Валерий Алексеевич Кошкин

«Эх, война, моя мачеха-матерь!»

Валерий Алексеевич Кошкин родился в п. Арти 20 мая 1941 года – за месяц до Великой Отечественной войны. Дом Кошкиных стоял в центре поселка – на улице Ленина. Глава семьи Алексей Васильевич работал в Госстрахе и ушел на фронт в первые дни войны. Жена его Агния Николаевна была домохозяйкой. В семье росло четверо сыновей. Вскоре в дом Кошкиных почтальон принес похоронку, в которой значилось, что воин А.В. Кошкин погиб под Москвой. Там же в братской могиле и похоронен. По рассказам старших членов семьи, ревели все. Но Агния Николаевна подняла детей. От голода спасали огород и скотина во дворе: корова, овцы.

Мальчики подрастали, выбирали профессию, уходили в армию, уезжали в города. Толя учился в Артинском ремесленном училище, работал электриком, затем уехал в Верхнюю Пышму. Средний брат закончил ремесленное училище в Свердловске и, получив профессию термиста, обосновался в столице Урала. В конце концов, с мамой остался один Валерий. Высокий, статный, красивый парень любую работу делал так же красиво и с удовольствием: косил траву, греб сено, метал стога.

У Валеры Кошкина была мечта – получить высшее образование, профессию инженера. Поэтому он старательно учился в Артинской средней школе №1, где были прекрасные учителя. Например, английский язык ребятам преподавал Сергей Александрович Кротов. Он был морским офицером, разрешал мальчишкам подержать в руках свой кортик и приучал их к походам по артинским лесам. Ребята ходили по азимуту, владели компасом, поэтому научились понимать природу. Будучи девятиклассниками, они под руководством учителя построили лодку, которую поставили на машину и уехали в Нязепетровск. Оттуда сплавлялись по Уфе.

После окончания школы Валерий Кошкин два года трудился в механическом цехе Артинского завода металлоизделий. Работал на строгальном станке. Все одноклассники его ушли на завод, чтоб набраться опыта, почувствовать взрослую жизнь. Затем в биографии Валерия была армия. Три года он служил на Украине (Прикарпатье), в ракетных войсках. И утверждает, что украинцев знает, как свои пять пальцев. Естественно, антагонизма между русскими и украинцами в годы развитого социализма не было. Политработники воспитывали молодежь на совесть: «В Советском Союзе все друзья и братья». Армия для молодого человека тоже стала школой жизни. Демобилизовался он в звании сержанта.

«Золотые кувшинки на черной таежной воде»

Вернувшись из армии, Валерий Кошкин решил поступать в Свердловский пединститут, чтобы получить профессию учителя физики. Сдал вступительные экзамены, учился старательно, получая повышенную стипендию. Перед защитой диплома молодой человек женился. Женой его стала медсестра Галина Станиславовна – подруга Тамары Павловны Раздъяконовой, с которой она вместе училась в Ирбитском медучилище.

Галина Станиславовна получила место в Артинской центральной больнице. А Валерий Алексеевич стал преподавать физику ребятам средней школы №6, одновременно являясь руководителем одного из классов. Вскоре в школе появился кабинет физики. Агния Николаевна Кошкина жила в семье младшего сына.

В тот год, когда Валерий Алексеевич на педагогической стезе делал первые шаги, в шестую школу пришло много молодых учителей. Всем им комфортно работалось под руководством завуча Александры Петровны Волковой. В.А. Кошкин, проработав в школе 11 лет, сделал четыре выпуска. Большинство его учеников поступили в вузы. Как к сильнейшему физику к Валерию Алексеевичу до сих пор обращаются студенты: объяснить сложный материал, помочь решить задачу. А педагогу нравится помогать людям.

У Валерия Алексеевича Кошкина глубокая натура. Однажды он взял путевку по местам жизни русского советского писателя П. Бажова. Неизгладимые впечатления оставило посещение Эрмитажа в Ленинграде – одного из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

Не менее трепетные воспоминания во время учебы в институте у Валерия Алексеевича остались от похода на Северный Урал. Незабываемо восхождение на Денежкин камень – гору высотой 1493 метра. Эти впечатления прекрасно передает поэт Яков Андреев в стихах «В тайге»:

Я видел на диком Урале,

В таежной глухой стороне,

Где люди почти не бывали,

Где кедры молчат в вышине,

Где нет ни тропы, ни тропинки,

Где тихо, как в мертвом гнезде,

Стоят золотые кувшинки

На черной таежной воде.

