На фото – команда «Флагманы образования»: Н.В. Волкова,

С.С. Сташкина, Е.А. Спешилова, Л.И. Кошкина, И.В. Желтышева



Мечта одна – пристрой к первой школе

Очень мне нравится новый ФГОС, то есть образовательный стандарт!


Сегодня наш собеседник - Елена Александровна Спешилова, начальник Управления образования Администрации нашего округа. Про себя я называю ее «Главным учителем» по аналогии с главным врачом АЦРБ, например.

- Давайте вспомним о начале Вашей карьеры в педагогике.

- В детский сад «Солнышко» я пришла в 17 лет, сразу после школы в 1978 году. Работала и училась заочно в Ирбитском педучилище на отделении дошкольной педагогики, потом в УрГПУ на факультете «Педагогика и психология». По субботам преподавала психологию в ОУ №2. Забегая вперед, скажу, что знание психологии до сих пор очень помогает мне в работе. Словом, придя в 1996 году специалистом по кадрам в РОНО, имела 18 лет педстажа. Потом занимала должность заместителя, и вот уже 12-й год – руководитель.

- А где интереснее работать – непосредственно с детьми или управленцем?

- Мне интересно везде. Если бы мне предложили начать жизнь с чистого листа, я снова выбрала бы этот путь, с должности воспитателя. Люблю детей, родителей, педагогов, директоров. Игры и занятия с детьми проводила с удовольствием. Наверное, все годы была «штатным» Дедом Морозом в «Солнышке», благо рост и голос позволяли. Всегда старалась использовать новые технологии. Например, Шалвы Амонашвили по развитию речи. Сейчас переживаю за каждого ребенка – чтобы был здоров, получал качественное образование, хорошее питание, имел неравнодушных учителей. Если узнаю, что кто-то бесконечно занимается с двоечниками или одаренными, детьми с особыми возможностями здоровья, тренируется вместе с детьми, путешествует – очень мне нравятся такие педагогические кадры. Педагог – главная «несущая конструкция» нашего образования, на нем все стоит и держится. Беспокоюсь за директоров, заведующих - сложная у них работа, надо их беречь. Большую ценность для системы представляют опытные руководители, проработавшие в должности не один десяток лет. К молодым у меня тоже особенное отношение, ведь начинать всегда непросто. Стараемся помочь им словом и делом, чтобы трудности (а их масса) никого не испугали.

Мне нравятся в нашей работе такие направления, как патриотическое, молодежное «Движение Первых», спортивные клубы. Очень нравится новый ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Спросите, почему? Потому что наконец-то по всей территории России дети учатся по единым учебникам и программам, и если наш школяр из Симинчей переедет в Москву, он будет чувствовать себя наравне со всеми в классе.

- Елена Александровна, вы – потомственный педагог?

- Я бы сказала про себя: «педагог в первом колене». Но династия Спешиловых есть. Во-первых, родственники со стороны мужа – В.Н. Спешилова, завуч школы №2, И.Г. Арапкина (Спешилова), учитель русского языка и литературы, Л.Г. Нечаева (Спешилова), учитель истории. Их дети – тоже педагоги. Т.А. Возжаева, моя младшая сестра, всю жизнь проработала воспитателем в детсаде «Сказка». Сын Р.Е. Спешилов работает замдиректора по АХР в ОУ №1, по первому образованию – учитель ИЗО и черчения. Невестка А.А. Спешилова – учитель химии в ОУ №1.

- Коротко о сфере образования района в цифрах – бюджет, число учреждений (и зданий), количество детей и педагогов…

- Значит, так. Бюджет сферы образования на 2024 год – почти один миллиард сто миллионов рублей (для сравнения, весь бюджет района – два миллиарда). 52 здания, 23 учреждения (школы, детсады, ЦДО и ДЮСШ). 3300 школьников, 1300 дошколят, 1300 сотрудников, из них более 600 – педагоги. Вот такое «беспокойное хозяйство».

