Андреева Мария Акифовна - победитель


Лыхина Елена Владимировна

alt

Вечтомова Валентина Петровна

«Сейте разумное, доброе, вечное…»

Учредителями регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2021» являются Министерство образования и молодежной политики Свердловской области и Свердловская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки. Претенденты на него из Артинского городского округа были отобраны на муниципальном этапе.

Традиционно этот конкурс направлен на выявление талантливых, ярких педагогов, способных представлять район на региональном и всероссийском уровнях, а также продвигать передовой опыт и находить новые творческие подходы в образовании.

Всего на конкурс заявлялось восемь участников. В рамках первого этапа оценивались интернет-ресурсы, аналитические записки и методические разработки конкурсантов. Жюри внимательно изучило динамику воспитательной работы участников, а также опыт применения инновационных методов в своей работе, безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды, практическую значимость материалов.

В онлайн-режиме также оценивался и второй этап, на котором учителя раскрывали свое педагогическое мастерство и творчество. Этот этап был наиболее сложным и волнующим, потому что каждый участник представил уроки и старался показать весь свой талант и любовь к детям и работе.

На третьем этапе каждый участник представил «Визитную карточку», где учитель раскрыл свой педагогический путь, профессиональный артистизм и оригинальность, показал достижения, рассказал об участии учеников в конкурсах и олимпиадах.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой все три этапа проходили в онлайн-режиме, но и в таких условиях наши доблестные учителя не сдались и показали себя блестяще.

По итогам испытаний компетентное жюри определило победителей: первое место заняла учитель начальных классов МАОУ «Артинский лицей» Мария Акифовна Андреева; второе - учитель начальных классов МАОУ АГО «Артинская СОШ №6» Елена Владимировна Лыхина; третье - учитель начальных классов МАОУ «Сажинская СОШ» Валентина Петровна Вечтомова.

Победитель и призеры конкурса получили призы, подарочные сертификаты и грамоты. Они прошли на областной этап. Участникам конкурса вручили дипломы участников и подарочные сертификаты.

«УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ –

ЭТО И ВОСПИТАТЕЛЬ, И АКТЕР, И УЧЕНЫЙ, И ТРЕНЕР, И ПСИХОЛОГ»

Мария Акифовна почти семь лет преподает в лицее.

- Почему Вы выбрали эту профессию? Почему решили стать именно учителем начальных классов?

- Если вернуться в мое прошлое, то можно увидеть ребенка, который имел множество разных увлечений, это: настольный теннис, баскетбол, хореография, вязание и театральная студия. Много лет я занималась в театральной студии «Радость» под руководством Т.Б. Костыревой. Мне удалось побывать в образах волшебницы, маленького ребенка и даже мамы. После окончания 9 класса нужно было выбрать такое направление деятельности, чтобы в нем нашли отражение все мои интересы и увлечения. Я остановилась на обучении в Красноуфимском педагогическом колледже и не ошиблась, ведь учитель начальных классов – это и воспитатель, и актер, и ученый, и тренер, и психолог…

- Ожидание от профессии отличается от реальности?

- В двадцать лет тебе кажется, что школа - это место, где учитель - Бог, но, вернувшись в стены родной школы на практику, я поняла, что учитель - муравей, который иногда несет непосильную ношу ответственности на своих (с виду хрупких) плечах. Конечно же, ожидания очень сильно отличаются от реальности.

- Сколько времени вне работы Вы посвящаете подготовке к урокам? Остается время на семью?

- Иногда близкие шутит, что мама сегодня «в ночную смену». У меня нет ответа на вопрос, сколько времени я посвящаю работе, ведь это мой стиль жизни. В лицей вместо кофе и бутербродов на перекус я несу снег и сосульки в термосе. Летом собираю не только грибы и ягоды, но и листья, мох и шишки. Вечером за просмотром фильма мы всей семьей вырезаем шаблоны для очередной поделки. А мои друзья давно знают, кому отдать баночки из-под «киндера» и пустые коробки от конфет. Но мне повезло: моя семья – мой тыл, поддержка и опора, и они давно смирились с тем, что мыслями я всегда со своим 2б классом.

- Какие достижения уже есть в работе? Какие новые наработки Вы используете на уроках?

- Я думаю, что человек, работающий в современном образовании - педагог-новатор. Современных детей нужно ежеурочно увлекать, мотивировать, а значит, осваивать новые горизонты, уделять много времени самообразованию. Я использую цифровые образовательные технологии и сингапурскую систему обучения. Учителя лицея активно делятся своим педагогическим опытом. Команда творческой группы учителей начальных классов (в том числе и я) разрабатывали конструкты интерактивных уроков для платформы «Российская электронная школа». Нашими разработками пользуются учителя по всей России. Уже два года я эксперт государственного экзамена по стандартам мирового движения профессионалов «Worldskills», базовой площадкой которого является Красноуфимский педагогический колледж.

