«ЛУЧШЕ ВСЕХ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАТ В АРТИНСКОМ РАЙОНЕ»?

НАДО ЕХАТЬ В УСТЬ-МАНЧАЖ!

Читаю одно из областных изданий и вижу фотографию, на которой знакомое лицо. Это же учитель Устьманчажской школы Дамир Каюмов! Что там написано? Стал победителем федерального профессионального конкурса среди учителей татарского языка. Да и заголовок к материалу: «Лучше всех татарскому языку учат в Артинском районе». Так. Надо срочно ехать в Усть-Манчаж, в нашей газете обязательно надо написать о победе Каюмова в конкурсе.

ПРОЧИЛИ СТАТЬ

ДИРЕКТОРОМ ГИМНАЗИИ,

А ОН УЕХАЛ В ДЕРЕВНЮ

Осенний день стоял таким теплым, как будто лето вернулось. И я с удовольствием ехала в редакционной машине, проезжая знакомые деревеньки и любуясь осенним пейзажем. В Устьманчажской школе была несколько раз и знаю, что здесь очень воспитанные дети, в здании уютно и красиво, территория всегда содержится в чистоте. Многие годы Дамир Гаптулянович был директором этой школы. А после оптимизации, когда школа стала относиться к Азигуловской, Каюмов стал заведующим Устьманчажским филиалом. Сейчас в школе обучается 41 ученик, а когда-то их было 140.

Дамир Гаптулянович 15 лет после окончания Казанского университета, филологического отделения (татарский язык, литература и история) жил и работал в Казани. Красивейший город! Отличная работа, большие перспективы, Каюмова пророчили стать директором гимназии. И квартиру дали, чтоб не уезжал, и семья уже здесь обосновалась и привыкла к городу – жена Алина и двое детей: сын Зуфар и дочка Энже. Но в далекой уральской деревеньке, где Дамир вырос, осталась пожилая мама. А у нее большое хозяйство – коровы, куры, да и дом надо содержать. И Каюмовы решили: надо ехать на родину. Сдали квартирку (в те годы даже и не подумали, что ее можно продать) и вернулись в Усть-Манчаж. Здесь тишина, покой, свежий воздух и красивейшая природа. Сначала жили вместе с мамой Дамира, а через год купили домик. Дамир Гаптулянович сразу же устроился в школу завучем и преподавателем татарского языка. Алина по профессии зооинженер, она сначала окончила Красноуфимский сельхозколледж, затем в Казани академию, но по специальности не работала, в Казани трудилась в детском саду и в деревне тоже устроилась в детский сад и библиотекарем в школу. Но с 2017 года работает только в библиотеке.

Мы с Дамиром разговаривали как раз в этой библиотеке, и я заметила, как много здесь энциклопедической литературы по самым разным направлениям, ну, просто богатство.

Сейчас дети Каюмовых уже взрослые, сын Зуфар живет и работает в Казани, дочь Энже (что в переводе «жемчуг») живет в этой же деревне, она замужем, у нее есть дочка. Так что Каюмовы уже молодые бабушка и дедушка.

ДЕТИ ЧУЖИМИ

НЕ БЫВАЮТ

Но дом Дамира и Алины заполнили другие дети. Однажды им позвонили из социально-реабилитационного центра п. Арти и предложили пройти школу приемных родителей. Предполагалось, что они станут приемными родителями брошенных детишек. Подумав, поразмыслив, Каюмовы так и сделали. Окончили школу, сдали экзамены и взяли из центра двух девочек, причем, русских, Настю и Дашу. Пока ехали в машине из Артей в деревню, девочки задали вопрос: «А где мама?» Дамир сразу же для них стал папой, и они спросили о маме. Вот так хотелось малышкам жить в семье, с мамой и папой. Односельчане удивлялись, говорили: «У вас головы нет на плечах? Мало того, что такой известный город, столицу Татарстана оставили, так еще и детей взяли…» Когда взяли девочек, своя дочка еще была небольшая. И все они очень сдружились. А четыре года назад Каюмовы из реабилитационного центра взяли еще двоих детей, мальчиков – Борю и Мишу, тоже русских. Вот такой большой семьей стали жить. Сейчас Настя уже вышла замуж, живет в Казани. А Даша учится в 9 классе.

