На фото Любовь Геннадьевна Минина

А у тебя будут совсем особенные звёзды…

От козы на завалинке, обстрелянной географической карты на доске до школьного утра, в котором - любимые ученики

 

Самовар, стоящий на столе, обласканный солнцем, сверкает стальными боками. Под ним рассыпаны черноплодная рябина, груши и яблоки вперемешку с пожелтевшими листьями. А вокруг беседки разноцветные шапки георгинов, флоксов, над которыми возвышаются круглолицые подсолнухи. Тут же яркой россыпью астры и циннии, чуть завядшие розы и набравшие силы хризантемы. И волнение, охватывающее всякий раз накануне 1 сентября.

- В такие минуты, - признается Л.Г. Минина, учительница младших классов МАОУ «Сажинская СОШ», - перемешиваются разные чувства. Это и ожидание нового, и трепет встречи с детьми, и неуловимая грусть прожитого, и радость жизни. Плохо спится - продумываю каждую минутку. Вспоминаю, как я, молоденькая девочка, но уже учительница, впервые вошла в свой первый класс. Малыши все нарядные, с огромными букетами цветов, устремили на меня свои глазёнки, а я от волнения ничего сказать не могу. И боялась я не детей, а родителей, стоящих вдоль стен класса.

Вспоминаю и себя первоклассницей с косами и белыми бантами. Маму, вручившую мне букет, портфель…

ПРЕДПОЧИТАЛА МАЛЬЧИШЕЧЬИ КОМПАНИИ

Любовь Геннадьевна родилась в 1959 году в Соколятах. Её мама, Валентина Михайловна, многие годы проработала в детском саду воспитателем, а папа, Геннадий Львович, шоферил. Родители до позднего вечера были на работе, поэтому дети, Лёня, Зоя и Любаша, сами домовничали. Зоя распределяла задания (вымыть пол, прополоть грядку, принести воды) и следила за их выполнением.

Неотделимо детство и от бабушки Опросиньи Дмитриевны. Поставит, бывало, она козу на завалинку, а шестилетняя Любаша её подоит. А то соберёт всех внуков, и отправятся они на весь день в лес на Долгую гору, где собирали клубнику и вишню. До чего вкусными казались хрусткие огурцы с хлебом и молоком, когда, уставшие, они отдыхали в травах. Водила бабушка внуков и на колхозные поля угоститься куузикой с горохом. Теперь думает ,а было ли что вкуснее?

Люба не любила кукол, да и не было у неё их. Она предпочитала мальчишечьи компании, поэтому сидеть на брёвнах, что свалены у дороги, и считать проезжающие мимо машины было обычным делом. Вышибалы, лапта, «чиж» были любимыми играми. А ещё ребята забирались на высоченный тополь, садились друг за другом на толстом длинном сучке, «рулили» и представляли, как едут далеко-далеко. Зимой, взяв старые зонты, прыгали с крыш в сугробы. У кузницы всегда стояла кошева, так ребята её брали и волокли до Бабаевки (гора). Затащат на гору, старшие чинно рассядутся в кошевой, а младшие облепят её сзади, повиснут, где смогут, и айда вниз.

Были у Любы и подружки Лида Козионова, Надя Попова, Надя Соколова, увлекающиеся фигурным катанием. Вспоминается, как в жарко протопленной избе девочки лежали на полу у печи и смотрели телевизор, где на экране под красивую музыку на льду кружились пары в сверкающих костюмах. Они и сами катались, нацепив на валенки «снегурки».

После уроков подружки играли в школу, копируя свою учительницу. А ещё любили звонить друг другу по телефону и учительским голосом разбирать правила и примеры.

Вспоминается трудовой летний лагерь. Люба жила с двумя девочками-поварихами, поэтому у них всегда имелся запас компота, что притягивало к их палатке много народу. А однажды утром все девчонки лагеря обнаружили, что нет на месте обуви. Выбежали из палаток, а их босоножки и кроссовки приколочены гвоздями к деревянному щиту. Ну и влетело потом мальчишкам!

Ездили всем классом в разные города по турпутёвкам. Особенное впечатление произвела Киево-Печёрская лавра.

«ТАКОМУ ПОЛКОВОДЦУ, КАК ТЫ, ЛЮБА, НУЖНО ИДТИ В ПЕДАГОГИ!»

В школьные годы Люба увлекалась лёгкой атлетикой и лыжами, участвовала в различных соревнованиях, имея неплохие результаты. Может, поэтому, появилась мечта стать физруком, как любимый учитель Владимир Иванович Серебренников. Да и по соседству жили учителя: с одной стороны - Надежда Григорьевна Мигачёва (учитель младших классов), с другой - Пётр Евгеньевич Мешавкин (завуч), беспрестанно твердившие: «Такому полководцу, как ты, Люба, нужно идти в педагоги!»

А как рыдала Люба, не добравшая всего один балл и не поступившая в Свердловское педучилище. Анатолий Степанович Чусов, директор Сажинской школы, из которой и выпускалась способная девушка, решительно запретил ей отчаиваться. Он переговорил с В.М. Юриным, начальником РОНО, и в сентябре Любовь Геннадьевна в качестве физрука и географа приступила к педагогической деятельности в Новозлатоустовской школе. Спортзала не было, приходилось заниматься с детьми то на улице, то в коридоре. Но всё же уроки физкультуры проходили сносно, а вот география для молоденькой учительницы, почти сверстницы учеников, давалась с боем в прямом и переносном смысле - мальчишки на уроках при помощи резинок расстреливали карту.