- Сложно работать с родителями?

- Знаете, я счастливчик: за мою деятельность — это третий коллектив родителей. Все они разные, но все мы объединены одной целью - сделать наших детей счастливыми и дать им хорошее образование. Я всегда говорю родителям, что мы «плывем в одной огромной лодке, и если грести буду только я, то вряд ли достигнем цели».

- Ковид-19 заставил перейти частично на дистанционное обучение. Какие плюсы и минусы Вы видите в этом?

- Плюсов, безусловно, меньше, чем минусов, но всё же они есть. Первый «плюс» - использование компьютера в образовательных целях. Ребенок не просто проводит время за гаджетом, сидя в социальных сетях или компьютерных играх, а делает образовательные квесты, выполняет интерактивные задания, смотрит видеоуроки, работает в удобном для него темпе. Для педагога же подобного рода задания облегчают проверку работ и ведение мониторинга. Конечно, все задания дозированы и в соответствии с нормами СанПин. Второй «плюс» - безопасность. Возможность оставаться дома во время пандемии значительно увеличивала шансы не заразиться. К «минусам» можно отнести затраты времени на подготовку к уроку. В Артинском лицее уже отлажен механизм организации дистанционного обучения, так как обучающиеся 2-8 классов по субботам учатся именно так. Дистанционная технология подразумевает, что ребенок учится в удобном для него темпе и временном режиме. Ученикам второго класса (а, когда нас первый раз закрыли на карантин, они были еще первоклассниками) трудно самостоятельно выйти в ZOOM, отправить письмо личным сообщением в электронном журнале, им еще нужна техническая помощь взрослых, поэтому я решила все уроки делать в записи и загружать их на свой Ютуб-канал. Чтобы отправить свой контент в сеть, мне приходилось сначала разрабатывать технологическую карту и презентацию, затем по нескольку раз озвучивать и монтировать свой видеоурок, а затем ждать некоторое время, чтобы видео загрузилось и его одобрили модераторы. Со многими платформами (например, «Я-класс», «Яндекс.Учебник») до ограничительных мер я не была знакома, поэтому сначала мне, как учителю, нужно было освоить работу с ними и только потом научить своих второклашек. Второй и, наверное, самый большой, «минус» - мне не хватало живого общения со своими учениками. Третьим «минусом» я бы назвала технические проблемы. Нашей школе удалось обеспечить необходимой техникой нуждающиеся семьи, но решить вопрос с подключением Интернета смогли не все, поэтому приходилось готовить один урок в нескольких вариантах, что опять же занимало много времени. Также возникали проблемы с подключением на онлайн-уроки: многие родители не были готовы к такому формату, а мы не успели их обучить.

- Как сказалось дистанционное обучение на успеваемости?

- В прошлом учебном году мои дети были первоклассниками, и отметки им не ставили, поэтому сложно сказать об успеваемости. Многие темы четвертой четверти требовали в этом учебном году дополнительного закрепления.

- Я часто слышу от старших детей, что они потеряли интерес к предмету именно потому, что учились дистанционно и не могли общаться с учителем. Как ситуация выглядит у младших школьников?

- Мои малыши не исключение, но нужно отдать должное родителям: вместе мы смогли преодолеть проблему мотивации. Конечно, когда поступило сообщение о возвращении к обычному режиму, радости детей и родителей не было предела.

- В СМИ частенько появляется информация о том, что учитель не имеет право на своих страницах в соцсетях выкладывать личные фото и тем более фото в купальнике или тому подобное. Как Вы относитесь к этому?

- Это вопрос кажется для меня очень простым: педагогическая этика должна присутствовать в любом случае. Если же вам хочется выкладывать личные фото - это ваше право, но предварительно закройте профиль. Многие из моих знакомых педагогов имеют несколько профилей: один открытый для работы и общения по рабочим вопросам, другой - личный.

- Почему Вы решили участвовать в конкурсе?

- Конкурс помог мне поверить в себя, в свои силы, поэтому, когда мне предложили, я, не задумываясь, согласилась. На этапе формирования заявки на участие мне было очень страшно, ведь вместе со мной конкурсные задания проходили педагоги с большим педагогическим стажем. Но, заручившись поддержкой администрации и команды педагогов лицея, я поняла, что все по плечу. Огромную роль сыграла и моя семья, которая верила в меня больше, чем я сама. Может быть, все это и помогло мне преодолеть сомнения и выступить достойно.

- Что Вы почувствовали, когда узнали, что стали победителем?

- Это был самый неожиданный момент в конкурсе. На церемонии награждения я волновалась как никогда. Все конкурсанты были сильны и достойны победы. Когда озвучивали фамилии призеров конкурса, не услышав свое имя, я очень расстроилась, но каково было мое удивление, когда я оказалась победителем. Это непередаваемое ощущение!

