меня другом. Как-то приехал на сессию, иду по коридору института, а навстречу мне несётся подружка, прыгает на меня, целует. Подходит к нам красный и злой её парень. А она ему: «Милый, ты что, это же Серёжка!» Тогда тот, заулыбавшись, говорит: «А, так это Серёжка!» Но с Олей всё получилось по-другому. Увидел и понял, что эта девушка особенная. Помню, как купил ей букет георгинов с огромными лохматыми фиолетовыми цветами с белыми крапинами на лепестках. Сумел убедить злую вахтёршу общежития, чтобы тайно впустила меня в комнату Ольги, где я и оставил букет.

Ольга Николаевна родом из Тавды. Воспитывалась она в семье рабочих лесокомбината. Родители собрали огромную библиотеку и много читали, передав любовь к книгам дочери. У Сергея Ивановича также была большая библиотека, которую он всю перечитал, поэтому им было о чём поговорить.

- Поженились, - продолжает Сергей Иванович, - мама моя подарила нам корову и овечку: «Живите, дети!» Вот мы и живём вместе уже более 30 лет. Ольга - мой вдохновитель, она волшебница, создающая атмосферу домашнего уюта, поддерживающая во мне силы, помогающая во всём. Она делает так, что жизнь радует, работа радует. Мы вместе с ней готовим проекты, обсуждаем, бывает, спорим, но помогаем друг другу.

У Меньшиковых родились две дочери: Валентина и Наталья. Есть внучка Анечка.

Так что прочитанная в детстве «Педагогическая поэма» Макаренко сложилась в жизни Сергея Ивановича в свою педагогическую поэму, о которой он говорит:

- Ничего особенного - всё, как у людей!

Татьяна КОСТЫРЕВА