Сестры, Галина и Любовь, декабрь 2016 года

Большая семья

Заводская династия Кишкиных началась

с родителей, и постепенно все «сосредоточились» в первом цехе

Степан Александрович был, по воспоминаниям дочерей Любови и Галины, отличным токарем инструментального цеха. Мама, Александра Петровна, работала в третьем цехе на «керосинке». Все дети стали заводчанами.

- Родились мы все с разницей в два года, - замечает Галина Степановна Константинова, - я, старшая, в 1946 году, Володя в 1948 году, Василий в 1950 году и Любовь в 1952 году.

Любовь Степановна Быковских рассказывает:

- Дома говорили о заводе, в школе нас водили на экскурсии по цехам. Было интересно.

Галина Степановна в 1961 году после окончания седьмого класса пришла в игольный цех.

- Сначала работала четырехчасовиком, - вспоминает она, - потом уже шестичасовиком на рихтовке. Училась в вечерней школе.

Любовь Степановна на рихтовке оказалась в 1970 году после девятого класса, среднее образование получила тоже в вечерней школе.

- Папа умер рано, - говорит моя собеседница, - мне было всего 11 лет. Так получилось, что пришлось идти на завод.

Брат Василий трудился токарем в игольном. Как и отец, он был хорошим токарем. Вышел на пенсию и еще работал. Володя сначала на третьей операции в игольном цехе, потом перешел в косный. Мы все не лентяи.

Получилось так, что братья и сестры постепенно перекочевали в первый цех. Владимир в 1982 году, Галина в 1984 году и Любовь в 1986 году. Сестры стали термистами.

Любовь Степановна:

- Работали мы вдвоем на одной операции в калке. Василий после ремгруппы перешел на «горячую» операцию в «постановке». Владимир – на «шипике».

Мы научились и штабеля делать, и тачку везли по 600-700 штук. Везешь, и тебя не видно, кажется, будто тачка сама едет. Из тачки 25 штук «восьмерочки» берешь – и на стол.

Сестра добавляет:

- «Девятка» тяжелая.

- На тачках с операции подъемки косу везешь (как раз под горку было) и в калку. Конечно, больше счетчицы возили, но, бывало, и мы. Одна печь близко, другая – далеко. Масло горит, дым. Шапка, платок на голове – и месяц май. Именно тогда я попала в первый цех. Это стало боевым крещением.

- Семь-восемь тысяч кос калили за смену. Это одна бригада. У двух печей за две смены по две бригады. Выходит, что всего четыре бригады. Вот сколько кос делали.

Галина Степановна:

- Конечно, тяжело было. Однажды мне стало плохо, но ничего, все преодолели.

Любовь Степановна:

- У нас всегда взаимовыручка была. И в жизни мы такие. Общая работа, общие интересы.

Галина Степановна:

- Да и люди вокруг были хорошие.

Любовь Степановна:

- Меня учила Рая Илюшкина. Она очень ответственная. Марина Парамонова, Нина Чухарева, Галя Чухарева. Коллектив дружный. Мастера все хорошие.

Галина Степановна:

- Я работала с Ереновских. Да и вообще, к каждому обратись, и всегда помогут, выслушают. Нормировщица Виктория Давыдовна Паздникова, теплотехник Раиса Павловна Уткина. Все замечательные люди были в цехе. Не помню, чтобы кто-то на кого-то кричал.

Я так переживала, думала о том, как буду в другом коллективе работать. Ушла из второго цеха и переводом на следующий день вышла на смену в первом.

Любовь Степановна:

- А я и вовсе как домой попала. К сестре уже забегала, появились знакомые. Сначала все спрашивала ее: «Как ты только тут работаешь?» А потом и сама решила: «Хочу в первый цех». Представляете, мы с Галиной ушли с такой маленькой иглы на косу.

Получилось так, Любовь Степановна трудилась во втором цехе 17 лет, в первом – 11 лет. На пенсию вышла в 1997 году. Галина Степановна – в 1991 году. Еще год отработала на хлебозаводе.

Любовь Степановна бережно хранит вырезку из газеты «Ленинский путь» с заметкой, где говорится о ней: «Любовь Степановна проходит по цеху к своему рабочему месту, а вокруг слышится: «Здравствуй, Люба, как дела?» И сразу становится ясно, как к ней относятся».

- Когда вышла заметка, казалось, неужели так и есть? А теперь вспоминаю, да, так действительно и было. Все искренне интересовались делами друг друга, успевали доброе слово сказать. И уже работа не казалась такой тяжелой.

Рассказывают обе:

- Условия в цехе были созданы. Оборудованы душевые. Можно было прийти нарядными и на работе переодеться.

А еще хватало сил на общественную работу в цехкоме (у Любови Степановны, она еще и в партию вступила) и на художественную самодеятельность. Вместе ходили в хор. В танцевальном кружке занимались Галина, Владимир и Любовь.

Галина Степановна:

- С танцевальным все деревни объездили. В Красноуфимске выступали, в Екатеринбурге.

- И в Сергах, - добавляет Любовь Степановна, - всегда активными были. Я училась в шестой школе. Бегали на лыжах, играли в волейбол. Помню: как-то нужно выступать и на танцевальном, и на соревнованиях…

- А я часто фотографии смотрю. Хочется вернуться обратно, в молодость. Утром – на работу, вечером – на репетицию. Потом и погулять хотелось. До сих пор на месте без дела не сидим. Уж огород само собой.

Любовь:

- У меня загородка, полная роз.

Любовь Степановна освоила компьютер. Обе сестры любят рукодельничать. Брат Владимир подшивает валенки. К сожалению, Василий ушел из жизни из-за болезни. По-прежнему родственники крепко держатся друг за друга.

- Нас много. Семья большая, - говорят сестры.

У Любови Степановны и Георгия Аркадьевича (он тоже работал на заводе, в седьмом цехе водителем, потом в «Автотранспорте» водителем автобуса) две дочери - Галя и Лена; внуки – Юля, Наташа и Дима; правнук Мишутка.

У Г.С. Константиновой муж, Григорий Иванович, тоже отдал заводу много лет жизни. Трудился на заводской лесопилке слесарем, до нее механизатором. У Галины Степановны дочь Наташа, сын Александр, внуки Женя, Кирилл, Максим и Таня, правнук Илья.

Для каждой из сестер этап рабочей жизни остался позади, но они до сих пор чувствуют свою причастность к большой заводской семье.

Светлана Балашова

Фото автора и из семейного архива Л.С. Быковских

и Г.С. Константиновой

Обновлено ( 09.03.2017 14:41 )