О.М. Мелехова

Танец - это самовыражение во времени и движении, в счастье и в печали

Все во Вселенной ритмично

Писательница Майя Ангелу сказала: «Все во Вселенной ритмично. Все танцует». И нельзя не согласиться с ней, наблюдая за расцветающими тюльпанами, порханием бабочек; за перекатами волн и серебристой лунной дорожкой, струящейся по глади ночного моря; за отбивающими степ дождинками…

Танец с древних времен сопровождает человека, являясь средством выражения чувств, ведь, проходя сквозь сердце, жизнь отражается в движениях. Тому доказательство - творчество великих танцоров Михаила Барышникова, Рудольфа Нуриева, Жозефины Бейкер, Марты Грэм… И не зря Фридрих Ницше заявил: «Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз».

«Шаг вперед и два назад»

Современная хореография является важнейшим аспектом эстетического воспитания - это волшебный мир красоты, движения, звуковых, световых красок, костюмов. Поэтому наши дети, тонко чувствующие мир, гармонично существующие в нем и пластически, стремятся приобщиться к искусству танца, что способствует формированию эстетической и художественной культуры личности.

В МАОУ АГО «ЦДО» под руководством О.М. Мелеховой успешно функционирует творческое объединение «Школа танца», открытое на базе Центра в 2013 году. Жители поселка полюбили танцевальный коллектив «Аллегро», становившийся участником и дипломантом районных, окружных и областных фестивалей и конкурсов: «Жемчужина танцпола» (г. Красноуфимск), «Стартинейджер», «Динамика», «Дыхание весны» (г. Заречный). Многие выпускники коллектива в дальнейшем связали свою жизнь с творчеством. Екатерина Козлова и Елизавета Шистерова окончили колледж искусств и культуры. Александр Малышев, будучи мастером спорта по акробатике, является одним из преподавателей сети школ и студий танцевального коллектива «Тодес». Вадим Кашин, Игорь Татауров, Дмитрий Брагин продолжают самостоятельно заниматься уличными танцами.

В настоящий момент в ЦДО сформированы коллективы «Задоринки», «Конфетти», «Цунами» и «Лицей», объединившие 67 детей. Мастерами танца здесь являются Максим Мокрушин, Ксения Кошеленко, Роман Буров, Егор Власов, Егор Шаров. Учащиеся не только постигают основы хореографии и приобретают навыки танцевальных движений, но и изучают историю танца, стили и направления народного, эстрадного, современного и уличного танцев, теории музыки, актерского мастерства. И все это позволяет юным танцорам выработать чувство ритма, получить хорошую растяжку, обрести пластичность и гибкость. Кроме того, танцы способствуют развитию творческого начала и художественного вкуса.

Настоящее образование - это умение хорошо петь и танцевать

Решать такие задачи под силу только творческому человеку, педагогу, влюбленному в искусство танца и детей. Ольга Михайловна с первого по восьмой класс была круглой отличницей. Предпочтение отдавала физике и математике, но при этом параллельно училась в музыкальной школе по классу баяна. Ее родственники по отцовской линии Павел Конев и Виктор Уткин хорошо владели музыкальными инструментами и пели.

А вот интерес к танцам возник благодаря конкурсам по аэробике, модному тогда направлению, которые проводила учительница физкультуры В.М. Самылова. Оля готовила команду, с которой выступали в школе и клубе. Чтобы научить других, она с удовольствием тренировалась сама, просматривая телевизионные комплексы аэробики и повторяя движения за ведущими. Нравилось ей заниматься и костюмами: шить яркие повязки, подбирать купальники, цветные гетры.

Педагоги музыкальной школы посоветовали Ольге продолжать музыкальное образование, поэтому она, окончив школу, поступила в Свердловское музыкально-эстетическое училище №2, выбрав специальность учителя музыки в школе и музыкального воспитателя в детском саду. Здесь она продолжала заниматься любимым делом, осваивала азы вальса и полонеза с кадетами Суворовского училища, которые совместно со студентками училища посещали танцевальный кружок. Ведь не зря Платон изрек: «Настоящее образование включает умение хорошо петь и танцевать».

Ольга Михайловна уже дипломированным специалистом в 1990 году начала работать учителем музыки в школе №1, вести классное руководство коррекционного класса. А еще три года преподавала в музыкальной школе. С собой из училища она привезла огромное количество слайдов и пластинок, которые были помощниками в интеграционных занятиях, на которых она проводила параллели с различными видами искусства. А еще на каждом уроке проводила физкультминутку в виде ритмики.

