Василий Сергеевич Никифоров

Этапы  большого пути

61 год Артинскому автохозяйству

Получена техника, открыт маршрут в Красноуфимск

3 июня 1957 году в Свердловском областном автоуправлении был подписан приказ о создании в п. Арти автохозяйства. Первым начальником предприятия был Данила Иванович Никифоров.

Вначале контора автохозяйства находилась в проходной завода.

5 июня первая партия водителей выехала в г. Миасс получать машины. Было получено 16 автомобилей «Урал»-355.

Одними из первых пришли работать в автохозяйство Александр Александрович Козлов и Александр Леонидович Куприянов.

А.А. Козлов всю жизнь проработал в автохозяйстве и ушел на пенсию с должности старшего диспетчера. Многие его знают как умного, справедливого работника, который выучил не один десяток водителей. Его сын тоже работал в автохозяйстве шофером.

В течение июня-июля было получено 46 машин «Урал»-355 и 13 единиц ЗИЛ-164.

Основной задачей руководителей стало укомплектование предприятия водителями. Другие проблемы: нет электроэнергии, заправочной станции и воды. Территория не огорожена. Предприятие стоит просто на поляне. Во время дождя машины не могли заехать на стоянку. Артинский завод передал автохозяйству недостроенную стоянку на 12 автомашин.

Основными клиентами автохозяйства были механический завод, совхозы, строительные организации, предприятия соцбыта, торговли.

Вскоре была поставлена серьезная задача - перевозка пассажиров до г. Красноуфимска и из деревень до районного центра. В августе-сентябре того же 1957 года было получено два автобуса «Кавзик» (КАВЗ) и три грузотакси.

Первыми были открыты маршруты «Арти-Красноуфимск», «Поташка-Красноуфимск» (грузотакси), чтобы подвозить людей к пригородному поезду. Дороги были разбитые, и автобус шел до Красноуфимска три-четыре часа. Едут пассажиры несколько часов на одной ноге и не пошевелятся. Я в те времена три года училась в г. Шадринске. Отец просил шоферов: «Мою девку не оставьте». Водители открывали мне свою дверь, и мое место было всегда на капоте. Я ездила домой только в зимние каникулы и летом.

К концу 1957 года в автохозяйстве насчитывалось 100 единиц транспорта, в том числе 13 самосвалов.

Была пробурена скважина, работал свой генератор, а также заправочная станция. Бензин из бочки брали ведрами. На «заправке» работал мой отец Александр Васильевич Киреев, поэтому эти события я помню твердо.

В 1958 г. начали строить котельную, кузницу, заложили фундамент под контору и диспетчерскую.

В октябре 1958 г. был принят на работу в качестве моториста Николай Андреевич Жеребцов. В том же году после службы в армии на предприятие пришел Александр Николаевич Трубеев. Работал на бензовозе, затем на автобусе, с родного предприятия вышел на пенсию.

Тогда же в автохозяйство пришел работать Василий Сергеевич Никифоров. Ездил в дальние рейсы: для строительства автохозяйства возил грузы. Отсюда в 1991 г. вышел на заслуженный отдых.

Закончилось строительство конторы, диспетчерской, склада, деревянной столовой.

В 1959 г. для подготовки и повышения квалификации водителей были открыты курсы Ревдинской автошколы. Первый выпуск состоялся в конце года.

В 1963-1965 годах начальником предприятия был Павел Степанович Макаров. В это время были открыты филиалы автохозяйства в Манчаже и Сажино. В то же время открываются дополнительные рейсы автобусного сообщения, связанные с центральными усадьбами совхозов и районным центром. Списывается парк устаревших машин. Вновь получено 30 единиц автотранспорта.

В 1965-1972 г.г. – пору работы в качестве начальника Геннадия Павловича Власова - начато строительство профилактория и жилья для рабочих.

В 1957 г. стала работать кладовщицей участница Великой Отечественной войны Анна Павловна Петухова. Она знала все запчасти на складе и, проработала там 40 лет. Ее сын Виктор Александрович Петухов также работал в автохозяйстве, сначала техником по резине, затем водителем автобуса.

Кадры решают все!

В период 1972-1980 г. г. начальником предприятия работал Алексей Петрович Пономарев. В это время продолжается строительство жилья, построена теплая стоянка для автобусов, начато строительство конторы, столовой из кирпича. Наращивается объем перевозок для ДРСУ, строительных организаций. Получены первые КамАЗы.

