М.Н. Туканов с внучкой Пелагеей

Летайте самолетами «Аэрофлота»

Сорок пять минут – и ты практически в центре нынешнего Екатеринбурга

А ведь у нас в поселке тоже был аэропорт. И я когда-то летала из Артей в Свердловск. Аэропорт «Уктус» располагался в Чкаловском районе города Свердловска, а это значит, что пассажиры прилетали прямо в город, до центра – рукой подать, несколько остановок на общественном транспорте. Работать начал аэропорт еще в 30-е годы прошлого столетия. А вот рейсы на Арти появились намного позже – в 60-е годы. Здание Артинского аэропорта строил девятый, строительный, цех Артинского механического завода. Мой отец Шевалдин Михаил Никифорович долгое время работал прорабом в этом цехе. И на его участь выпало строительство многих объектов в п. Арти, тогда строились целые микрорайоны, например, Заводской, жилые многоквартирные дома, шестая школа, поликлиника, хирургическое отделение по ул. Козлова. Здание аэропорта тоже строилось под его руководством, приняли в эксплуатацию его в 1962 году. И в этом же году начали летать самолеты.

Артинский аэропорт был построен в очень красивом месте – на Симинчинской горе. Поднявшись на нее, наш поселок можно было увидеть со всех сторон, долго любоваться окрестностями, особенно гладью пруда. Автобусы в аэропорт сначала не ходили, люди добирались, кто как мог, но в 70-е годы пустили «маршрутку». Авиарейсами пользовались все, кому нужно было по каким-то делам в областной центр. Автодороги не было, автобусных прямых рейсов – тоже. Ездили через Красноуфимск, до которого нужно было добираться по пыльной дороге часа два, это в лучшем случае, из Красноуфимска на поезде ехали в Свердловск всю ночь. Если же ехали на автомашинах, то путь пролегал через Сосновку (была такая деревня), и весь путь занимал тоже часов восемь. А тут самолет. 45 минут – и ты в городе.

В поселке осталось немного людей, которые в 60-70-80-е годы работали в аэропорту, но я знакома с одним из тогдашних работников – с Михаилом Николаевичем Тукановым, я встретилась с ним, и мы вспомнили Артинский аэропорт и людей, которые там работали. Вот что рассказал Михаил:

- Я работал в аэропорту радистом, это были 1971–1972 и 1973 годы. Вторым радистом работал Валентин Шутов, директором аэропорта был Виктор Григорьевич Власов. На метеостанции работала Нина Звягинцева, техником был Николай Константинов, он чинил радиостанции, занимался профилактическими работами, его жена тоже работала в аэропорту на метеостанции. Кассиром была Надя Черепанова.

- Михаил, а как ты попал в радисты?

- Специальность радиста получил в армии. Служил на Камчатке. Пришел из армии, и как раз в аэропорту нужен был радист, устроился. Работал, а потом поступил в техникум и уволился.

- Что входило в обязанности радиста?

- Нужно было слушать радио, рацию. Оттуда приходили сообщения о том, когда вылетает самолет, сколько на нем пассажиров, номер самолета, номер рейса. Все данные заносились в журнал. Из Артей самолет полетел – тоже всё сообщалось: какой рейс, сколько людей. Еще в наши обязанности входило следить за посадочным полем. Мы устанавливали посадочный знак на поле буквой «Т» против ветра. Знак устанавливался из специальных фигур, которые сделаны из плотного материала, похожего на пластик. Посадочных полос было четыре, все метров по пять. Увидев посадочный знак, самолеты заходили на посадку. К нам летали 12-местные самолеты марки АН-2. Билет стоил чуть более четырех рублей. Некоторые летчики летали часто, годами, их мы уже знали. Коллектив аэропорта был дружный. Кроме основного здания аэропорта, было еще машинное здание, где стоял генератор, и у метеослужбы было здание. Метеорологи надували зонды, запускали их, чтобы узнать скорость ветра, прибором следили за полетом зондов, определяли также облачность по приборам. В летнее время совершалось по 12 авиарейсов в день, зимой – меньше.

…Существовал также в нашем районе еще один аэропорт, в с. Сажино. Из Артей самолеты залетали в Сажино, брали на борт сажинских жителей. Популярность самолетов в то время была большая, а самолетики АН–2 называли «кукурузниками». В те годы существовала технология опрыскивания полей с самолета ядохимикатами, эта работа проводилась систематически, и такую картину, когда с самолета летит белый порошок, видели многие. Артинцы говорят, что вреда это опрыскивание нанесло не меньше, чем пользы. Например, в сосняке около пионерского лагеря произрастало много черники, после опрыскивания черничник вымер, погиб, правда, в последние годы потихоньку начал восстанавливаться.

Жители, имеющие коллективные сады, приноровились на самолетах отправлять в Свердловск ведрами викторию, говорят, что это было очень выгодно, скупали ее летчики, да и сами артинцы летали в город торговать. А еще ходят байки, что артинские мужики по два раза в день умудрялись слетать в город за вином. Вино в то время в поселке продавалось с перебоями, и вот любители приноровились: соберут на билеты, и кто-то один летит. Недалеко от Уктусского аэропорта был магазинчик, в котором и отоваривались. Привозили также из города батонами (как говорили – палками) колбасу, в поселковых магазинах её вообще не было.

Разные воспоминания, связанные с аэропортом, возникают у населения. Его любили, им гордились, иногда на самолетные рейсы возлагались большие надежды, когда нужно было срочно попасть в город. Для меня авиарейсы были просто палочкой-выручалочкой, когда я училась в Куйбышеве (теперь Самара). Самолетом до Свердловска, затем ехала в Кольцово, и там самолетом до Куйбышева. Несколько часов, и я за тридевять земель от дома, даже не верилось. Прекратились полеты в середине 80-х лет.

…М.Н. Туканов теперь на пенсии, после аэропорта он окончил горно-металлургический техникум, работал в различных организациях. На пенсию вышел из Западных электросетей. Они живут вдвоем с женой – Любовью Михайловной, занимаются садом, огородом, грибами, Миша – немного рыбалкой. У Тукановых две дочери, одна с мужем и дочкой Пелагеей живет в Москве, другая – в Екатеринбурге. Во время, когда Михаил работал в аэропорту, его портрет и заметку о нём как о хорошем работнике печатали в газете «Уральский рабочий», в домашних архивах Тукановых сохранилось фото из газеты.

Если сегодня своим материалом об Артинском аэропорте я всколыхнула еще чьи-то воспоминания, то я рада. И если есть в поселке люди, работавшие в гражданской авиации, с праздником вас.

alt

Татьяна Черепанова

Обновлено ( 09.02.2017 13:44 )