К 100-летию со дня рождения комсомола

Чистое небо

«Мы в Победе узнали себя»

В ней вроде нет гвардейского запала.

Есть лирика с открытою душою.

Откуда в сердце та строка запала:

«Мне восемнадцать было под Москвой»?

Грустить?.. Грустить, по-моему, негоже.

Но, возвращаясь памятью к боям,

Я озаренно думаю: мне тоже,

Мне тоже восемнадцать было там!

Пришлось хлебнуть всего.

Война войною,

Но все-таки, черт побери, не зря

Мне восемнадцать было под Москвою

И даже меньше, честно говоря.

(Михаил Найдич)

С удовольствием представляю вам Светлану Петровну Андриянову.

- Я родилась в с. Курки в 1951 году. Мой отец Петр Дмитриевич Николаев в мае 1939 года закончил Красноуфимское педучилище. Добирался в город пешком или на лошади. Получал стипендию, на которую можно было только купить черный хлеб. Он посыпал хлеб солью и запивал водой. Настолько велико было желание учиться.

В сентябре того же года папу призвали в армию. Он хотел поступить в танковое училище, но мечта оказалась несбыточной, так как его отца раскулачили. Работящие дедушка Дмитрий и бабушка Анна держали две лошади и две коровы. У них было две дочери и два сына, поэтому они взяли себе помощника из Азигулово.

Когда деда посадили в тюрьму и забрали имущество, бабушка с четырьмя детьми по застывшей реке Курке направилась к брату Алексею Яшкину (Курки).

Время выдалось голодное, и двое детей умерли. Отец рассказывал, что стеснялся просить милостыню. Еще выжила тетя Арняш.

А бабушка в колхозной бригаде пекла хлеб. Хлеб получался пышный, вкусный. Моя неграмотная бабушка, расписываясь, выводила четыре буквы: «Анна». А дедушка, надорвавшись на непосильной работе, заболел и умер. Бабушка старалась выучить детей. Моя тетя закончила семь классов.

Мама верила в Бога и носила крестик, хотя и не была крещеной. К слову сказать, я крещеная, и дети мои крещеные. В 1938 году, когда у отца совсем стало плохо с легкими, по линии ВЦСПС он был направлен на лечение для молодежи в Крым.

В годы войны отец защищал небо Москвы, где находился и в 1943, и в 1944 годах. Он рассказывал, как советские бойцы тащили пушку на крышу 13-этажного дома. Кстати, свекор Михаил Андриянович Андриянов также воевал под Москвой. Вернулся домой с изуродованным от взрыва снаряда лицом.

В мирной жизни папа работал в узле связи. Односельчане помнят, что он был настолько ответственным, обязательным и пунктуальным, что по нему можно было сверять часы. Прекрасно знал не только куркинцев, но и жителей Межовки, Кордона, Поползухи. Коммунистом не был, но всю жизнь выписывал газету «Правда», интересовался политикой. В наш дом приходило более десяти периодических изданий, начиная с журнала «Мурзилка», кончая «Советским экраном» и «Огоньком».

Прекрасно играя на гитаре, он привил нам любовь к классической музыке. По нашей просьбе часто исполнял вальс «Над крышами Парижа». Кстати, с тех золотых времен я это произведение больше не слышала. Жаль, папа погиб раньше времени от перелома позвоночника в 1983 году. Тогда, в снежную зиму, в Курках мужчины рубили лес для нашей бани.

Мама Дарья Николаевна, 1930 года рождения, была на десять лет моложе папы. Когда началась война, ей исполнилось 11 лет, и у нее не было возможности учиться дальше. Деда взяли в трудармию, а бабушка осталась одна, работая в лесу, на полях. Мама трудилась в огороде, ухаживала за коровой. Ей было не до учебы. Она, маленькая девочка, одна ходила в Верхний Бардым менять вещи на продукты.

Когда мы собирались всей семьей, папа обсуждал с нами проблемы в стране и события в селе, а мама слушала и в это время шила, вязала, вышивала.

Короче говоря, разговаривая с папой, мы приобрели навыки общения, а мама приучила нас к труду.

Детская душа восприимчива. Насколько, с одной стороны, поучительны, с другой - забавны были фильмы, демонстрировавшиеся в сельском клубе! Например, «Чистое небо», «Полосатый рейс».

А сколько взаимопонимания и тепла было за столом, когда после бани семья пила чай из самовара! Кроме чая, на крышке кипящего самовара можно было запечь девять яиц!

…Естественно, стоит сказать о братьях Светланы Петровны. Борис Петрович, по образованию юрист, работает председателем суда Автозаводского района г. Тольятти. Валерий Петрович, полковник в отставке, служил подводником на Тихоокеанском флоте. Закончил Академию ФСБ им. Дзержинского (специализация - Китай). Живет в Москве. Прекрасно зная английский язык, во время Олимпиады-80 был переводчиком одной из иностранных делегаций.

«По древнему полю иду»

Травы прямые,

как оперенные стрелы.

