Иван Юрьевич Тункин

У них разные судьбы, как и разные автомобили, но сближает их одно - дорога!

Да я и сам из шоферюг, нарулил, дай Бог

Валерий Васильевич Шульгин родился и вырос в Манчаже. Его отец Василий Иванович всю жизнь был связан с сельским хозяйством. Окончив школу, он устроился в промартельскую избушку (местное название мастерской), где приобрёл навыки изготовления конных саней и телег. А потом закончил Свердловский сельхозинститут, факультет механизации сельского хозяйства. В Манчажском совхозе трудился заведующим МТМ, главным инженером. А будучи на пенсии, подрабатывал на конном дворе, мастеря по дереву.

Помнит Валерий Васильевич, как пятилетним мальчишкой ездил с ним на комбайне. А в восемь лет уже самостоятельно крутил баранку отцовской «летучки» (ГАЗ-51). Вместе с отцом выполняли домашние задания по математике, которую тот знал в совершенстве. А вот немецкий язык приходилось зубрить благодаря маме, Галине Ивановне, учительнице иностранного языка. Она не отпускала гулять, пока не переведёшь текст и не выучишь определённое количество немецких слов. Также бойко «шпрехал» и его закадычный друг Саша Кардашин, мама которого, Мария Андреевна, тоже преподавала в школе немецкий язык. Мамы мальчиков были не только коллегами, но и подругами, благодаря чему их семьи тоже дружили. Вместе выбирались на рыбалку, пристрастие к которой Валерий Васильевич сохранил до сих пор. А с Сашей лепили из пластилина солдатиков и играли в войнушки.

Дед Иван Петрович Дрокин строгал для внука пистолеты и ружья из дерева. Он же, по словам Валерия Васильевича, научил держать вилы. У Шульгиных было много скотины, поэтому приходилось помогать родителям. Дед, как и бабушка Клавдия Тимофеевна, в 30-е годы учительствовал, потом работал продавцом в ежовском магазине. А затем многие годы трудился кочегаром. Валера помогал ему: подносил уголь, вывозил шлак. Любил смотреть, как в топке горит уголь. Любил поесть печёнок, изготовленных тут же, и послушать рассказы о войне, о жизни в плену, в котором побывал дед.

В школьные годы Валера увлекался фотографией. Ходил в Дом пионеров на фотокружок, которым руководил Ю.И. Мешавкин. Вместе с одноклассником и другом Сергеем Кондрашиным много фотографировали и у него дома, в ванной комнате проявляли. Фотоаппарат «Чайка-2» на 72 маленьких кадрика, фотоувеличитель, ванночки с проявителем и закрепителем, фотобумага и плёнка, которую закручивали в темноте в бачок, вызывали немалый интерес у мальчишек. Родители во всём поддерживали сына и покупали всё необходимое для его творчества. Так приобрели и баян, игрой на котором он блестяще овладел, благодаря занятиям в ансамбле баянистов под руководством П.Н. Тюрина. Валерий вместе с остальными участникамии ансамбля А. Кардашиным, А. Пономарёвым, С. Бунаковым, А. Зиминым ездил в Свердловск, где их игру записали на областном радио и сняли на видео, которое демонстрировали перед учащимися родной школы.

Валера, будучи старше своего брата Володи на десять лет, заботился о нём: ходил за ним в детский сад, обучал нехитрым мальчишеским премудростям, а потом научил и вождению.

После десятилетки вместе с другом Сергеем Кондрашиным поступил в Красноуфимский сельхозтехникум на отделение механизации сельского хозяйства, там получил и водительские права, которые пригодились ему на службе в армии. Служил на Дальнем Востоке в г. Благовещенске Амурской области. Был водителем БТР.

После службы, вернувшись в Манчаж, устраивается водителем молоковоза в автохозяйство, пройдя стажировку у Г.Е. Катырева. Молоко забирали с молзавода и отвозили в Красноуфимск. Позже в этом городе Валерий останется на 14 лет. Будет работать водителем почтовой машины, доставляя корреспонденцию по почтовым отделениям Красноуфимского района; развозить телеграммы по адресатам. Тогда ему были знакомы все улочки и дома города. Помнит огромные мешки с письмами и открытками, тяжеленные стопки газет и журналов.

В 1988 году его приглашают работать инструктором по вождению в Красноуфимский сельхозтехникум, где он преподаёт девять лет, обучив не одно поколение мальчишек. Благодаря его стараниям учащиеся успешно получали права категории «С».

По воле судьбы в 1997 году возвращается в родное село, где устраивается в Манчажское ЖКХ. И лишь в 2008 году возвращается к любимому делу - устраивается водителем «Урала» в ООО «Агрофирма Манчажская», где и трудится по сей день.

- Работа не из лёгких, - говорит Валерий Васильевич, - круглый год мы на колёсах. Перед посевной сбрасываем кузов, монтируем вместо него загрузчик сеялок, предназначенный для доставки и загрузки зерна в сеялки. И неустанно снуём от КЗС до поля. Не успеем оглянуться, как наступает пора заготовки сенажа. Наращиваем борта - и вперёд, за травой. А тут и жатва - повезли зерно от комбайнов. Нынче тяжело досталась уборка зерновых - стояла страшная жара. Температура в кабине поднималась до 59 градусов.

Добросовестный водитель добивается хороших производственных результатов. Им вывезено сенажа - 1141,4 тонн, силоса - 354,5 т, зерна - 1334,4 т. Помимо обслуживания растениеводства, водители «Уралов» развозят корм по фермам, участвуют в вывозе навоза.