Затем студенты пединститута сплавились на плоту, который сами сколотили, по реке Вишере, впадающей в Каму. Доплыли до г. Березники. Неподалеку стоял поселок Усолье, где жила сестра Валерия Алексеевича Нина Павловна, он погостил у нее неделю и отправился домой.

Однажды В.А. Кошкину попали на глаза выкладки известного психолога: «Через десять лет человек должен менять работу, так как он зацепляется за одни и те же явления, события, лица и теряет себя как личность». А тут, как нарочно, директор завода Б.М. Овсянников в кулуарах завел разговор: «У нас есть вакансия. Может быть, перейдешь на завод?»

Валерий Алексеевич приглашение принял, и был назначен начальником проектно-конструкторского бюро отдела главного энергетика. В отделе работали сильнейшие специалисты: А.М. Захаров, И.Н. Апраксин, Н.В. Рожкова, Н.Н. Пушкарева, В.В. Овсянникова. Валерий Алексеевич занимался проектированием инженерных сетей и установок. И это ему было интересно. В ближайшей перспективе предполагался пуск очистных сооружений. Пуск состоялся. Начальником объекта был назначен А.Г. Власов.

В послужном списке Валерия Алексеевича серьезные должности: главный энергетик завода, заместитель директора по капитальному строительству. Когда заговорили об экологии, появилась необходимость очистки гальваностоков от ионов тяжелых металлов. Это дело было поручено В.А. Кошкину. Нужно было срочно найти установку.

Города Советского Союза перед глазами Валерия Алексеевича мелькали, как в калейдоскопе. Внимание на Артинский механический завод обратили специалисты института из Вильнюса, которым нужна была реклама своей продукции. В ответ на память об уральском заводе Валерий Алексеевич литовским специалистам вручил две пачки артинской иглы. Договор между предприятиями был заключен. Станция очистных сооружений была запущена.

В новой работе В.А. Кошкина также присутствовало творчество. Он стоял у истоков газификации котельной завода и поселка. Много раз пришлось съездить в ГазНИИ. Проект газификации был выполнен, и Валерий Алексеевич привез его на завод.

Шли 90-е годы ХХ века. Газификация района началась.

В.А. Кошкин благодарен наставникам: главному механику Ю.Н. Арсентьеву, инженеру А.М. Захарову, директору предприятия Б.М. Овсянникову.

- Какая работа Вам наиболее дорога? – спрашиваю своего героя.

- Обе дороги, - тепло отвечает Валерий Алексеевич. – Я всегда был энергичным человеком и любил жизнь.

Уединенное

Как почти всякого мальчишку, Валерия Кошкина с детства тянуло к технике. Запах бензина ему казался сладчайшим ароматом. Закончив среднюю школу, юноша поступил на курсы мотолюбителей и получил удостоверение на право вождения мотоцикла. Затем купил автомашину. Сейчас она уже четвертая по счету. На автомобиле семья Кошкиных ездит в сад, что стоит на окраине поселка, и с удовольствием выращивает там овощи, ягоды, цветы.

- Человека всегда тянет на природу, - философски рассуждает Валерий Алексеевич.

Супруги Кошкины воспитали двух детей и дали им достойное образование. Надежда Валерьевна, закончив Санкт-Петербургский университет, работает экономистом в Среднеуральске. Алексей Валерьевич – хирург Артинской центральной больницы. Сын назван в честь деда – участника Великой Отечественной войны. У супругов Кошкиных пять внуков и правнук.

Кстати, Валерий Алексеевич съездил в Калининскую область, на место гибели отца и узнал, что Алексей Васильевич в кровопролитном бою убил 35 фашистов. Чувства героя моего материала, когда он стоял у братской могилы, думается, образно передают стихи Ярослава Смелякова «Пленный немец»:

Длиннорукий, худой, без ремня,

Пленный немец глядит на меня.

Он от нашего ветра озяб

И от нашего снега ослаб.

Атлантический выстроил вал,

А от нашей лопаты устал.

Видно, нету земли тяжелей,

Чем земля подмосковных полей.

Ты веревку и пулю принес

В царство песен и братство берез.

Ты пришел сюда княжить, солдат,

Да испортился твой автомат.

Оторвались нашивки в боях,

Потерялись медали в снегах.

И знамена немецкой страны

У Кремлевской упали стены.

Татьяна Дюбина

Фото из семейного архива