- Что эта победа значит для Вас и школы?

- Для меня она важна, лидерство помогло мне осознать, что я на верном жизненном пути. Я считаю, что это победа не только моя, эта победа нашей образовательной организации. И я не устану выражать благодарность тем, кто мне помогал: А.А. Трубеевой, П.А. Иванову, Е.А. Ткачук, Г.Г. Кашиной и капитану нашего корабля «Победа» Ф.Ф. Бугуевой.

«В ДЕТЕЙ НУЖНО ВКЛАДЫВАТЬ ЛЮБОВЬ И ДОБРОТУ»

- Елена Владимировна, самый простой вопрос. Сколько лет Вы работаете учителем?

- Мой учительский стаж 33 года, а общий – 37 лет. Четыре года (так сложились обстоятельства) я проработала в Управлении культуры, но поняла, что меня тянет к детям, и поэтому я вернулась в школу.

- Вы первый раз участвуете в конкурсе?

- Да. Когда я увидела, что в конкурсе участвует Мария Андреева, то вопрос моего участия был решен. Она талантливая, у нее очень большой потенциал, мы вместе работали в шестой школе.

- Учитель начальных классов – это первый учитель в жизни каждого ребенка. Вы с детьми проводите каждый день по многу часов, вы для них как вторая мама. Каково для Вас потом, спустя четыре года, отдавать их другим учителям?

- Ребятишки приходят маленькие, не умеют писать и читать, все дети абсолютно разные. Сколько бы наборов не было, нет одинаковых детей. К каждому ученику подхожу индивидуально, каждый по-своему талантлив. Очень жаль, когда мы передаем детей в среднее звено, некоторые дети теряются. Почему? Наверно, там учитель не может изучить детей досконально, а я знаю про каждого все. Каждый выпуск переживаю. У нас есть преемственность. Их будущий учитель приходит к нам, знакомится, чтобы легче было общаться, чтобы знать, кому нужна поддержка. Родителям все время говорю, что пятый класс – это тот же самый первый класс. Нужно точно так же контролировать ребят и помогать им.

- В нашем детстве учителя ставили оценки в зависимости от наших способностей, а сейчас тестовая система. Как Вы к этому относитесь?

- На начальном этапе мы вкладываем в детей душу. По новой системе мы обязаны проводить тесты, и дети в ответах не всегда раскрываются, не могут рассказать свои впечатления. Правильные ответы иногда зависят от удачи. Ученик может растеряться, заволноваться.

- Ваше отношение к гаджетам?

- Из-за них дети стали намного меньше читать. Нам говорят, что грамотность хромает. А отчего она хромает? От того, что мало читают. Сейчас и родители сами мало читают. На уроках литературы я объясняю ребятам, что после прочтения произведения у каждого формируется свое мнение, каждый по-своему представляет героя книги, а, если посмотреть фильм или какое-то описание из интернета - это уже не ваше, это чужое, навязанное мнение. Стараюсь приучать читать, а что будет дальше – неизвестно.

- Как складываются у Вас отношения с родителями?

- Мне они очень помогают. Раньше мы даже в Москву на экскурсии ездили, но сейчас из-за пандемии никуда не можем выбраться.

- Сколько у Вас в классе детей? Как Вам удается найти индивидуальный подход к каждому ребенку?

- У меня 26 человек в классе. Как получается? Не знаю, просто я безумно люблю всех детей. В классе нет любимчиков и никогда не было. Мой ребенок говорит: «Мама, ты любишь даже двоечников». Знаете, двоечники самые надежные, самые ответственные, на них иногда даже можно больше положиться. Я и двоечнику могу пятерку поставить, если он старается. Всех люблю.

- Отличаются дети прежних поколений от современных?

- Может быть, отличаются потому, что сейчас другое общество и совершенно другая система образования. А дети какими были, такими и остались. Что в них вложишь, то и получишь. Конечно, знания у всех разные, желание учиться у всех разное, но каждый ребенок по-своему талантлив.

- Есть ли у Вас свободное время?

- Нет. Все время уходит на подготовку то к урокам, то к аттестации, к разным проверочным работам. Раньше я очень любила ходить на лыжах в лес, а летом путешествовать. Сейчас у меня трехлетний внук, и все выходные я стараюсь отдать ему. Он самое дорогое мое солнышко.

- Если бы Вы сейчас могли бы пообщаться с министром образования, какую проблему в образовании попросили бы решить?

- Вернуть в образовательные организации единую программу. Все учатся по разным, а срез знаний делают общий. Все-таки та программа, которая была у нас, когда я пришла работать, была лучше.

- Когда Вы были школьницей, какой был самый любимый предмет?