В 1973 г. поступил на работу в качестве водителя автобуса Валерий Аркадьевич Черепанов. В его трудовой книжке одна запись: «Увольнение в ряды Советской Армии». Но до пенсии недоработал. Болезнь сгубила его.

В далеком 1980 г. пришел работать в автохозяйство Вадим Иванович Изгагин. Стаж работы – 38 лет. Мужчина возит пассажиров в Екатеринбург.

С 1981 по 1985 г. начальником предприятия трудится Геннадий Александрович Алексеев. В это время продолжается строительство жилья для коллег.

Люди до областного города добираются на автобусах. Билет вначале стоил два рубля 80 копеек, затем пять рублей.

Энтузиасты-руководители

и бескорыстные кадры

В 1985-1995 г.г. начальником предприятия трудится Петр Павлович Малышев. Большое внимание уделяется улучшению грузоперевозок и перевозок пассажиров. Все самосвалы с прицепами работали по полторы смены. Значительно обновляется автобусный парк.

Из Красноуфимского ПАТО автохозяйство передано в Свердловск СПОГАТ-1. Построено два ангара, мойка, здание для механиков. Вся территория заасфальтирована, построена свиноферма в Мараканово. Котельная с угля переведена на электроэнергию.

В 1988 г. в качестве водителя автобуса на предприятие устроился Сергей Васильевич Степанов.

Есть у нас маленькое «зарубежье» - это Малая Тавра и Новый Златоуст. Там работал Илья Николаевич Оборин, в Новом Златоусте - Евгений Русинов. Утром, выезжая из сел, они везли пассажиров в Арти, вечером привозили домой. Стаж работы И.Н. Оборина 31 год.

В свое время было два филиала предприятия: Манчажский и Сажинский. Манчажский филиал сократили, а в Сажинском руководителем работал Павел Ефимович Васильев. Стаж его работы 41 год.

В период перестройки ОАО «Автотранспорт» находился на грани банкротства, зарплату не выдавали по году. Но люди выдержали трудности, сумели выстоять, надеясь на лучшие времена.

Задолженность по зарплате выплатили, но у забора стояли шесть сломанных автобусов, потому что не было средств на запчасти.

ОАО «Автотранспорт» существует 61 год. Первыми водителями автобусов были: А.Л. Куприянов, Н.П. Васильев, В. Шатохин, А. Уткин, А. Еремеев, В.Е. Власов. А. Беляев, Ф. Подъячев, В. Подкорытов, Н. Глушков, А. Потемкин. Но живые свидетели истории автопредприятия остались. Это Н. Глушков, А.М. Куприянов, А. Уткин, В. Никифоров. Остальным пусть земля будет пухом, все они уходили на пенсию из автопредприятия.

А дальше напишу про Василия Сергеевича Никифорова. Он родился в 1931 г. в селе Пристань. Среди одиннадцати детей был старшим. Работать в колхозе начал десятилетним мальчиком, так как началась война, и все ушли на фронт. Дома остались дети и старики. Василий Сергеевич три года служил в армии в Сибири во внутренних войсках.

После службы пришел на завод, где работал три года. А весной 1958 г. устроился в автохозяйство. В то время здесь открылся филиал Ревдинской школы, где готовили водителей. Василий Сергеевич получил в этом учреждении удостоверение водителя вначале третьего, затем второго класса. И дали ему грузовик «Захар». Так прозвали машину ЗИС-605 с деревянным кузовом.

В.С. Никифоров возил трубы для котельной, а затем, когда появился прицеп, доставлял строительный материал для гаража. На пенсию вышел в 1991 г. из автохозяйства, ездил в дальние рейсы. Успел даже поработать на КамАЗе. С будущей женой Марией Артемьевной наш герой познакомился на Пристани. После службы в армии молодые люди поженились, построили дом, родили пятерых детей. У детей, внуков и правнуков свои судьбы. Одни из них живут в Екатеринбурге и Москве, другие – в п. Арти и с. Пристань.

Василий Сергеевич живет один в своем доме, но каждый день кто-нибудь из родственников его навещает. Ему 87 лет, но по хозяйству он управляется сам.

У нашего героя, в прошлом передовика производства, за добросовестный труд множество грамот, в том числе от Артинского автохозяйства, Красноуфимского ПАТО, Свердловского облисполкома, обкома профсоюза. Есть нагрудный знак «За работу без аварий».

Тамара Соколовап. Арти