- Ощущается нехватка кадров в ОУ или по каким-то специальностям есть «переизбыток предложения»?

- Кадрами на сегодня мы обеспечены полностью. Потребность есть, но пока мы закрываем ее внутренним совместительством. Есть специалисты, которым всегда и везде рады, и мы в том числе, конечно – это преподаватели русского языка и литературы, математики, иностранного языка и химии.

- Не помню, кто из великих сказал, что слишком много информации – не есть хорошо для человека вообще, а для ребенка – тем более. А вы как считаете?

- Дети вышли на могучий информационный поток. И учитель может (и должен) стать для них управляющим этим потоком. Специалистом, помогающим сориентироваться в океане знаний и информации.

- Какими качествами должен обладать член Вашей команды? Или вот так: пришел к Вам молодой человек, хочет работать именно в Управлении. Кого вы предпочтете?

- Во-первых, (и обязательно) – педагог. Во-вторых – юрист. В-третьих – хороший хозяйственник. Приветствуется компетентность, педагогическая креативность, безусловная любовь к людям. Человек должен быть профессионалом, иначе ему грош цена. Нынешний аппарат Управления сформировался не сразу. Даже в отпуск уйти мне было сложно: слишком большая ответственность, которую не на кого было переложить. А сейчас скажу, что в Управлении остались самые преданные системе образования люди. Два года назад мы решили поучаствовать во Всероссийском конкурсе «Флагманы образования» - да вы писали об этом. В Свердловской области из 62 участников мы заняли 12-е место! Это как раз и говорит, что мы – слаженная, сработанная команда. В июле 2022 года мы представляли нашу область на этом конкурсе в Москве. Замечательная была поездка, мы многому научились, переняли управленческий опыт.

- Понятно, что нынешний аппарат Управления, созданный практически Вашими руками, Вам нравится. А Вы на кого равнялись в работе?

- Религия предупреждает: «Не сотвори себе кумира». Но у меня есть люди, с которых я старалась брать пример всегда. Это Валерий Вениаминович Нестеров, очень яркий, неординарный министр образования области. Он говорил: «Учителя и ученики – это не начальники и подчиненные, а «товарищи по оружию». Это Юрий Иванович Биктуганов, возглавляющий профильное областное Министерство нынче. Он строг и справедлив. Это умнейший и интеллигентнейший Виктор Васильевич Коновалов, у которого я долго работала в команде. Тамара Дмитриевна Фасолько – кладезь бесценного управленческого опыта. А начиналась я как педагог у Валентины Петровны Бусыгиной. Именно она мотивировала меня на профессиональный рост. Все они – «виновники» моего «карьерного роста».

- Вижу, что говорить на любимую тему Вы можете бесконечно. Заканчивая наш разговор, спрошу: что Вы еще не сделали, о чем мечтаете?

- Даже думать над ответом не буду: мечтаю о пристрое к первой школе! Высокое качество образования сопровождает: состояние зданий, где обучаются дети, соответствие учебного оборудования требованиям времени, высококвалифицированный педагогический состав. Если бы вы знали, сколько трудов на это положило Управление вместе с администрацией округа! Сколько проектов, договоренностей, вхождений в программы было! Сколько обещаний, ожиданий, а главное, средств в это вложено. Движение вперед есть, но ооочень слабое. А ведь это самая большая школа, почти 800 детей учатся чуть ли не в три смены. Здесь самые сложные в районе условия для работы и учебы! Не намного легче и школе №6. Хотелось бы, чтобы все наши старания увенчались успехом. Чтобы удавалось, как и прежде, принимать участие в федеральных и региональных проектах модернизации системы образования. Я в это верю.

А вот то, что сбудется почти на 100 процентов и уже этим летом – наши претенденты на «золото» и «серебро» - 15 11-классников и 13 9-классников на аттестаты с отличием. Ради этого стоит работать!

Вопросы муниципальному служащему задавала Елена ПРОКОФЬЕВА


Фото из архива Управления образования