Кем я быть хочу?

Артинский агропромышленный техникум участвует в программе «Уральская инженерная школа» «Билет в будущее»

Выбор профессии - одно из самых важных событий в жизни человека. Как понять, какая специальность подходит ребенку больше всего, в какой он может быть успешен? Помочь получить ответы может система профориентационной работы в образовательной организации. Современные школьники - молодые люди, которые, с одной стороны, легко осваивают информационные технологии, с другой - являются конформистами, следующими принципу «все и сразу». К выбору профессии они подходят прагматично.

Переломить ситуацию несоответствия нужд экономики и предпочтений молодежи должна помочь региональная программа «Уральская инженерная школа». Важный элемент концепции программы - момент сетевого взаимодействия. Его суть сводится к объединению ресурсов и возможностей школ, предприятий, профессиональных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования для того, чтобы обеспечить стабильный приток заинтересованных абитуриентов в организации среднего профобразования и вузы, и, как итог – инженеров и высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в промышленные предприятия.

«Уральская инженерная школа» в нашей области на три года предвосхитила разработку федерального проекта «Успех каждого ребенка», в рамках которого президентом В.В. Путиным были предложены идеи системной профориентационной работы: в рамках проекта «Билет в будущее» с 2018 года в России создается национальная система профориентации для учащихся 6-11 классов. Проект рассчитан на шесть лет. Учащиеся на практике попробуют самые разные профессии, пройдут профессиональное психологическое тестирование. Школьникам предложена и уже практически разработана дистанционная платформа профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ», на которой размещены интересные видеоуроки, описание современных профессий и профессий будущего и определены возможности получения их в техникумах, колледжах и вузах.

Инженер – всем профессиям пример

Таким образом, теме ранней профориентации в ближайшее время будет уделено особое внимание в системе школьного и профессионального образования. Не остались в стороне и образовательные организации Западного управленческого округа: Артинского городского округа, Нижнесергинского района и ГО Красноуфимск. В 2017 году Артинский агропромышленный техникум, Красноуфимский аграрный колледж и Сергинский многопрофильный техникум выиграли гранты Министерства общего и профессионального образования области на участие в реализации программы «Уральская инженерная школа» для создания условий для повышения качества преподавания учебных предметов технологии и дисциплин естественнонаучного цикла, развития познавательных способностей детей, поддержки технического творчества, моделирования, профессионального самоопределения обучающихся и формирования у них мотивации к получению технического (инженерного) образования. Главным условием была организация сетевого взаимодействия со школами территорий. Оборудованные по данной программе кабинеты, лаборатории должны были быть непременно использованы в учебном процессе как техникумов, так и школ. В соответствии с этой идеей в нашем техникуме оборудован учебный полигон «Электротехника, электромонтаж и основы электроники», в Сергинском многопрофильном техникуме - «STEAM-лаборатория», в Красноуфимском аграрном колледже - кабинеты физики и технологии.

2017-2018 учебный год стал первым годом реализации проектов сетевого взаимодействия с. В нынешнем учебном году работа по этому направлению продолжилась, и уже можно подвести некие итоги. Поэтому в Артинском агропромышленном техникуме родилась идея провести областное мероприятие с целью обмена опытом, и в то же время хотелось и артинским школьникам (особенно из сельских школ) показать новинки современного технического оборудования.

Исходя из этих приоритетов родилась форма мероприятия – областной научно-практический марафон «Реализация целей и задач областной программы «Уральская инженерная школа» в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования Свердловской области (Западного управленческого округа)». В декабре техникум гостеприимно распахнул свои двери для более чем 110 девятиклассников школ района и 60 гостей (работников образовательных организаций) из Верхних Серег, Красноуфимска и Артинского ЦДО.

В начале мероприятия на пленарном заседании заместители руководителей образовательных организаций обменялись опытом участия в программе, рассказали о новом оборудовании и о том, как проходило взаимодействие со школами. Об учебном полигоне мы рассказывали в одной из статей весной 2017 года. Пока педагоги совещались, с девятиклассниками работали педагог-психолог техникума Ю.А. Малофеева, специалист Центра занятости населения А.И. Устинова и социальные педагоги СРЦН Н.А. Туканова и Н.С. Коллегова на мастер-классе «Выбор профессии – мой осознанный выбор», на этом этапе школьники психологически оценивали свои желания и возможности осваивать ту или иную профессию.

