Образование -
Образование
|
04.05.2023 16:26 |

Ракетомоделисты
12 апреля вся Россия, а также все дружественные нам страны отмечают День авиации и космонавтики. Это особенный день триумфа для нашей страны, которая открыла эпоху пилотируемых космических полетов. 12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли. Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. Имя Юрия Гагарина стало широко известно в мире, а сам первый космонавт досрочно получил звание майора и звание Героя Советского Союза.
Ежегодно ребята объединения «Авиаракетомоделирование» Центра дополнительного образования под руководством педагога дополнительного образования Александра Ивановича Онкина проводят акцию «12 апреля - 12 часов - 12 залпов ракет». На стадионе в центре поселка Арти юные ракетомоделисты ровно в 12 часов дня запустили 12 моделей ракет класса S 6А, которые сконструировали сами. Ракеты взлетели в небо, их полет символизировал подвиг Юрия Гагарина и гордость за нашу Родину, которая стала первой в освоении космоса.
С. МАКСУНОВА, методист ЦДО
|
Образование -
Образование
|
28.04.2023 10:16 |

Фидания Шайхуловна Бархаева Проснулся? Придумай причину для счастья!
Десять ее учеников – участники специальной
военной операции на Украине
Знаете ли вы, что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам учиться в школах было запрещено. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус! Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта. Мальчики после окончания древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум пять лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а, следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников. С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию. Учитель - это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом. В Год педагога и наставника продолжаем знакомить читателя с коллегами Пифагора, занимающимися обучением наших детей.
В 1975 году, году начала стройки века - Байкало-Амурской магистрали, 25 числа весеннего месяца мая, на следующий день после старта с Байконура корабля «Союз-18» с П.И. Климуком и В.И. Севастьяновым на борту, в деревне Артя-Шигири родилась девочка. Имя ей дали Фидания, что в переводе с татарского языка означает «самоотверженная, старательная и жертвующая собой». А в древнеримской мифологии это имя ассоциируется с плодородием и изобилием. Вместе со старшей дочерью Фиданией в семье росли сестра Рания и брат Ранис. На улице Молодежной, где прошло детство нашей героини, было три дома и 11 детей, которые и проводили время вместе: учились, трудились, росли. Старшие всегда помогали и опекали младших. Линизия Гайнановна Аптуллина, первая учительница, открывает дорожку в мир новых знаний и необычных впечатлений. Именно она прививает Фидании любовь к родному краю, к своему родному языку. А в 5 классе классная руководительница прививает любовь к труду. Под руководством Салихи Магамуровны Худайбердиной во время каникул, с согласия родителей, работали на ферме. На деньги, заработанные во время летнего труда, дети совершили поездки в Казань и Нижний Новгород. В 1990 году Фидания закончила 9 классов Артя-Шигиринской школы, а 9-11 классы - в Поташкинской школе, где в 1992 году и получила аттестат зрелости. Во время учебы она мечтала танцевать и поступила в Свердловское культпросветучилище на хореографическое отделение. Танцы были ее делом, но не самым главным. Учитель русского языка и литературы Людмила Павловна Цивилева в Фидании всегда видела педагога и посоветовала идти учиться профессии учителя. И Фидания Бархаева, а речь идет именно о ней, педагоге Артя-Шигиринской школы, сделала судьбоносный шаг в своей биографии. Она перевелась в Ирбитское педагогическое училище на специальность «педагог дошкольного образования», в котором и проучилась три года. Далее получила профессию педагога в Нижнетагильском педагогическом институте, который окончила в 2000 году. Училась Фидания в институте заочно, а уже с 21 ноября 1995 года работала в школе учителем русского языка и литературы. К окончанию института она уже имела 2 категорию и руководила классом. Плюс к этому занималась с детьми внеклассной работой и вела танцевальный кружок (школьные увлечения пригодились). Помимо творческой деятельности, в кружке занимались восстановлением традиций и обычаев своих предков, изучали историю татарского танца, проводили исследовательские работы. Я узнал, что татарский танец «Общий» очень похож на русскую кадриль. С 2005 года дети кружка изучают родословную своих семей, работают с библиотекой и знают свою родословную до 13 колена. Сие достойно есть для подрастающего поколения!
Мы разговаривали с Фиданией Шайхулловной в маленьком уютном классе школы с круглой печкой, и со стороны эта картина напоминала написание диктанта под чтение учителя полуседым учеником. Говорит Фидания четко, разборчиво, как, впрочем, и все преподаватели русского языка и литературы - я отчетливо улавливал приставки, суффиксы и окончания слов. Было слышно, например, что в слове в суффиксе не одна, а две буквы «н». После такой диктовки трудно плохо написать диктант. От Фидании я узнал, что в селе до сих пор жива традиция закреплять цветные платки на высокой сосне перед уходом в армию, что призывники и делают, стараясь повязать свой платок как можно выше. Такая сосна высится перед выездом из Артя-Шигирей.
Замуж Фидания Шайхулловна вышла в 1994 году за Владислава Бархаева и в 1995 году, перед окончанием института, родила дочь Яну. Поездки на сессию проходили уже при маленькой дочери, и это вдохновляло Фиданию на подвиги в учебе - она раньше всех сдавала сессии и экзамены и мчалась в домой к дочери и мужу. Сейчас Яна окончила педагогический колледж, институт, учится в магистратуре и трудится музыкальным руководителем в детском саду в Красноуфимске. Вторая дочь, Влада, родилась 3 сентября 2001 года, сейчас курсант Уральского юридического института при МВД по Свердловской области. Младшую дочь Фидании, которая родилась 6 февраля 2009 года, зовут Ландыш. Да, Ландыш, чему я был искренне удивлен. Выбор имени был между Чулпан, имени дочери Мусы Джалиля, и Ландыш. Семейный совет решил дать дочери имя Ландыш, в честь прекрасного цветка, означающего в переводе с латинского языка «лилия долин, цветущая в мае». Следует добавить, что семья Бархаевых построила свой дом, за что они благодарят своих родителей, а дети росли в семье приученными к труду, к традициям предков и уважению старших. Помогали матери в организации праздников села, сабантуев, восстановлении свадебных традиций татарского села. В 2017 году Фидания со своим коллективом «Очкын» («Искорка») отправляется в город Казань, куда их приглашают на съемку в передачу «Аулак ой», что в переводе означает «Вечерние посиделки» на Казанском телевидении.
В этом году Фидания Шайхулловна становится победителем конкурса «Учитель года» в районе. Затем было участие в областном конкурсе «Воспитать человека - 2023», в котором принимало участие 247 человек из 43 муниципальных образований. 8 Марта этого года были отобраны семь финалистов конкурса, и 23 марта в Полевском прошел финал. Конкурсантам нужно было представить видеовизитку, провести урок с учениками «Диалог культур народов России» и родительское собрание по теме «Семейные ценности – основа воспитания подрастающего поколения», показав свои секреты воспитания и умение работать с аудиторией. А потом уже была беседа с членами жюри конкурса. В конце мероприятия - томительное ожидание объявления победителей и призеров, которое началось с седьмого места. Когда уже было объявлен кандидат на четвертое место, Фидания и сопровождавшая ее завуч школы Лариса Александровна Белоногова, всегда верившая в нее, поняли, что они в тройке призеров. В результате у представителя нашего района третье место. А третье место в конкурсе дает право на соискание Губернаторской премии.
Хочу сказать читателю, что с древнегреческого языка имя Фидания переводится как «мудрость змеи». Наша землячка достигла значительных результатов, приобретя жизненный и педагогический опыт, без которых не бывает больших достижений. А еще информация к размышлению: десять учеников школы участвуют в СВО - ученики и учителя пишут им письма и собирают гуманитарную помощь, а во время пандемии дети Фидании Шайхулловны были волонтерами, помогая пожилому населению села. Дома у моей героини большое подсобное хозяйство, но она находит время для занятий тамбурной вышивкой и вышивкой бисером женского головного убора калфака. А еще я узнал, что в селах, даже на небольшом удалении друг от друга, в вышивке присутствует свой отличительный орнамент. Если Фидания вышивает на головном уборе калфак широко распространенные цветы тюльпаны, то уже в селе Уфа-Шигири вы встретите на калфаке подсолнухи. А еще: Фидания всегда говорит с улыбкой, так тоже надо уметь. Она, по-моему, из тех людей, которые, проснувшись, придумывают себе причину для счастья и живут, даря улыбку ближним.
К концу нашего разговора я вспомнил беседу с моим командиром роты перед увольнением в запас. Говорили мы на разные темы, и вдруг я понял, что передо мной до мозга костей военный человек, настоящий военный, кадровый военный. После разговора с Фиданией я понял, что передо мной настоящий педагог, кадровый педагог, дарящий всему миру свою очаровательную улыбку. Пока есть в селе такие преданные своей профессии люди, как Фидания Шайхулловна Бархаева, будет жить село. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».
Владимир ФЕФЕЛОВ
|
|
Образование -
Образование
|
21.04.2023 10:02 |