- Трудно было? – спрашиваю.

- Ребята освоились быстро. Наверное, месяц или два звали нас тетя Алина и дядя Дамир, а потом стали звать мамой и папой. Сейчас уже они не могут без нас. А мы не можем без них. Как-то Алина уезжала в Казань в гости, так дети писали SMS: «Мама, мы тебя любим, скучаем». Миша уже тоже побывал в Казани у старшего брата Зуфара.

Когда мальчиков взяли в семью, они учились в 4 и 5 классах. А сейчас уже Боря учится в 7 классе, а Миша в 8-м. Учатся хорошо. Девочки замечательно читают стихи. На одном из праздников в РДК я видела на сцене Настю, она настолько проникновенно читала стихи, что в зале плакали.

Дома помогают. Смотрю: на холодильнике висит график: кому и когда доить корову, пропускать молоко. По утрам Дамир сам доит, а по вечерам – ребята и девочки, у Каюмовых еще есть младшая 13-летняя дочка Чулпан. Также по графику дети поливают цветы, моют полы, пылесосят.

Вот я вас, уважаемые читатели, вкратце познакомила с семьей Каюмовых из Усть-Манчажа. Чуть позже добавлю свой рассказ. А теперь напишу о том, как Дамир Гаптулянович участвовал в федеральном конкурсе.

ПОБЕДИЛ УЧИТЕЛЬ

ИЗ ГЛУБИНКИ

Конкурс начался в октябре прошлого года, цель его – выявление лучшего учителя 2020 года по татарскому языку. Первый тур был заочный. Каюмов отправил свои работы и прошел во второй тур, тоже заочный. Надо было снять на видео одно мероприятие и отправить организаторам конкурса, что учитель и сделал. Видео членам жюри понравилось, и Каюмов прошел в финал конкурса, который планировался на апрель. Из-за пандемии коронавируса финал перенесли на сентябрь, и вот пришло приглашение, и Дамир Гаптулянович поехал в Казань. Из Татарстана на конкурс заявились 237 участников и еще 27 – из других регионов. А в финал вышли 12 учителей из Татарстана и 12 из регионов.

Финальный этап предусматривал проведение урока в 10 классе в одной из гимназий Казани – полилингвальной, где дети изучают четыре языка: татарский, русский, английский и арабский. Дети очень сильные, развитые и после окончания гимназии даже могут работать переводчиками. Члены жюри (все из Казани) присутствовали на уроке. Перед началом урока учителю дается 15 минут, чтобы познакомиться с классом. Урок длится 25 минут. На уроке учитель разбирал вместе с классом произведение «В пятницу вечером» татарского писателя Аяза Гилязева. В нем описывается, как живет главная героиня Бибинур. Она воспитала троих приемных детей, дети повзрослели и забыли о матери: не приезжают, не звонят, а она их ждет. Проблема вечных нравственных ценностей поднимается в произведении. И в наше время она актуальна. Да, есть семьи, где выросли пятеро-семеро детей, все разъехались и не заботятся о том, как живет их пожилая мама. Вот об этом и говорил Дамир Гаптулянович с детьми. «Ребята очень хорошо отвечали. Они помогли мне», - говорит мой собеседник. Урок прошел замечательно, и на следующий день в рамках финала конкурса проводился мастер-класс.

Нужно было показать, какую технологию можно применить на уроке татарского языка. Педагог дома проработал этот вопрос и взял технологию Т.В. Светенко «Зеркало инновационных технологий». Эта проектная технология появилась лет 10 назад, но ее почему-то мало в школах используют. А между тем Светенко дает готовый шаблон, по которому можно учить детей.

- Очень люблю духовно-нравственную тему. Какие ценности у современных детей на первом месте? Гаджеты, автомобили, квартиры, деньги… А родители, семья - об этом они даже не говорят. Это проблема, потому что именно семья должна быть на первом месте.

