Казаки манчажского кадетского клуба

Настоящего казака видать издалека!

В казацкой люльке бренчат медали - негоже казаку погремушками тешиться!

В последнее время довольно часто можно наблюдать, как по улицам села верхом на коне разъезжает бравый казак в папахе. Это атаман Павел Сергеевич Кузнецов, потомственный кубанский казак. С ним и его единомышленниками мы и поговорили о становлении казачьего хутора в Манчаже. Свой рассказ Павел Сергеевич начал с высказывания Троцкого: «Казачество – это класс, который может самоорганизоваться».

Как известно, с 1917 года казаки как сословие уничтожались, но, несмотря на это, возрождались и заявляли: «Российскому государству быть!» Во все века в критические моменты, во время великих войн и внутренних смут страна всегда обращалась к казачеству. В период Великой Отечественной войны были созданы легендарные казачьи отряды, отличавшиеся большой организованностью и строгой дисциплиной. Всем известен героический подвиг кубанских казаков, остановивших в ноябре 1941 года ценой собственной жизни фашистские танки на подступах к Москве. В наши дни на месте гибели казаков-кубанцев сооружён мемориал и установлен поклонный крест.

Говоря о казачестве, настоятель Манчажского прихода во имя Святого Апостола Евангелиста Иоанна Богослова иерей Роман Коньков подчеркнул:

- Казак - это, в первую очередь, воин небесный - защитник Православия! Затем уже защитник Отечества! Тема воинского служения пронизывает все стороны казачьей жизни.

Казаки инициативны, готовы принимать ответственность за себя и своих близких; чтут особые традиции, уклад, обычаи, способствующие привитию подрастающему поколению любви к родному краю, уважению старших, труду. Об этом мне рассказал истинный кубанский казак Сергей Иванович Сидоров:

- Родился я в п. Кубанский Новопокровской станицы в семье потомственных казаков. Большую часть своей ребячьей жизни провёл у деда Павла Петровича Аболенцева. В его хате висела моя люлька, где вместо погремушек были привязаны медали моего дяди Михаила, воевавшего на фронтах Великой Отечественной войны. Медали за отвагу и боевые заслуги были спутниками моего младенчества. Позже, повзрослев, я слушал страшные рассказы о войне. Дядя Михаил закончил командирские артиллерийские курсы, воевал в противотанковом взводе. По его словам, после каждого боя от всего взвода оставалось по два-три человека. Тронул меня рассказ, как однажды эшелон, в котором находился дядя, проходил мимо родной станции, как он написал записку жене и бросил её в окно. Ту записку подобрали и передали по адресу. После этого тётка пошла тоже на фронт, устроившись в полевой госпиталь санитаркой и прачкой.

В одном из боёв дяде оторвало кисть. Из-за начавшейся гангрены отрезали всю руку. Вспоминал он, как в уральском госпитале его выходила старушка. Она приходила и приносила пирожки из черёмухи, поила черёмуховым отваром. А семье пришли одна за другой похоронки на него. Потом дядя выучился на бухгалтера. Когда я подрос, мы вместе с ним столярничали. Даже одной рукой он ловко управлялся, изготовляя деревянные изделия: резные узоры, тумбочки…

Помню рассказ тётки о первой бомбёжке: «Повели бабы коз на выпас, а в небе гул - самолёты! Вверх головы задрали, интересно, что там за золотистые точки из-под брюха самолёта отделяются? Да не успели опомниться, как точки те почернели, выросли в размере, и раздался страшный взрыв». Налёты фашистских бомбардировщиков происходили часто. Однажды под бомбы попал эшелон с боеприпасами, так близлежащую улицу начисто снесло, а в хатах, что были расположены подальше, люди находили искорёженные куски рельсов. Семья деда тоже осталась без хаты, жили в землянке.

Фашисты, оккупировавшие станицу, зная о воинской удали казаков, пытались нанимать их в полицаи. Деду приходилось часто скрываться от немцев, чтобы избежать позорной участи. Дед был настоящим казаком - защитником своего Отечества! Воевал в империалистическую войну. Испытал он на себе и все катаклизмы гражданской войны. Как и многие казаки, он вынужден был постоянно лавировать между красными и белыми, искал третий путь, пытался отстаивать свою самобытность и независимость.