3D-технологии в глубинке

По окончании этого этапа марафона наступил черед работы площадок, на базе которых школьники смогли узнать, что такое аддитивные технологии (мастер-класс на эту тему подготовили педагоги Артинского лицея: П.А. Иванов, учитель информатики, и Е.А. Баушев, учитель технологии). Это послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3D- технологий, школьники увидели работу 3D-принтера и пытались сами спроектировать для 3D-печати объект.

На следующей площадке, работу которой организовали педагоги дополнительного образования Артинского ЦДО – Н.В. Егорина, Е.М. Миндиярова и Д.П. Игошев, девятиклассники смогли собрать робота-сумоиста и поучаствовали в показательных соревнованиях «Битва роботов». Неподдельный восторг в глазах ребят можно было увидеть, когда оживал робот, собранный ими из деталей конструктора «ЛЕГО».

Педагоги техникума: преподаватель Н.П. Половников и мастер производственного обучения А.Ю. Мелехов - на базе нового учебного полигона организовали работу площадки, где школьники смогли узнать о технологии «умного дома» и поработать в роли электрогазосварщика на сварочном тренажере, получили оценки за электросварной шов.

Красноуфимский аграрный колледж для работы своей площадки привлек не только педагогов, но и своих студентов, чтобы девятиклассники смогли увидеть, как это интересно - получать техническую профессию, разбираться в тонкостях профессий электротехнического профиля: «Электрификация и автоматизация электрических сетей» под руководством С.В. Шарапова, мастера производственного обучения, и А.Н. Серебренникова – это вполне по силам не только молодому человеку, но и девушкам.

На площадке Сергинского многопрофильного техникума речь шла о сборке мобильного робота (возможности использования образовательного набора «Амперка») под руководством Е.А. Васильева и основах работы на интерактивном столе (знакомство с основой работы в программе «Фотошоп» (О.В. Чекасина, педагог-организатор).

Новые технологии - это, конечно, здорово, но про обед забывать нельзя, но поскольку мероприятие практическое, поэтому и обед школьники сотворили сами на мастер-классе от мастера производственного обучения агропромышленного техникума М.В. Лысовой и студентов третьего курса, обучающихся по профессии «Повар, кондитер», Татьяны Могутовой, Надежды Степановой, Валерии Суянгуловой и Евгении Алиевой. Мастер-класс назывался «Рецепт хорошего настроения», ребята под руководством студенток приготовили себе необычный и сытный горячий бутерброд.

Пока девятиклассники школ территории двигались от площадки к площадке, в одном из кабинетов техникума происходила защита научно-технических проектов школьников и студентов техникумов: темы были разнообразны и очень интересны. ЦДО представлял Кирилл Крашенинников с проектом «Божья коровка», выполненным на основе конструкторов «ЛЕГО» EV3, NXT, Сергей Щепочкин - «Робот-уборщик», выполненный на основе конструкторов «ЛЕГО» EV3, NXT, и Роман Власов - «Робот-уборщик», выполненный на основе конструкторов «ЛЕГО» EV3, NXT.

Артинскую среднюю школу №1 представили Кирилл Истомин, его проект назывался «Пульт для запуска ракет», и Владимир Серебренников с проектом «Станок для обработки лыж».

Артинский лицей представляли Игорь Апраксин с проектом «Моноблок» и Сергей Ильин с проектом «Набор инструментов для резки пенопласта».

Красноуфимский аграрный колледж привез к нам в гости студентов Павла Кулакова с проектом «Создание технологической установки по поддержанию микроклимата для выращивания грибов» и Алексея Чебыкина с проектом «Схема квартирной проводки».

Агропромышленный техникум представлял выпускник по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве» Александр Изгагин с проектом «Идея Тесла: миф или реальность?»

И это была еще не последняя площадка марафона. Замдиректора по учебно-воспитательной работе И.М. Мотыхляева, организовала работу секции «Индивидуализация профориентационной работы» для заместителей директоров школ.

Марафон оправдал свое название, и, надеемся, стал действенным и нестандартным мероприятием в плане профориентационной работы.

В. Овчинникова, заместитель директора по учебной работе

Обновлено ( 17.01.2019 15:59 )