Ухо приложишь к земле –

тысячный топот копыт.

Солнца червленого щит

меркнет в далеких дымах.

Птица взметнулась тревожно…

Низко склоняясь к землянике,

каплю горящую

Я подниму осторожно -

Горечь

И соль

На губах.

(Виктор Мясников)

Наш разговор продолжается в уютном доме Светланы Петровны, окруженном старыми соснами. Прямо за бором, за лужайками, которые вот-вот укроет снежное покрывало, течет Уфа.

- Мама хотела, чтобы я была медицинским работником. Но делом своей жизни я выбрала педагогику.

1 сентября 1958 года я пришла в первый класс Куркинской школы. Портфелей тогда не было, и, завернув школьные принадлежности в платок, в семь часов мы с подругой Ниной Яшкиной пришли в школу. Свою первую учительницу Ольгу Николаевну Байрышеву я любила. Каждый год учителя менялись, занимались с нами даже десятиклассники, но нам это нравилось.

В 5 классе познакомилась с Валерией Ивановной Кубиной, которая могла поговорить с каждым учеником, а нерадивых заставить учиться.

Школьные годы чудесные! Пионерский галстук Светлане повязала животновод совхоза «Артинский» Нина Алексеевна Михайлова на сборе, который проходил в сельском клубе. А в комсомол девушку принимали члены райкома комсомола в кабинете директора школы. Первый секретарь райкома Александр Воронин вскоре стал делегатом съезда.

После окончания школы Светлана поступила в Красноуфимское педучилище, где получила специальность «учитель начальных классов».

Директором школы тогда был А.А. Абраров - прекрасный организатор и психолог. Четыре года подряд он давал молодой учительнице первый класс. Это был каторжный труд, потому что не подготовленных к школе детей за первое полугодие нужно было научить писать и читать. Светлана Петровна вкладывала в них все силы. После Нового года вздыхала облегченно. Так прошло шесть лет.

Умной, спокойной Светлане Петровне сам Бог велел быть педагогом, и она решила продолжить образование. Но стояла на распутье. Кем быть: историком или учителем английского языка? Поскольку учителя английского языка в школе не было, а историю преподавали два педагога-профессионала: Юлия Федоровна Иванова и мужчина по фамилии Нифонтов, который после рассказа об очередном событии в жизни страны, например, революции, ставил перед учениками вопрос «почему?», Светлана Петровна решила стать учителем истории. К тому же ей нравилось рассуждать. А в педучилище она посещала кружок политинформации и в красноуфимском кабинете политпросвещения читала газеты и журналы, потому что хотелось расти профессионально. Однажды учитель математики Николай Ильич Легаев доверил Светлане Петровне вести урок геометрии!

- И я справилась, - улыбается моя собеседница.

В 1971 году Светлана Петровна поступила в Йошкар-Олинский пединститут. К этому времени она была уже замужней женщиной, мамой и имела домашнее хозяйство.

На последних курсах института С.П. Андриянова была назначена на должность организатора внеклассной работы. Перед тем, как уехать на зимнюю сессию, Светлане Петровне нужно было провести новогодние елки, устроить большую стирку, так как дома оставалась семья, отметить с друзьями любимый праздник. Годы-то были молодые! А в пять часов утра муж Виталий Михайлович уже отвозил жену в Арти, к автобусу, который шел в г. Красноуфимск. Дальше студентку ждала пересадка на московский поезд с остановкой в Казани. Короче говоря, 10-12 часов, за которые можно было отоспаться.

Недаром говорится, что дураки любят учить, а умные - учиться. Домой Светлана Петровна приезжала счастливая, с багажом знаний. Училась без троек. Особенно ей нравились лекции по истории искусств. Неизгладимое впечатление произвело посещение Третьяковской галереи. Ее любимые телепередачи сейчас именно об искусстве.

«Ученье - свет, а неученье – тьма». Это не банальное изречение. Это истина. Знания помогают нам понять мир, людей, но главное - себя. Однажды, учась в педучилище, наша героиня позволила себе резко раскритиковать сокурсницу за неблаговидный поступок. А затем Светлана прониклась к ней жалостью. После этого она не позволяла себе подобных выпадов: «Может быть, у девушки было соответствующее воспитание».

Много лет назад Светлана Петровна привлекла мое внимание именно подкупающей деликатностью и скромностью.

… Итого ее стаж педагогической работы (с.с. Курки, Пристань) 41 год!

Давно уже Светлана Петровна живет в п. Арти. Муж, которого я запомнила в роли председателя Куркинского сельского Совета, к сожалению, рано ушел из жизни.

Дети давно выросли. Игорь Витальевич после окончания лесотехнического института много лет работал в ГАИ, сейчас трудится в Управлении сельского хозяйства. Татьяна – главный бухгалтер одной из фирм г. Екатеринбурга. Галина, выпускница УрГУ, также живет и трудится в областном городе.

Татьяна Дюбина

Фото из семейного архива героини материала

Обновлено ( 09.11.2017 13:38 )