В 1920 году большевики окончательно упразднили Кубанское войско. Последовали массовые репрессии, выселения, голод и раскулачивание. Семье повезло лишь потому, что в станицу приезжал сам Калинин и её, в числе пяти первых, ввели в образцовый совхоз, где дедушка добросовестно трудился. Он с любовью хранил папаху, казачью черкеску, хромовые сапоги. Я любил играть с газырницей. В каждый газырь вкладывался патрон - это и были мои игрушки. В газыри помещались ещё и необходимые предметы: колбочка для чернил, перо, свёрнутая трубочкой бумага. Дед меня любил, но держал строго, с малолетства приучая к труду. Помню, как мы с ним точили топоры и ножи на огромном камне-точиле; как я верхом на лошадке ездил по кругу, взбивая глину, перемешанную с соломой. Из такой смеси изготовляли огромные камни вроде кирпичей для строительства. Потом ехал на пруд и мыл лошадь. Дед конюшил, я всегда был рядом с ним.

Ещё мы, ребятишки, воспитывались на уважении к старшим. Нельзя было пройти по станичной улице мимо старика, не поздоровавшись и не поклонившись ему. Уважение к старшему, уважение к женщине, готовность помочь слабому – все это основа казачьего менталитета. А если кто из старших заставал нас за сигареткой, то могли и уши накрутить, а нажалуешься родителям, так те ещё и добавят. Своим детям я тоже прививаю любовь к казачьим традициям.

И это, несомненно, правильно, ведь «казаки от казаков ведутся». Одного из двух сыновей С.И. Сидорова я часто вижу на различных мероприятиях. Леонид с бравым чубом кудрявых волос и мужественным лицом выделяется из толпы, ведь не зря говорят: «Настоящего казака видать издалека».

Рассказ Сергея Ивановича дополню некоторыми подробностями о казачьих традициях. Прежде всего, крепили веру православную, ходили в церковь, соблюдали посты, очищали душу свою через покаяние от грехов, молились Богу и добавляли: «Если кому-то что-то можно, то нам нельзя - мы казаки!» Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили десять Христовых заповедей.

Главенствующая роль в семье и в казачьем обществе принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания строгого порядка казачьего быта. При этом к женщине относились уважительно и защищали её, считая, что в ней будущее народа. Огромное значение уделялось воспитанию детей. Может, именно поэтому манчажские казаки-энтузиасты организовали кадетский казачий клуб «Дозор», куда вошли 15 разновозрастных мальчишек, изучающих историю казачества, знакомящихся с традициями и обычаями, постигающих военную науку. Николай Евгеньевич Русинов занимается с ребятами строевой подготовкой и фланкировкой. Деревянные шашки для этого смастерил Сергей Иванович, обладающий столярными навыками. Он же с ребятами сделал скворечники, которые были развешены в лесу. Юные казаки ходят в походы и сплавляются по реке, знакомясь с правилами и законами выживания, приобретая навыки оказания первой помощи пострадавшему, вырабатывая туристическую смекалку. Устраивают сборы, где учатся стрелять из пневматических винтовок. Физической и огневой подготовкой с ребятами занимается С.Н. Титов, подполковник в отставке. Он же обучает мальчишек приёмам самозащиты. Сергей Николаевич - многократный чемпион России по лёгкой атлетике, мастер спорта по прыжкам в длину и мастер спорта по самбо. В настоящее время он готовится к чемпионату Свердловской области по лёгкой атлетике, тренируясь в технической дисциплине - в тройном прыжке.

Памятуя казацкую поговорку: «Казак без коня, что воин без ружья», Павел Сергеевич Кузнецов, который специально приобрёл и содержит двух кобыл донской и орловской породы, учит кадетов верховой езде. Ребята с радостью общаются с Барыней и Графиней, угощая их то морковкой, то яблочком. Общение с животными является своеобразной школой любви. У атамана также содержатся овцы, мальчишки и здесь приносят посильную помощь. Казаки подумывают и о том, чтобы заняться с ребятами работой по дереву. Казакам, занимающимся с детьми, помогают также А.Н. Русинов, Д.А. Бондарь, М.С. Беляев - все, кто прониклись душой к казачеству и желают развить это движение в Манчаже.

И закончить свой материал о казаках хочу словами из песни, что исполняют кадеты:

На горе стоял казак,

Он Богу молился,
За свободу, за народ,

Низко поклонился...

Пусть вера православная и добрые традиции защитников Отечества берегут всех нас от бед.

 Татьяна Костырева

Обновлено ( 09.11.2017 13:52 )