Через год Любовь Геннадьевна поступила в Красноуфимское педучилище на отделение «Учитель начальных классов» и успешно закончила его, прошла практику в родной школе у своей же первой учительницы А.П. Чусовой, которой благодарна за опыт и мастерство.

В 1979 году она начала работать в Сажинской школе вожатой.

- Вспоминаю те годы, и становится тепло на душе, - говорит Любовь Геннадьевна, - научилась барабанить, дуть в горн, маршировать. Помню пионером Сергея Фёдоровича Половникова (сейчас директор школы), сначала он был председателем Совета отряда, потом Совета дружины. Наша дружина носила имя Маршала авиации, трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. Помогала мне во всём завуч по воспитательной работе Нина Николаевна Верзакова.

В 1982 году меня поставили на первый класс, и я повела своих малышей в страну знаний. К тому времени у меня уже был сын Дима, и я, переполненная материнскими чувствами, с радостью делилась ими - хотелось всех моих учеников согреть, приголубить - учить через любовь.

С мужем, Олегом Варлампиевичем, прожили хорошую жизнь. Был он старше Любы на два года, поэтому и решился первым познакомиться с ней поближе, хотя гуляли в одной компании. Пришёл к ней домой и заявил: «Пойдём на гору, я тебе звёзды покажу». В тот вечер они сидели на высоком холме, держась за руки, считали падающие звёзды и загадывали желания.

Теперь, глядя на звёздное небо, Любовь Геннадьевна вспоминает рано ушедших из жизни мужа и сына Павла. А у меня всплывают в памяти строки Антуана де Сент-Экзюпери из «Маленького принца»:

- У каждого человека свои звёзды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для учёных они - как задача, которую надо решить. Но для всех этих людей звёзды - немые. А у тебя будут совсем особенные звёзды… Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться! И, когда ты утешишься, ты будешь рад, что знал меня. Тебе захочется посмеяться со мною. Как будто вместо звёзд я подарил тебе целую кучу смеющихся бубенцов.

Когда Олег уходил в армию, он наказывал своему младшему брату: «Смотри за ней!» И Вася на велике всюду следовал за Любой, прятался в кустах и подглядывал. Теперь Василий, чем может, помогает свояченице. Смастерил ей и беседку в саду.

У Любови Геннадьевны четверо внуков: Сергей, Лев, Алёша и Слава. Старшему 18 лет, а младшему четыре годика. Это тоже её яркие звёздочки! Отдушиной стали путешествия по России: Байкал, Крым, Сочи, Анапа - всё влечёт, более того интересно прочувствовать, пронести через себя открывающийся мир.

- Люблю вязать крючком, - рассказывает Любовь Геннадьевна, - надарила всем ажурных шалей. Купила себе автомобиль. Моя подруга, З.Е. Неволина, водитель со стажем, бывает, подшучивая, называет меня Шумахером, но я уверена, что со временем тоже буду водить мастерски. А ещё у меня есть кот Тимофей - любимец! Мы вместе читаем стихи Есенина, Донцову, копаем картошку. Как-то я уехала на несколько дней, так он залез на яблоню и жалобно проскулил там всё это время. Любим с Тимофеем посмотреть старые добрые фильмы: «Девчата», «Москва слезам не верит».

Но, главное, Любовь Геннадьевна не мыслит себя вне школы и своих учеников. За заслуги в области образования она имеет нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации». В течение пяти лет входит в состав аттестационной комиссии.

- Я побывала во всех школах района, - делится учительница, - и рада за наших педагогов, у которых великолепные методические разработки, имеющие свои изюминки. В своё время в Сажинской школе руководителем методического объединения являлась Зинаида Ефимовна. Она знала все новшества, делилась опытом с нами, побуждала к саморазвитию. И мы с ней вместе заканчивали заочно Свердловский пединститут, вместе трудились учителями младших классов 36 лет.

А в чём особенность педагогической деятельности самой Любови Геннадьевны? Вот как она об этом говорит: «Я поддерживаю идеи Януша Корчака, ставшие оригинальной системой воспитания. Польский педагог говорил: «Любовь к ребенку - главное, что может дать взрослый, чтобы ребенок мог правильно развиваться. Общение без интереса к ребенку и без любви к нему пагубно. Необходимо делать все возможное для него и любить его вопреки всему. Не важно, талантливый ли он, удачливый – все равно нужно любить». А ещё Корчак руководствовался принципом реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку: «Ты вспыльчив, - говорю я мальчику, - ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день». Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь». А ещё он сказал: «Я заметил, что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые».

Любовь Геннадьевна в каждом своём подопечном видит личность, а потому к каждому имеет свой индивидуальный подход: вот этого нужно приласкать, обнять, погладить по голове, а этот выполнит задание лишь через требование. И всех без исключения она хвалит, мотивируя на успех. Побуждает к самостоятельности, уважая их идеи и право на высказывание своей мысли. На её уроках каждый может спросить, о том, что ему не понятно, справиться с трудностями, которые всегда разрешимы, потому что любимая учительница открыта для общения: «Я - тут, я - рядом, я - помогу!» Учебный процесс в её классе не дрессировка, нажим и насилие, а совместный творческий процесс любви, через который ребята черпают знания и познают мир.

В заключение я ещё раз процитирую Я. Корчака: «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

Вот и тянется по сей день Любовь Геннадьевна к детям, уважая и оберегая их чувства. А взамен каждое утро учительницы начинается с детских объятий и новостей, которыми заполнена жизнь её маленьких учеников, стремящихся стать большими людьми.

И она верит в каждого, вторя литературному герою: «А у тебя будут совсем особенные звёзды!»

Татьяна КОСТЫРЕВА


Обновлено ( 04.10.2019 13:50 )