«С каждым второгодником я сам разговаривал: «Почему у тебя двойки? Почему плохо читаешь?»

 

1 января вся страна отмечала Новый год, а для Василия Григорьевича Снигирева этот праздник был особенным, именно в этот день он отметил свой 85-летний юбилей.

В конце декабря возле дома в Старых Артях меня с улыбкой встретила супруга Василия Григорьевича - Любовь Ивановна.

Родился Василий Григорьевич в Сухановке. Когда я слушала его рассказ о непростой судьбе, то у меня невольно слезы наворачивались на глаза. Никакие трудности не могли сломать мужскую твердость духа и силу воли.

В семье, кроме моего собеседника, росли старший брат Иван и младшая сестра Раиса. Жили они с родителями в маленьком доме вместе с бабушкой и дедушкой.

- В Березовке в 1930 году был организован первый колхоз, где мой отец Григорий Васильевич стал председателем. Мама Пелагея Ивановна тоже была колхозницей. Годы голодные: первый урожай зерна сняли, и отец распорядился дать немного зерна колхозникам, чтобы те с голоду не умерли. За это папу осудили на полтора года и отправили в Горный Щит, где как раз организовывали подсобное хозяйство - теплицы строили, а он делал рамы для них. Когда папа вернулся домой, его снова назначили председателем, но уже в Сухановке. Перед войной он работал в сельпо заместителем председателя. 1 сентября 1941 года его призвали на фронт. В Красноуфимске формировалась кавалерийская дивизия. Он был наводчиком на одном из орудий. В середине ноября их погрузили в вагон и отправили под Москву. В начале декабря под Москвой началось наступление, наши прорвали оборону и запустили две армии под Серпухов, в одной из которых находился мой отец… Мне тогда было всего шесть лет.

Времена были тяжелые, и воспитывала нас мама вместе с бабушкой и дедом.

- Дед тоже был участником первой мировой войны и шесть лет провел в плену у немцев, - продолжил свой рассказ Василий Григорьевич. В 1939 году он заболел и не смог ходить, передвигался только на коленках. Но сам себя морально поднял, его каждый день увозили на конный двор, где дед вил веревки, путы, плел рогожи, лапти. В Сухановке каждое воскресенье работал базар, вот мы там эти лапти и продавали. Держали скотину, садили два огорода, наверное, соток около 35 было - накапывали до 800 ведер картошки.

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ

БУДНИ

- Василий Григорьевич, расскажите про студенческие годы?

- В 1950-м году я закончил семь классов и поехал поступать в Красноуфимское педагогическое училище. А так как школу закончил с похвальной грамотой, поэтому зачислили меня без экзаменов. Учился четыре года, получил диплом с отличием по специальности «Учитель начальных классов, пионервожатый».

- Его фотографию даже на Доску почета в педучилище поместили, - поддержала разговор Любовь Ивановна.

После получения диплома о среднем профессиональном образовании Василий Григорьевич решил поступать в педуниверситет.

- Нас было семь «краснодипломников», и нам разрешили поступать выше, ребята пошли в пединститут, а я - в педуниверситет. На приемных экзаменах надо было сдавать иностранный язык - немецкий, а у нас в педучилище его не было. Но я решил, что сдам, потому что в школе с пятого по седьмой класс немецкий изучал. Вот на экзамене я прочитал текст на «пять», грамматику сдал - на тройку, а перевести не смог ни одного слова, и за него мне поставили двойку. В результате за экзамен мне поставили общую – тройку, одного балла недобрал, чтобы зачислили. Пошел в армию. Пока служил, пришел приказ Хрущева о том, что солдат, которые имеют среднее образование и желают поступить в институт, можно отпускать на учебу. Из полка нас трое таких было. Я снова сдавал вступительные экзамены в университет. Хрущев тогда приравнял имеющих дипломы техникумов к «серебряным» медалистам, и для поступления оставался только один экзамен - профильный предмет. Я сдал химию на тройку. Зачислили, несмотря на низкий балл. Доучился до третьего курса, но по состоянию здоровья взял академический отпуск, начал работать в школе. Через год восстановился, но снова все повторилось, надо к сессии готовиться, а я болею. Все бросил, уехал в Сухановку. Женился.

Любовь Ивановна:

- Сама я из Пермской губернии, но училась в Красноуфимском педучилище. К нам бегали парни из сельхозучилища. А к одной девчонке приходил Вася Снигирев, тоже из Сухановки, но не этот. Я думаю: «Какая красивая фамилия!» После учебы по распределению я должна была ехать в Верхотурье, но подружка меня позвала в Сухановку, вот так и познакомились с Василием Григорьевичем. В 1961 году он снова поступил в пединститут на спортфак уже на заочную форму обучения на ускоренную программу. Его зачислили на третий курс. В 1962 году мы поженились. Вместе уже 57 лет, у нас одни цели, одни интересы, одна работа. С особой теплотой и нежностью я вспоминаю Сухановку, какие педагоги там работали в то время, и я многому у них научилась…

Шесть лет В.Г. Снигирев отработал в родной школе учителем физкультуры. Спорту уделял много внимания, и его команда всегда старалась занимать призовые места. Также большой вклад в спорт школы внесли Г.Г. Чабин и И.М. Власов. Потом он преподавал физику и химию. А 1 сентября 1969 года Василия Григорьевича назначили директором Староартинской школы.

«ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК БЫТЬ?

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?»

- Хорошо помню первую встречу с В.М. Юриным, заведующим районо, - с улыбкой продолжил свой рассказ Василий Григорьевич. - Напутствие его было коротким: «Сделай Староартинскую школу - школой». Это была восьмилетка. Я не давал никаких обещаний, потому что понимал, что это очень трудно. В школе была самая плохая успеваемость в районе и области. В то время училось в ней 308 учеников, и 51 из них - второгодники, а из них восемь – третьегодники, и все в шестом классе, и все парни. Атмосфера царила - не учение с увлечением, а было простое времяпрепровождение. И такой же настрой, казалось, был и у учителей. У меня крутились в голове вопросы: «Что делать? Как быть? С чего начинать?» Нужно и коллектив усиливать, заниматься методикой уроков, контингент учащихся отсеивать, материальную базу улучшать и так далее. Я помню, как 1 сентября 1969 года мы подаем первый звонок, а восьмому классу сидеть не на чем: парты стоят, а стульев и скамеек не было. Собрали со всей школы учительские табуретки, отучили день, а на следующий - из старых парт сделали сиденья, взяли старую мебель из школы рабочей молодежи, эта школа была от завода, им приобрели новые столы, а нам отдали старые… Что касается коллектива учителей? Конечно, менять коллектив в начале учебного года не будешь, все начали работать, я присматривался к ним: из кого что получится, свой ли предмет ведут, на своем ли месте. И по моим рекомендациям многие поступали заочно в институт.

- Василий Григорьевич, - смеется Любовь Ивановна, - расскажи, как вы с Ольгой Игоревной Федяковой учителя английского языка сюда привезли.

- Да, был случай, - застенчиво улыбаясь, говорил Василий Григорьевич, - приехала учительница, Наталья Романовна Зорина, из Свердловска по направлению в Барабинскую школу. Остановилась она в гостинице в Артях и ждала машину из Барабы. А мы с Ольгой Игоревной подъехали и забрали ее. Нам тоже в школу нужен был педагог по английскому языку… Наталья Романовна преподавала четыре года, уехала, потом снова вернулась и года два еще отработала. Она осталась довольна, и мы тоже.

- Василий Григорьевич, какую работу вели с второгодниками и третьегодниками?

- В.М. Юрин посоветовал мне: «Посмотри у всех свидетельства о рождении, кому есть 14 лет, пусть идут работать в совхоз». По его рекомендации мы открыли вечернюю школу - 8 класс, где молодежь могла обучаться вечером, а днем работать. Было трудно, но на тройки все сдали экзамены.

С каждым второгодником я сам разговаривал: «Почему у тебя двойки? Почему плохо читаешь?» Потом смотрю: и предметники стали беседовать с учениками, и успеваемость пошла кверху. Педагогический коллектив дружный, сплоченный и делал все возможное, чтобы учение было с увлечением… И через шесть лет по успеваемости мы вышли на 100%-й рубеж.

В 1979 году началось строительство новой школы. Оно тянулось пять лет, были разные неурядицы, но в 1984 году ее запустили.

В настоящее время примерно 90% коллектива - это бывшие выпускники школы. Коллектив работает и движется вперед, всегда друг другу помогают, легкий на подъем, отзывчивый.

- Очень мы рады тому, - добавила Любовь Ивановна, - что традиции, заложенные нами, продолжаются. Любовь к детям надо показывать качеством своей работы. Мы всегда следили за ребятами, радовались их успехам и работали с удовольствием. Всю жизнь жили школой. Да и сейчас с коллективом мы все время общаемся и радуемся его достижениям.

Общий трудовой стаж Василия Григорьевича составил 52 года, из которых 32 года он проработал в должности директора школы, посвятив ей себя без остатка и ни разу не пожалев об этом. За многолетний труд Василий Григорьевич имел заслуженные награды, но больше всего он уделял внимание наградам своего коллектива, который любил всей душой. Многим выпускникам он дал путевку в жизнь, и они с честью продолжают педагогический путь своего наставника.

Василий Григорьевич с супругой воспитали замечательных сыновей, дали им образование, у них прекрасные внук Дмитрий и внучка Юлия.

На мой последний вопрос: «В чем формула счастья?» ответила Любовь Ивановна:

- Любимая работа, крепкая семья, любовь и забота друг о друге.

P.S.: К сожалению, пока материал готовился к печати, 9 января В.Г. Снигирев ушел из жизни. Этот материал посвящается ему, как руководителю, учителю и человеку, заслужившему народное уважение.

Наталья ЗУЕВА