Знать нужное, или Переходим в проект «500+»

«Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».

(Из доклада на августовском онлайн-совещании)

Сегодня мы будем говорить о тех ключевых направлениях, которые нацелены на повышение качества образования. Начинаем с дошкольного уровня. У нас в округе это 26 объектов, 23 из них находятся в составе школ. Детсады обновляют методическую базу, создают специальные условия для занятий с детьми инженерной направленности, выстраивают систему воспитательной работы через разные формы, осуществляют лицензирование дополнительных программ, расширяют спектр услуг сверх федерального стандарта.

Школа - ядро любой образовательной системы. Именно школьный уровень определяет социальное и политическое состояние территории. В нашей системе – 15 школ - юрлиц, в т.ч. 11 средних, 4 – основные. Работа в условиях пандемии изменила отношение к школе детей, родителей, педагогов. Перед нами стоял вопрос – сможем ли мы в ситуации стремительно меняющегося мира максимально быстро освоить новые технологии и не потерять темпа? Сможем ли сохранить качество образования на прежнем уровне? Мы справились!

Повышение управляемости системы общего образования важнейшая задача. Один из путей ее решения - полноценное включение в нее муниципальной власти. В 2020 году Общественным советом области проведена независимая оценка 379 организаций по программам доп. образования. По ее результатам наши ЦДО ДШИ и ДЮСШ имеют «высокий уровень» и занимают 14 и 16 места на уровне области. Федеральной службой по надзору в сфере образования в 2020 году была проведена оценка регионов России по качеству образования по 12 показателям. По ее итогам Свердловская область находится на 8-м месте в рейтинге субъектов РФ. Вниз область «утянули» низкие результаты по направлению «Результаты обучения» (образовательное равенство, достижение минимального уровня подготовки). Вот это и станет нашим приоритетом на новый учебный год.

Анализ достижений, полученный объективными методами, необходимо использовать для определения болевых точек, принятия мер к исправлению ситуации. Всероссийские проверочные работы – это комплексный проект в области оценки качества образования. ВПР - это входной контроль знаний без отметок для ребят и без оценки педагогов. Они дают возможность понять, какие пробелы есть и с чем нужно еще поработать.

В целях предотвращения распространения COVID-19 в процедуре проведения ГИА в 2021 году был предусмотрен ряд особенностей. Девятиклассники проходили ГИА только по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Всего обучающихся в 9 классе - 292. 25 из них обучались по программе для детей с умственной отсталостью. По результатам ОГЭ по русскому языку из 249 не сдали 11 человек. Математику не сдали 27. ГВЭ-9 сдали все успешно. Таким образом, получили аттестаты 238 (89%) девятиклассников.

Пройти итоговую аттестацию 11-классники могли как в форме ЕГЭ, так и в форме ГВЭ-11. Второй вариант могли выбрать не только участники с ОВЗ, но и все, не планирующие поступать в вузы. Для получения аттестата необходимо успешно сдать только обязательные предметы - русский язык и математику. На ГВЭ-11 было зарегистрировано 44 выпускника. Сдали все 44. Математику не сдали двое, будут пересдавать осенью.

ЕГЭ по русскому языку сдавали 67 учащихся. Все успешны. ЕГЭ по математике профильной сдавали 43 учащихся. Все 100% сдали. Школу на «4» и «5» окончили 38 (34%) человек. В округе нет неуспешных результатов по предметам: русский язык, математика профильная, история, география, английский язык, литература. Вместе с тем остаются проблемы по физике, химии, биологии, обществознанию. Необходимо понять причины неуспешности и принять исчерпывающие меры для ее ликвидации.

В сфере образования постоянно происходят перемены. В школах вводится профильное обучение, направленное на индивидуализацию и профессиональную ориентацию учащихся старшей школы с учетом реальных потребностей рынка труда. Шесть школ готовы к реализации профильного образования: созданы необходимые условия.

Несмотря на условия, создаваемые в районе для повышения качества образования, остаются школы с низкими образовательными результатами. Ежегодно в области проводится идентификация школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на основе мониторинга результатов независимых оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и др.). Сочетание факторов неблагополучия, усиленное негативными социально-экономическими показателями территории, оказывает в ряде школ также существенное влияние на снижение качества образования.

Условно можно разделить школы нашего округа на 5 групп. Они активно борются за право первенства при переходе в более высокую группу развития. Это доказывают школы, которые попали в проект «500+». Данный проект запущен Министерством просвещения. Почему «500+»? Название проекта связано с 1000-балльной шкалой, которая используется в международных исследованиях качества образования. Если, к примеру, в исследовании PISA средние баллы 15-летних школьников какой-то страны превышают значение 500, можно утверждать, что в этой стране высокий уровень качества образования. В 2018 году школьники лишь 12 стран продемонстрировали средние баллы выше 500. В 2021 и 2022 году в проекте примут участие 6250 школ РФ. В нашем округе в 2021 году в него были отобраны три школы – Сухановская, Барабинская и Артинская №6. Проект предполагает организацию методической и ресурсной поддержки образовательным организациям. Завершен первый год реализации проекта.

С точки зрения качества образования специальным предметом внимания является выявление детей с наивысшими достижениями. С 2021 года внедряется новая «сквозная» организационно-технологическая модель управления этапами проведения ВсОШ в Свердловской области. В школьном этапе приняли участие 923 ученика. Самой многочисленной стала олимпиада по математике (305 участников) и русскому языку (281). В 2020-2021 учебном году на муниципальном этапе участвовало 232 обучающихся 7-11 классов из 15 школ. Результат – 95 победителей и призеров. По итогам проведения регионального этапа ВсОШ призерами стали Наташа Иглина по биологии, Ярослав Фефелов по праву, Дмитрий Бахарев, Александр Апраксин и Дмитрий Охрименко по ОБЖ.