- Руки болят, - сетует Валерий Васильевич, - самосвал - машина серьёзная. Да и техника старая, моему «Уралу» уже 22 года, чтобы осуществлять бесперебойные поездки, нужно постоянно ремонтироваться.

А я, глядя на водителя, его тяжёлые, уставшие руки, вспоминаю слова из известной песни:

Пришел с рейса, подустал, кончился поход.

Шоферюги, шофера, непростой народ.

Да я и сам из шоферюг, нарулил, дай Бог.

Колесом своим втирал пыль в тоску дорог.

 Километры судьбы намотались на ось

Несколько ЗИЛов автопарка прикреплены к отделу сбыта. Одним из добросовестных водителей здесь является И.Ю. Тункин. Родился он в Казахстане, в Державинском районе. Когда ему исполнилось четыре года, родители переехали в Манчаж. Мама Лариса Геннадьевна Машкова практически всю жизнь проработала штукатуром-маляром в стройцехе Манчажского совхоза, лишь перед пенсией, по состоянию здоровья, перевелась няней в детский сад. Папа Юрий Аркадьевич трудился и мотористом, и инструментальщиком, и трактористом. Вместе с ним маленький Ваня уже с шести лет ездил в кабине К-700. Сначала на отцовских коленях, потом рядышком, а затем самостоятельно за рулём. Поля, которые обрабатывал отец, находились недалеко от дома, поэтому Ваня сутками пропадал там, с увлечением осваивая трактор и агрегаты. В десять лет самостоятельно пахал. Интерес к технике поддерживали в мальчике и друзья отца. Гусеничный трактор ДТ-75 помог освоить Виктор Андреевич Кондрашин. Научил вождению на ЗИЛе Юрий Иванович Озорнин.

В свободное от полей время, Ваня посвящал себя войнушкам. Вместе с отцом выстругивал из дерева автоматы, а потом с друзьями устраивал военные баталии. Будучи школьником, посещал секцию самбо и катался на лыжах.

В те времена в школе существовала производственная бригада, где обучали вождению и выдавали права тракториста. Мальчишки обрабатывали около сотни гектаров земли. По утверждению Ивана Юрьевича, в 1992 году Манчажская производственная бригада собрала самый высокий урожай картофеля среди бригад области. Сам он был закреплён за трактором МТЗ-80: сеял, культивировал, отвозил зерно от комбайна. По окончании 11 класса устроился в кормодобывающую бригаду, под руководством Е.А. Лысова, где работал на кормоуборочном комбайне. Отсюда ушёл учиться на водителя в Красноуфимское профессиональное училище №115.

В 1993 году призвался в армию. После службы вернулся в Манчаж, устроился в совхоз водителем, где и трудится многие годы. Возил на МАЗе гравий, цемент для реконструкции корпусов на Токарёвской МТФ; на ЗИЛе-муковозе развозил комбикорм по фермам; на КамАЗе - мраморную крошку, кирпич, опил, удобрения по полям; на «Урале» - зерно, сенаж, навоз… Все машины и работы не перечесть. Последние три года Иван Юрьевич осуществляет на ЗИЛе перевозку сельскохозяйственной продукции, вырабатываемой ООО «Агрофирма Манчажская», по области и району. География его перевозок широка: Екатеринбург, Нижние Серги, Атиг, Бисерть, Сысерть, Арамиль, Красноуфимск…

Нити шоссейных дорог,

Километры судьбы намотались на ось.

Трасса петляет, как жизнь,

Верстовые столбы да мельканье полос.

(Сергей Трофимов)

Ивана Юрьевича можно назвать профессионалом своего дела: отслеживающим определённый температурный режим в холодильной установке; обладающим умением укладываться в строгий график перевозок; соблюдающим правила дорожного движения и умеющим легко ориентироваться по городу.

Коллеги знают Ивана Юрьевича как человека добродушного и весёлого. Неунывающий характер помогал во многих перипетиях жизни. Обладая природным артистизмом, Иван Юрьевич три года занимался в команде КВН «Рог изобилия» на сцене Манчажского СОЦа. Но самой большой отдушиной для него является семья, любимая дочка Ксюша.

Вот такие истории о двух водителях, которые своим трудом вносят большой вклад в выполнение задач, поставленных перед транспортным цехом. У них разные судьбы, как и разные автомобили, но сближает их одно - дорога!

Татьяна Костырева

 Фото автора и М. Белика

Слово начальнику транспортного цеха

Ремонтно-транспортный цех №3 ООО «Агрофирма Манчажская» под руководством Ю.И. Озорнина подводит итоги года уходящего. Коллектив выполнил поставленные задачи и, как сказала диспетчер Т.А. Озорнина: «Мы, несмотря на старую технику, справились с посевной и уборочной кампаниями своими силами». В этом заслуга и заведующего гаражом В.Г. Королёва, механика МТМ О.Ю. Изгагина.

- Все водители автопарка, - вступает в разговор диспетчер Л.В. Чебыкина, - проверенные временем, ответственные труженики. Благодаря их самоотверженному труду не происходит сбоев в налаженной системе работы. Их водительское мастерство и знание техники обеспечивают бесперебойное функционирование автопарка, осуществляющее важнейшие задачи в обслуживании растениеводства, животноводства и перерабатывающей промышленности хозяйства.

Сенаж, силос, сено, зерно, солома - всё вывозилось «Уралами» и КамАЗами, водителями которых являются Р.М. Муллаянов, В.В. Шульгин, Р.З. Габсаликов, И.М. Озорнин, А.А. Федотов, В.О. Изгагин, С.А. Куляшов, А.Г. Зимин, С.А. Кондрашин. Об одном из них расскажу более подробно.