Напомню, что с 01.01.2019 Свердловская область перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) – с едиными для всего региона стандартами работы и управления, в рамках которой подавляющая часть полномочий по вывозу, обезвреживанию, переработке, утилизации и захоронению ТКО передана с уровня муниципалитетов центральному звену этой системы – региональным операторам. Такой порядок обращения с ТКО установлен Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон) и Жилищным кодексом РФ.

Региональными операторами в Свердловской области являются: ЕМУП «Специализированная автобаза», ООО «ТБО «Экосервис» и ООО «Рифей» на территориях Восточного (г. Екатеринбург), Западного (г. Первоуральск) и Северного (г. Нижний Тагил) административно-производственных объединений (далее – АПО) соответственно.

Контроль за их деятельностью осуществляет Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее – Министерство), уполномоченное, в том числе, на лишение предприятий соответствующего статуса при выявлении нарушений в их работе. Для осуществления указанной выше деятельности региональными операторами в силу ст. 24.7 Закона заключаются договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с их собственниками (физическими и юридическими лицами). Последние, в свою очередь, не вправе отказаться от подписания указанных договоров и их последующей оплаты. Аналогичные положения закреплены в ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Порядок заключения договора определен Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, согласно которым соглашение считается заключенным на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о его заключении на своем официальном сайте, если от потребителя не поступило каких-либо иных документов. До дня заключения договора услуга оказывается в соответствии с условиями типового договора (форма установлена Правительством РФ) и также подлежит оплате.

При этом уклонение от заключения соответствующего договора, а равно от оплаты услуг регионального оператора может повлечь за собой гражданско-правовую (в виде начисления пени и последующего взыскания в судебном порядке задолженности) и административную (по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами) ответственность.

Расчет платы за обращение с отходами осуществляется исходя из определенных Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – РЭК) нормативов накопления ТКО (на одного проживающего) и единых тарифов на обращение с ТКО, установленных для каждого регионального оператора.

Норматив определен в 0,213 куб.м. в месяц для жителей многоквартирных домов и 0,261 куб.м. для частного домовладения в г. Екатеринбурге; для иных городов области указанные значения равны 0,169 куб.м. и 0,190 куб. м. соответственно. Тарификация составляет 845,87 руб. за куб.м. в отношении Северного АПО, 713,57 руб. - для Западного и 697,76 руб. - для Восточного объединений. С учетом установленных для населения нормативов накопления отходов плата с одного лица, проживающего в г. Екатеринбурге, составит 148,62 руб. (за его пределами: 120,59 (Западное АПО) и 142,95 руб. (Северное АПО) и 182,11 руб. - для жителей частного сектора города (для жителей области - 135,57 и 160,71 руб. соответственно).

Разъясняю, что контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства (в том числе, при избрании региональных операторов), законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в силу п. 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, относится к компетенции последней (г. Москва).

На территории Свердловской области полномочием по контролю за деятельностью региональных органов власти с правом отменять или приостанавливать действие принятых ими нормативных правовых актов согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 52, ч.ч. 1, 4 ст. 54 Устава Свердловской области обладает Правительство Свердловской области в лице Губернатора региона и его заместителей.

В связи с чем при несогласии с принятыми Министерством и РЭК правовыми актами в области обращения с ТКО вы вправе обжаловать их в указанные выше органы власти в административном порядке или в суд.

В свою очередь, органы прокуратуры согласно п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при реализации надзорных функций иные государственные органы и должностных лиц не подменяют.

С. Медов, прокурор Артинского района