Эффективная реализация органами прокуратуры правозащитной функции возможна только при надлежащей организации работы с поступающими обращениями, которые являются правовым основанием для проведения проверок, важным источником информации о состоянии законности, основной формой взаимодействия с населением.

Федеральный закон от 17.01.1992 г. №2202 «О прокуратуре РФ» обязывает прокуроров рас­сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об­ращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов.

Анализ работы по разрешению обращений и заявлений граждан, поступивших в прокуратуру Артинского района, показал, что общее количество обращений за 2017 г. повысилось на 2,5% и составило 239 обращений (АППГ - 233). Наибольшее количество обращений поступало на нарушения в сфере жилищного законодательства - 24 (АППГ - 14), в сфере трудового законодательства - 14 (АППГ - 12), в сфере ЖКХ - 10 (АППГ - 16) и на действия (бездействие) и решение дознавателей при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении - 32 (АППГ - 32).

На фоне общего повышения поступивших обращений увеличилось на 1,7% число рассмотренных обращений (с 229 обращений в 2016 г. до 233 обращений в 2017 г.). Число разрешенных обращений повысилось на 10,4% (с 137 обращений в 2016 г. до 153 обращений в 2017 г.).

Количество обращений, направленных в другие ведомства уменьшилось на 18,7%, с 91 обращения в 2016 г. до 74 обращений в 2017 года, что составляет 31% от рассмотренных обращений. Причиной снижения преждевременных обращений, направленных в прокуратуру района, является активное правовое просвещение прокуратуры в СМИ. Несмотря на снижение поступивших обращений, увеличилось количество удовлетворенных обращений до 50 (АППГ - 39, + 28,2%), что составляет 32,7% от числа разрешенных в прокуратуре обращений (АППГ -28,5%).

Наибольшее количество удовлетворенных обращений по вопросам нарушений жилищного - 16 и трудового законодательства - 8, на действия (бездействие) и решение дознавателей при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении - 2, законодательства о безопасности дорожного движения - 3. Единичные факты удовлетворенных обращений имеются по вопросам надзора за законностью правовых актов представительного органа местного самоуправления.

Говоря о восстановлении прав граждан, при рассмотрении обращений по выявленным нарушениям прокурором в 2017 выявлено 74 нарушения закона (АППГ - 50), принесено 2 протест (АППГ - 1), внесено 24 представления (АППГ - 17), в суд направлено 18 исковых заявления (АППГ -14), возбуждено 5 дел об административном правонарушении (АППГ - 3), отменено 8 незаконных постановлений органов предварительного расследования (АППГ - 8). Акты прокурорского реагирования рассмотрены и признаны обоснованными.

Наряду с рассмотрением обращений по-прежнему в прокуратуре сохраняет актуальность личный прием граждан. Прием граждан в прокуратуре района осуществляется ежедневно, прокурором - 1 раз в неделю. На личном приеме в 2017 в прокуратуре района принято 57 граждан (АППГ - 92, - 38%), из них прокурором и заместителем за 2017 года принят 21 гражданин (АППГ - 26, - 19,2%). Кроме того, прокурором района на постоянной основе осуществляются выездные приемы граждан.

Также в прокуратуре района в фойе вывешен стенд, на котором размещены график приема граждан, образцы обращений, выписки из действующего законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, установлен ящик для писем и жалоб, выемка которых производится ежедневно.

Таким образом, состояние работы с обращениями - это хорошая иллюстрация всей надзорной деятельности прокуратуры. Отмечается очевидная закономерность: чем качественнее и ответственнее прокуроры относятся к рассмотрению обращений, тем эффективнее результаты их работы. В то же время обращения граждан являются неоценимым источником информации о нарушениях законодательства и от прокуроров требуется принципиально реагировать и добиваться реального восстановления нарушенных прав.

Н. Скрынник, ст. помощник прокурора Артинского района