На фото Л. Куприянова

Сам себе мультипликатор

«Я еще не волшебник, я только учусь!»

Студия ждет мальчишек

В 2020 году Правительство Свердловской области объявило конкурс проектов по поддержке местных инициатив. Жители п. Арти заявились с проектами по оснащению оборудованием муниципальных организаций дополнительного образования: студии мультипликации МАОУ «Центр дополнительного образования»; «На лыжи!» (на базе Артинской школы №1); по приобретению спортивно-информационного оборудования для Артинской детско-юношеской школы имени Заслуженного тренера России Ю.В. Мельцова. Все три проекта успешно прошли отбор. Было заключено Соглашение на получение субсидии из областного бюджета на общую сумму 251,4 тысяч рублей.

Творческим объединением мультипликации руководит Людмила Куприянова и учит ребят семи-десяти лет создавать мультфильмы.

- Людмила Владимировна, ребята учатся у Вас не только рисовать, но и воплощать в жизнь задуманный сюжет, а для этого нужно уметь написать сценарий, озвучить и снять материал, поэтому юные мультипликаторы должны познакомиться с разными профессиями – сценариста, режиссера, художника, оператора. Как у Вас это все происходит на уровне ребят семи лет?

- Да, съемка мультипликационного фильма – это очень многогранное занятие. Мы знакомимся с профессиями, но обобщенно. Ребята знают, кто такие художники-мультипликаторы, знают, что есть художник-контуровщик, который прорисовывает только контуры, или художник-фоновщик, который занимается только декорациями, много профессий, которые необходимы для созданию мультфильма. Мы с детьми стараемся с этим ознакомиться и практически отработать эти знания. У нас есть дополнительная общеразвивающая программа «Мультфильм – от идеи до воплощения», и в этом названии программы все отражается. Вообще, все начинается с идеи, и потом с каждым ребенком мы проходим все этапы создания мультфильма: проработку сценария, затем изготовление героев, съемку, монтаж, озвучивание и показ. С малышами мы на первых этапах знакомимся со съемкой мультфильма без технических средств – это мультфильм-»вертушка». Мы с детьми учимся понимать, как оживить картинку, ведь анимация – это оживление.

- Дети сейчас развитые, и мультфильмы они видят разные. Мы раньше росли на мультиках нашего «Союзмультфильма». Какие сюжеты сейчас интересны детям?

- Мы снимаем не полноценный мультипликационный фильм, а небольшие этюды, потому что у маленького ребенка очень быстро пропадает интерес. И он должен в конце занятия уже видеть продукт своей деятельности. Если мы затягиваем сюжет на несколько занятий, то сложно удержать интерес. Поэтому стараемся брать простые сюжеты, к примеру, ребята в старшей группе нарисовали фон – красивый пейзаж, девочкам задала вопрос, что можно оживить? Они мне сразу подсказали, что может пошевелиться веточка, на веточку может прилететь птичка, может пробежать лисичка. От проблемной ситуации мы начали разрабатывать сюжет: как прилетит птичка, куда побежит лисичка. Ребенок сам продумывает фигурку животного, как будут двигаться фигурки и как эта картинка оживет. Картинка тут же снимается на фотоаппарат, и мы сразу монтируем и получаем двухсекундный этюд. Таким образом, ребенок понимает процесс в целом, и он его может повторить дома с родителями. Программа рассчитана на год, а за год надо очень много успеть, поэтому берем простые сценарии.

- Я знаю, что Вы участвуете в конкурсах, а это требует времени, подготовки и терпения. Как это все успеваете?

- Подготовка к конкурсам – это, в основном, индивидуальная работа. Девочки все очень активные, распределяем обязанности. Мы участвовали в конкурсе мультипликационных фильмов в Красноуфимске, в фестивале в Качканаре и третий год проводим у себя дома конкурс «Я создаю мультфильм».

- Бывает, что ребята начинают и бросают занятия. У Вас такое случается?

- Ребята ходят с удовольствием, но сейчас в связи с пандемией и с нагрузкой на дистанционном обучении у некоторых просто не выдержали домашние технические средства.

- То есть ребята что-то пытаются делать еще и дома?