- Это было очень насыщенное время, - рассказывает Ольга Михайловна, - немереное количество часов я просидела с баяном под елкой. Начала посещать студию «Артист» под руководством Р.И. Андриянова, где с удовольствием пела. На подтанцовку начала приглашать девочек, а потом целенаправленно набрала танцевальную группу. Мой интерес поддержала художественный руководитель ДК им. Королева З.Н. Ватлина, и я начала трудиться руководителем танцевального кружка, который мы назвали «Аллегро».

В силу обстоятельств того времени Ольга Михайловна, чтобы сохранить «Аллегро» и иметь материальную базу, кочевала вместе с коллективом из одной организации в другую. Так она поработала в РДК, в Пристанинском клубе, где, кстати, выиграла федеральный грант. Открывала даже ИП по обслуживанию населения, где также преподавала танцы. Большую поддержку оказала директор лицея Ф.Ф. Бугуева, где в одном из помещений оборудовали танцевальный класс. При этом Ольга Михайловна училась заочно в УрГПУ на факультете «Хореографическое искусство». Неоднократно ставила танцы и со взрослыми коллективами (педагогами, работниками пожарной охраны) на производстве, готовя их к смотрам художественной самодеятельности.

А еще она посещала мастер-классы создателя одного из самых титулованных в России коллективов авторского театра танца Эксцентрик-балета С.В. Смирнова, который еще и был постановщиком танцев в коллективе «Рябинушка» при Дворце народного творчества «Уралмаш», где танцевала ее дочь. Полина с пяти лет являлась участницей танцевальных коллективов, следуя за мамой повсюду. Добилась неплохих результатов. Окончила хореографическое отделение эстетического колледжа с красным дипломом.

Лучше себя вчерашнего

Работа педагога-хореографа, создателя и постановщика сложна и ответственна. Хореограф в детском коллективе – прежде всего умный, знающий специалист, чуткий и справедливый воспитатель. Он должен быть душой коллектива и в то же время его совестью. На первом занятии Ольга Михайловна всегда задает детям вопрос:

- Для чего вы хотите научиться танцевать?

И зачастую слышит обескураживающий ее ответ:

- Для участия в конкурсах и побед!

Тогда она обращает внимание воспитанников к истокам танца, когда древние люди, прежде чем отправиться на охоту, совершали обряды, танцуя в одном ритме и наполняясь общей энергией, которая и помогала охоте стать успешной. Древний человек и радость выражал танцем.

- Танец, - утверждает Ольга Михайловна, - не должен существовать ради конкурса, не должен превращаться в спортивные состязания. Это источник радости и вдохновения! Своей сверзадачей считаю постановку тела человека. Это и здоровье, красота, уверенность, энергия, направленная на саморазвитие, реализация себя как личности.

Приходит ко мне ребенок с искаженной осанкой, я не «загоняю» его в конкурсный «стандарт» супертанцора, а мотивирую его двигаться относительно себя: не подражая кумирам, а прислушиваясь к себе, но при этом взяв за основу девиз: «Ты танцуешь лучше себя вчерашнего». И шаг за шагом мы добиваемся результата: спинка выравнивается, сутулость исчезает. Порой на это уходят годы. Такие успехи не отмечаются грамотами, но они являются приоритетными в моих педагогических целях.

Вот и получается, что «танец - это способ достичь красоты, владеть каждым мускулом и направлять его к счастью». (Морис Бежар)

Модель жизни, «ужатая» до движения и жеста

Танцевальные коллективы объединения «Школа танцев» используют в своих постановках различные направления: эстрадное, народно-стилизованное, уличное, свободную пластику. Но Ольге Михайловне больше нравится работать с фольклорным танцем. Она считает:

- Фольклор - это кладезь народной мудрости, тех знаний и ощущений, которых не хватает современному человеку для духовного развития и гармоничного существования в мире с природой и самим собой. Со стариной мы знакомимся на бегу, проходя мимо, а не проникая в глубину сокровищницы, дающей силу. Такой силой, к примеру, являются казачьи пляски. И вообще фольклорные танцы - это модель жизни, «ужатая» до движения и жеста.

Не зря считается, что первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе – это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания – это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Казалось бы, знай технику движений, композиционное построение, подбирай музыку, и все - танец готов. Но если ты профессиональный хореограф, то понимаешь, что постановка танца - мучительный момент, вершащийся «здесь» и «сейчас», в котором от жеста, как зерна, прорастает жизнь, в которой и раскрывается личность танцора.

Татьяна Костырева