alt

…Отечество, работа и любовь - вот для чего и надобно родиться. Вот три сосны, в которых заблудиться и, отыскавшись, заблудиться вновь. (Римма Казакова)

Спасибо отцу

Артинский механический завод - столп времен социализма. Здесь выпускалось множество разнообразной продукции, которая уходила на экспорт: в Турцию, Венгрию, Чехословакию, Германию. Здесь всегда в чести были трудолюбие, порядочность, взаимовыручка, чувство локтя.

Но главным богатством предприятия, как бы банально это ни звучало, были работящие, добрые люди, верные своей эпохе. В 80-е годы прошлого века юноши и девушки пели «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз». А в лирические минуты вспоминали о последней электричке, которая убегала по шпалам от влюбленного молодого человека.

Как тогда говорили, образцом коммунистического отношения к труду был Владимир Павлович Овчинников – скромный рабочий первого цеха. Каждый из нас, журналистов районной газеты, в разное время писал о нем зарисовки или очерки. А Владимир Георгиевич Сычев – стихи.

Родился наш герой в 1950 г. в с. Симинчи. Закончил Манчажскую среднюю школу и устроился в третий цех Артинского механического завода: точил ножницы и изготовлял серпы. Заводу нужны были умелые руки и умные головы.

Через год молодой человек ушел в армию. Два года служил в Германии. Демобилизовавшись в 1971 году, Володя вернулся на родное предприятие, но уже в первый цех, где кроил полосу для проката. В 1976 году Владимир Павлович трудится в первом цехе в качестве кузнеца-штамповщика на ротационных машинах.

Чтобы получилась коса, которую все мы видели, а иные лихо ею косили, изделие должно пройти 15 операций (!) в первом цехе, где шумно, жарко и, мягко говоря, нестерильно. Чтобы вальцы не остывали, завод работал в три смены.

Пять лет я слышала ритмичный звук предприятия ночами. Возвращаясь домой из института вначале на электричке, затем на поезде и, наконец, на автобусе «Красноуфимск–Арти», который приходил в поселок в два часа, успокаивалась: «Я дома». Ритмичный шум завода напоминал работу сердца большого, сильного организма, которым и был в пору развитого социализма Артинский механический завод.

В.П. Овчинников, имея 11 лет «горячего стажа», на заслуженный отдых вышел в 50 лет. В первом цехе пришлось ему поработать и мастером, и освобожденным секретарем партбюро. А затем началась перестройка, и наш герой переходит во второй цех завода, где в качестве наладчика игольного производства трудится до 1993 года. К этому времени он уже был награжден медалью «За трудовую доблесть». Кроме того, завод выделил ему квартиру.

По своей сути Владимир Павлович, как пишет поэт, «деревенский паренек, вырос на морозе». Любая работа ему по плечу. А если говорить конкретно, воспитывался он в деревенской семье, где росло шестеро детей: еще четыре брата и сестра. А это значит, что всем вместе нужно было ухаживать за огромным огородом, заготовлять сено для коровы и овец, припасать корм для гусей.

Мама большой семьи Валентина Ефимовна, работая в полевой бригаде совхоза «Бардымский», выращивала овощи и зерновые. Некоторое время трудилась на лесопилке. Но высокий, скромный, с крепким характером Владимир Павлович – вылитый отец Павел Алексеевич Овчинников, который до начала Великой Отечественной войны трудился трактористом в симинчинском колхозе «Мировой Октябрь».

Во время Великой Отечественной войны бил врага под Ельней. Советским воинам нужно было взять безымянную высоту. А там немецкие дзоты. Павел Алексеевич, раненный в локоть и колено, потерял сознание. Санинструктор, обнаружив бойца в воронке, прикрыл его плащ-палаткой. После того, как советские танки пошли в атаку на врага, бойца Овчинникова, уже ночью, товарищи вынесли с поля боя. Воин действующих частей Овчинников был награжден медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги». В 1943 году был демобилизован. В послевоенное время Павел Алексеевич работал в колхозе «Завет Ильича» мотористом, в совхозе «Бардымский» - каменщиком.