- Математика. В начальных классах у нас была Маргарита Михайловна Мехоношина, а потом классным руководителем с четвертого класса стала Генриетта Николаевна Кетова. Благодаря ей я люблю математику.

- Есть что-то, что настораживает в детях?

- Агрессия, наверно. Настораживает, когда ребенок часто сидит в телефоне, у него начинаются нервные срывы. Я родителям сразу звоню, и они тут же реагируют, но сейчас мы иногда занимаемся дистанционно, и сложно проконтролировать, что смотрят дети в интернете.

- Что для Вас значит второе место в этом конкурсе?

- Главная победа – это признание моих детей и уважение родителей.

«Я СМОТРЕЛА

С ВОСХИЩЕНИЕМ

НА ПЕРВУЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ»

Педагогический стаж Валентины Петровны Вечтомовой 23 года, в Сажинской школе она работает с 2012 года, а до этого – в Екатеринбурге.

- Почему Вы решили стать учителем начальных классов?

- У меня была любимая первая учительница – Альбина Ильинична Михайлова. Я смотрела на нее с восхищением, очень запомнилась ее чуткость. Когда приходила из школы, то играла в учительницу со своей младшей сестренкой. Именно тогда я захотела работать с детьми. Альбина Ильинична - мой авторитет. Мне хотелось быть такой, как она. И сейчас мы созваниваемся, она помогает мне советом.

- Отличается ли чем-то наше поколение от современных детей?

- Современным детям сложнее все запоминать. Приходится придумывать что-то, чтобы их заинтересовать. Когда мы росли, то нашим родителям не нужно было по нескольку раз повторять свои просьбы. Мы все-таки боялись расстроить своих родителей, сейчас же дети не боятся и не стесняются, увы. Однако есть и свои плюсы: они иногда меня учат, находят что-то интересное, с ними легко организовывать любые праздники, не боятся выступать, легко идут на контакт. С ними любой урок пройдет «на ура». Я их очень люблю!

- Телефоны – это целая проблема в школах. Насколько велика она в младшей школе?

- Я все же даю возможность использовать телефоны в учебном процессе, но есть и отрицательные моменты, например, не всегда можно успеть проконтролировать: играет ребенок в телефоне или использует его для решения учебной задачи. Существенная проблема – это то, что ребята не понимают, что телефон нужен только для связи.

- Как Вы действуете, если ученик совсем не слушается?

- Не бывает такого! У меня такого нет! Ребята мои говорят: «Валентина Петровна – это наша вторая мама». Даже если что-то происходит, мне достаточно чуть-чуть изменить тон голоса, и они все сразу понимают. Дети - мои друзья, они меня слышат.

- Сложно ли Вам с родителями?

- Взрослые – это уже сформировавшиеся личности. Мы много разговариваем, обсуждая текущие проблемы. Родители мне помогают и поддерживают. Я очень им благодарна. Даже к конкурсу они помогли мне подготовиться. Как я без них?

- У учителей много бумажной работы. Введение электронного документооборота и дневников как-то облегчило Ваш труд?

- Нет, легче не стало. То, что мы раньше писали на бумаге, теперь просто сдаем в электронном варианте, времени тратим столько же. А дневник приходится заполнять и бумажный, и электронный, так что времени уходит еще больше.

- Остается ли у Вас свободное время на семью?

- Мой ребенок говорит: «Мамочка, ты все время работаешь!» Конечно, свободное время бывает. Мы вместе с семьей раньше любили посещать театры в городе, но из-за пандемии уже два года никуда не выезжали. В период аттестации живу на работе целыми днями. Очень много времени уходит на подготовку. Моя семья меня понимает и поддерживает, а она у меня на первом месте.

- Вы заняли третье место. Что это значит для Вас?

- Следовательно, не зря работаю учителем. Вообще, я не ожидала, что могу победить. Мне казалось, что есть другие учителя, которые лучше, чем я. Все учителя, которые участвовали в конкурсе, - победители. Мы, все восемь человек, молодцы.

- Сложнее было от того, что конкурс прошел полностью в онлайн-формате, и Вы не встречались воочию с другими участниками?

- Мне не хватило общения с другими учителями. Хотелось бы побывать на их уроках, перенять опыт.

- Вам предстоит участие в региональном этапе конкурса? Готовы ринуться в бой?

- Да, готова!

Меня совершенно покорили своей искренностью и скромностью мои собеседницы. Вы бы слышали, наши дорогие читатели, с какой гордостью и радостью они рассказывали о своих учениках и родителях!

Хочу поздравить всех учителей с победами и пожелать им успехов на трудном профессиональном пути. Спасибо вам за наших детей!

P.S. На момент публикации Мария Андреева лучшим учителем области на региональном этапе и попала в финал российского конкурса «Учитель года»!

Татьяна ЖИДКИХ