Мастер-класс тоже длился 25 минут. А на третий день конкурса состоялось публичное выступление педагогов. Каюмов рассказывал о своем родном крае, об Урале, о том, что у нас в поселке единственный завод по выпуску кос сельскохозяйственных, он даже показал артинскую косу. Весь рассказ был на татарском языке. Также рассказал о детях своей школы, о том, что многие из них стали победителями олимпиад, участвуют в областных конкурсах. Например, в феврале прошла межрегиональная олимпиада в Казани по татарскому языку, и все трое учащихся школы, которые принимали участие в ней, стали победителями. Детей пригласили на международную олимпиаду, но пока ее не было (из-за пандемии). Кстати говоря, старший сын Каюмовых Зуфар в 2017 году стал победителем в одной из международных олимпиад по татарскому языку и получил за это Губернаторскую премию.

И вот четвертый, решающий день. В последнем конкурсе принимали участие только три педагога – победители, среди них - наш. Из них нужно было выбрать, кому присвоить первое место, кому – второе и третье.

Все поехали на встречу с министром образования Республики Татарстан. Туда же прибыли победители конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года». Члены жюри и в сторонке слушали, как на заданные вопросы отвечают претенденты на призовые места. А вопросы задавались следующие: «Что бы Вы сделали, если бы стали министром образования?», «Каким Вы видите будущее России?» Разговор был теплым, хорошим. Так дает оценку встрече Дамир Гаптулянович.

Награждение проходило в одном из домов культуры Казани. На сцену пригласили первого победителя – третье место, затем второго участника – второе место. Остался наш земляк, и он понял, что сейчас на сцену пригласят его, он стал победителем федерального профессионального конкурса среди учителей татарского языка. Победил всех городских претендентов наш учитель из глубинки! Под аплодисменты ему вручили Диплом, ноутбук и денежный сертификат на крупную сумму.

- Да, было трудно. Бессонные ночи, когда вся семья спит, а ты обдумываешь свой урок, свое выступление. Да и днем все мысли были о конкурсе. Но семья все понимала и поддерживала, - делится впечатлениями Каюмов. – Но оно того стоило. Было очень интересно!

ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ –

А ДОМА НЕ ТЕСНО

Еще хочу немного дополнить рассказ об учителе татарского языка из небольшой деревеньки Усть-Манчаж – как и обещала. С марта, как только начался коронавирус, в деревню из Казани приехали сын с женой. И семья Каюмовых из восьми человек – все вместе - провели несколько месяцев. Всем хватало места, все были заняты, все дружно проводили дни и вечера. «Мы домашние, - говорит Дамир, - и дети домашние. Дистанционно учиться трудно, но мы были все вместе!» Дом у Каюмовых большой, рядом участок, на котором растут и плодоносят фруктовые и ягодные кустарники и деревья, сад очень красиво обустроен, есть места для отдыха детей, качели. Все делают своими руками мальчики с отцом. Ну, а цветочное хозяйство на плечах женского коллектива семьи. Цветы украшают входную зону, веранду, сад – их множество. Семья держит большое хозяйство: корову, теленка, кур–несушек, бройлеров, индюков, да еще козу, - работы хватает всем, но зато на столе всегда свежие продукты. Каюмовы любят бывать на природе, зимой все вместе ходят в лыжные походы, лыжи есть у каждого члена семьи. Разглядывая фотографии, заметила фото, где мальчишки сидят за вязанием. Оказывается, они прекрасно вяжут – сестра научила, и теперь на зиму вся семья обеспечена носками и варежками.

Когда ребятишки уходят на занятия в кружках, дома наступает тишина. «Нам такая тишина не нужна, - говорит Дамир. - Пусть шумят, играют, смеются – это лучше. Работы с воспитанием детей еще много. Рано говорить, что дети воспитанные, любят труд. Итог будет, когда они вырастут хорошими людьми, выучатся, приобретут профессию, обзаведутся своими семьями». Вот какое кредо Каюмовых.

…Есть такое умное выражение, сказанное кем-то великим: «Небо у нас одно, а горизонт у каждого свой». Наверное, не каждому возможно дотянуться до горизонта Каюмовых. Светлого. Большого. Солнечного. Душевного. Теплого.

Татьяна ЧЕРЕПАНОВА