Супруги Овчинниковы всех своих детей, среди которых есть рабочие и учителя, воспитали достойными людьми. Учили их скромности, уважительному отношению к односельчанам. Чувства Владимира Павловича, мне кажется, отлично выражают стихи Д. Сухарева «Спасибо отцу»:

Спасибо отцу, не погиб

На гибельной, страшной войне.

А мог бы погибнуть вполне.

Спасибо отцу, не пропал,

Лопаткой себя окопал,

Мозгами, где надо, раскинул,

Ногтями, что надо, наскреб –

И выжил. Не сгинул, не сгинул,

И каску надвинул на лоб,

И чести своей не предал,

И славы советской отведал,

И мне безотцовщины не дал.

А что не досталось ему

Прямого в окопчик снаряда,

За это спасибо не надо,

за это спасибо – кому?

Трилистник

…Смысл жизни, который мы так лихорадочно искали в школьные годы, мне кажется, заключен в гениальных стихах Риммы Казаковой, вынесенных в качестве эпиграфа в начало материала: «Отечество, работа и любовь».

Как у человека цельного, любовь Владимира Павловича оказалась одной на всю жизнь.

И зовут ее Клавдия Григорьевна – односельчанка нашего героя. Бог наградил эту женщину красотой, скромностью и постоянством. Всю жизнь она работала телефонисткой в Артинском узле связи – так же добросовестно, как и муж. В этом счастливом браке родилось двое детей - Олег и Наталья. Сыну родители дали педагогическое образование, а дочь закончила СИНХ. У Овчинниковых два внука и две внучки.

Время, когда дети учились в высших учебных заведениях, совпало с сумятицей, которая охватила всю Россию. Получив зарплату в виде швейной машины и мужских сорочек, супруги Овччинниковы садились в автомобиль и ехали в Красноуфимск, чтобы все это добро продать.

Когда главе семьи оставалось всего четыре года до пенсии, с завода он уволился и устроился грузчиком в райпо, где платили аванс и расчет. Некоторое время Овчинников трудится в Артинском кооппредприятии в качестве подсобного рабочего. Наконец, увольняется и с этого предприятия и устраивается в ЛТУ. Пришлось осваивать работу связиста. И, получив самый высший – пятый разряд – в ЛТУ-1 «Уралсвязьинформ» Владимир Павлович работает электромонтером линейных сооружений телефонной связи и радиофикации первого разряда 14 лет! За свою жизнь, отличавшуюся как постоянством, так и насыщенную экономическими потрясениями, этот мужчина освоил пять рабочих специальностей!

Но светлые и прекрасные моменты помнятся больше. Например, те, когда супруги Овчинниковы по туристической путевке ездили в Чехословакию, где посещали православные храмы, слушали орган, были на кладбище, где захоронены советские воины, освобождавшие Чехословакию от немецко-фашистских захватчиков. Рядом с кладбищем стоит церковь. А сколько новых впечатлений таил сплав по Уфе вместе с друзьями: великолепная природа с плесами и прибрежными утесами, рыбалка, романтические восходы и закаты солнца! Также богаты эмоциями поездки в родные Симинчи за грибами-ягодами. Это трепетное чувство посещения малой родины и благодарность ей за то, что ты сказал здесь первые слова, сделал первые шаги и ушел отсюда в большую жизнь.

Твою душу формировали дела тружеников совхоза «Бардымский», например, главного зоотехника Анны Васильевны Меньшиковой, воспитавшей чемпионку Советского Союза по машинному доению Екатерину Овчинникову. Екатерина, редкой красоты женщина, которую из Прибалтики привез в родное село муж, и не заметила, как стала в Симинчах своей.

В твоей душе оставили след отважные ветераны Великой Отечественной войны. Жаль, в живых остался один Илька Каптиев. Ты никогда не забудешь ни Дунин сад с кедрами, ни Степановский сад с березами и елочками, которые появились здесь благодаря стараниям неведомой уже Дуни и Александра Петровича Степанова, по образованию агронома.

Добрые дела земляков совершались под призором Симинчинского православного храма во имя архангела Михаила, построенного на пожертвования жителей окрестных деревень в 1914 г. и разоренного в 30-е годы прошлого века, возрожденного в 1993 году. Жизнь продолжается…

Татьяна Дюбина

На фото Владимир Павлович и Клавдия Григорьевна Овчинниковы