- Да, мы поддерживаем связь, у меня есть группа в «WhatsApp». Ребята сначала три года учатся рисовать у меня в группе «Природа и художник», а потом они приходят ко мне на мультипликацию, потому что нам не хочется расставаться.

- Вы говорите, что занимаются девочки. А мальчики?

- А мальчиков почему-то нет.

- Многие родители сейчас озабочены подготовкой к школе, ранним развитием своих детей. Сейчас это широко распространено. Мне кажется, что Ваши занятия не просто интересные, а и полезные для подготовки к школе: мелкая моторика, развитие логики, мышления - это очень важно в школе, в которой меняется подход к обучению. Какое Ваше мнение?

- Моя работа, конечно, непосредственно связана с развитием творческих способностей у детей, а замечать их надо в раннем возрасте. Наши занятия способствуют развитию логики, мышления и воображения. Обязательно есть проблемная ситуация, чтобы я не просто предоставила ответ на их вопрос, а, чтобы они сами нашли путь решения. Творчество – это и беглость мышления, и оригинальность. Многие родители говорят, что ребенок хорошо пишет, правильно держит ручку, у некоторых появляется усидчивость. Важным моментом считаю, чтобы начатое доделывалось до конца. Желание побегать мы компенсируем переменами и физкультминутками, но поставленная задача все равно должна быть решена. Бывают и слезы, об этом мы тоже много говорим, беседуем о дружбе и взаимопомощи.

- Я вспомнила свое детство: у нас были пластилиновые, рисованные, кукольные мультики, а сейчас все мультфильмы компьютерные. А в каких техниках мультипликации ребятишки учатся у Вас?

- Мы знакомимся с техникой пластилиновой анимации, предметной анимации, когда мы, например, снимаем отдельные кадры, складывая конструктор, и после монтажа кажется, что конструктор сам собирается. Есть песочная анимация, ну, и основная техника – это перекладка, используем для этого самодельный фон и бумажных героев.

- Я взрослый человек, но мне самой захотелось к Вам на занятия. Родители Ваших учеников, наверно, тоже участвуют как-то?

- С родителями поддерживаю хороший контакт, обычно проводим мастер-классы для родителей и воспитателей. Мы освоили работу по видеоконференции, и тут родители уже не остались в стороне, потому что груз выполнения некоторых заданий лег на родителей. Также мы с родителями проводим совместные занятия, мастер-классы, чаще это подготовка к праздникам, например, изготовление открыток.

- Какое оборудование появилось в студии благодаря проекту?

- Наш проект выиграл областной конкурс, и в рамках программы «От идеи до воплощения» мы приобрели оборудование на 155 тысяч рублей: ноутбук, два съемочных стола с веб-камерами для работы в технике перекладки, круглый стол-манеж для объемной мультипликации и документ-камеру. Десять тысяч рублей нам помогли собрать жители поселка, 30 тысяч рублей нам любезно предоставили предприниматели – В.В. Малышев, П.В. Черепанов, С.В. Куляшов и П.Д. Смагин. Создание мультфильмов не требует больших затрат, здесь нужно немножко фантазировать и чуточку мастерить, а не умеешь мастерить, значит, снимай предметную анимацию, поэтому здесь каждый находит себя.

- Расскажите немножко о себе.

- Стаж у меня уже 28 лет, всю жизнь проработала в ЦДО. Закончила Красноуфимский педколледж и Уральский педагогический университет. Люблю свою работу и детей. На занятиях редко поправляю ребенка, стараюсь его вести, подсказать, направить. Мне помнится мой педагог из детства, и я стараюсь также своих ребят учить. Без внимания нельзя оставлять ни одну работу, похвалить нужно обязательно и подсказать, что исправить, тоже нужно обязательно. Правда, была у меня одна девочка, которая отвечала мне: «Я – художник, я так вижу». Ее мнение тоже заслуживает уважения.

- Как Вы относитесь к своей работе?

- Отдыхаю с детьми и получаю удовольствие.

Уважаемые читатели, скажу так: Людмила Владимировна Куприянова дарит нашим детям огромный и красочный мир детства, где можно не просто фантазировать, но и реализовываться многогранно, где можно почувствовать себя немножко волшебником.

Татьяна ЖИДКИХ

Обновлено ( 08.04.2021 10:44 )