На протяжении многих лет в районе функционирует муниципальный фестиваль «Юные таланты». В рамках конкурсных мероприятий определены наши «звездочки»: Яна Уткина (конкурс «Живая классика»), Мария Сукова («Ученик года – 2021») и Глеб Мальцев (конкурс сочинений).

Система образования очень разнопланова: она учит, выявляет одаренных детей, сопровождает детей с проблемами в здоровье, занимается отдыхом детей и профилактикой асоциальных проявлений. А еще система образования воспитывает. Во всех школах с 1 сентября вводятся программы воспитания.

Также в нашем районе создана система дополнительного образования, удовлетворяющая различные запросы и потребности детей и родителей. Во всех школах и детсадах пролицензированы программы дополнительного образования. 3890 детей от 5 до 18 лет являются активными участниками секций и кружков.

В системе дополнительного образования происходит поэтапный переход на персонифицированное финансирование (ПФДО). Сегодня 45% детей охвачены сертификатами учета. Идет плановый набор детей на краткосрочные программы. Чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга.

Воспитательный потенциал нашего района богат. Наши образовательные организации активно включаются в проекты «РДШ» и «Юнармия». Существует многолетняя практика проведения военно-патриотических сборов и туристических слетов. Важной проблемой является организация деятельности ребенка в каникулы, ведь от того, как ребенок отдохнет в период каникул, зависит его успеваемость в новом учебном году. На сегодняшний день в загородных лагерях отдохнуло 317 чел. В лагерях с дневным пребыванием - 1504, особый приоритет отдан детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Целевые показатели выполнены, оздоровление детей продолжится и в осенний период, планируется охват 140 детей.

Мы осуществляем постоянный мониторинг формирования педагогического ценза. Ведется работа по повышению профессионального мастерства, уровня квалификации педагогов, обеспечиваются аттестационные процессы. Особую гордость вызывают Мария Акифовна Андреева (Артинский лицей), которая стала победителем областного этапа конкурса «Учитель года-2021» и будет представлять наш регион на уровне России в октябре 2021 года. Андрей Анатольевич Федяков (Артинская СОШ №6) одержал победу в конкурсе на получение премии Губернатора Свердловской области. Татьяна Владимировна Токарева (Артинская СОШ №1) стала призером регионального этапа конкурса «Учитель сельской школы».

Профессиональное развитие педагогов осуществляется в том числе и через работу РМО. В новом учебном году будем внедрять нормативные документы: программы воспитания и функциональной грамотности, включив их в содержание действующего стандарта. Еще одной из задач станет выявление педагогических дефицитов через мониторинговые исследования. На каждого педагога будут сформированы Индивидуальные карты сопровождения. Внедряется новая модель методической работы Управления образования.

Для укомплектования школ кадрами Артинский округ участвует в государственной программе «Земский учитель». На сегодня (за 5 лет) заключено 14 договоров о целевом обучении в Уральском государственном педагогическом университете. Мы возлагаем большие надежды, что после успешного окончания УрГПУ молодые специалисты вернутся в район и будут строить карьеру в наших школах.

С целью ранней профориентации и поднятия престижа профессии учителя с 1 сентября 2019 г. на базе «Артинская СОШ №1» был открыт педагогический класс, в котором обучались 19 учащихся. Заключено Соглашение о сотрудничестве между школой и педуниверситетом. В 2020 году 8 человек поступили в педагогические вузы и колледжи. В нынешнем году – 6. Увеличение доли целевого приема требует особого внимания. Очевидно, что активность в этом направлении должна быть серьезно усилена.

Повышение уровня доступности образования – это приоритетное направление нашего муниципалитета. Конечно, и нас, и родителей беспокоит состояние зданий и условия обучения детей. В школах ведутся ремонты кровель, отопления, ограждений, замена окон, замена систем пожарной безопасности, приобретается учебное оборудование и т.д. В рамках реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» второй год подряд создаются центры «Точка роста» для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей. В этом году «Точки роста» созданы в Поташкинской, Манчажской и Свердловской школах. В 2022 г. планируется создать еще две «Точки роста» в школах сел М. Тавра и Ст. Арти. Во все школы за счет средств областного бюджета, поставлены специализированные кабинеты безопасности дорожного движения.

Ремонтные работы в 2021 году осуществлялись за счет средств, выделенных депутатами Артинского ГО - 1 миллион 960 тысяч рублей. Всего израсходовано более 16 миллионов рублей консолидированного бюджета для готовности учреждений к новому учебному году. Проблемы, конечно, остаются, но плановый подход к их решению — это оптимальный и компромиссный выход из ситуации.

Основным посылом национального проекта «Образование» является всестороннее развитие человеческого капитала как системообразующего элемента новой экономики. Ключевую роль в этом процессе будут играть цифровые технологии, проектный подход, сетевое и кластерное взаимодействие. Чтобы наши дети могли реализовать себя в этой жизни, мы должны научить их работать в команде, стремиться к саморазвитию, творчеству, взаимному обучению и образованию по личной траектории.

Многое из того, что мы раньше лишь проектировали, становится реальным. Главным двигателем воплощения идей, конечно же, является учитель, уверенно осваивающий новые образовательные технологии, спокойно и уверенно входящий в национальные проекты.

Е. Спешилова, начальник Управления образования Администрации Артинского городского округа