Оксана Сергеевна Неволина
Труд плюс талант – получится музыкант
«Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат.
Поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят.
Музыка – это поэзия и живопись, слитые воедино»
(Леонардо да Винчи)
Сегодня мы разговариваем с директором Артинской детской школы искусств Оксаной Сергеевной Неволиной. Разговор наш неспроста: 2023 год для ДШИ - юбилейный, школе исполняется 65 лет!
- Оксана Сергеевна, давайте вспомним первых руководителей. Ведь на их плечи легла очень трудная организационная работа.
- Открылась детская музыкальная школа в поселке Арти в далеком 1958 году. Школа была организована по инициативе заведующего районо Михаила Павловича Малыгина, человека высокообразованного и культурного. Основателями и первыми преподавателями музыкальной школы стали Л.И. Самылова и А.И. Терентьев. Изучались такие предметы, как инструмент, фортепиано, хор. Годы становления были очень сложными. У школы не было своего помещения, вместе с тем были проблемы с кадрами, инструментами и финансами.
Благодаря поддержке администрации района и родителей школа переехала в новое помещение с 15-ю учебными кабинетами и концертным залом. Создана хорошая материальная и методическая база. Присвоен статус – «Детская школа искусств».
Назову директоров: 1958-1965 – Л.И. Самылова; с 1958 по 1972 год пять человек исполняли обязанности директора; 1970-1978 – В.Н. Швецов; 1978-1983 – Л.И. Самылова; 1983-1990 – Т.Р. Шлевис; 1990-1992 – Л.Р. Истомина; 1992-1993 – Л.И. Самылова; 1993-2000 – Л.И. Малышева; 2001-2003 – Н.Л. Шатохина; 2003-2018 – И.Г. Трубеева. С 2018 года директором являюсь я.
- Сколько детей обучается в школе? И по каким программам?
- 232 ребенка. Реализуем дополнительные предпрофессиональные образовательные программы: «Фортепиано»; «Народные инструменты»; «Живопись»; а также общеразвивающую образовательную программу по направлениям: фортепиано; народные инструменты: домра, балалайка, гитара, баян; эстрадный вокал и живопись. Дети коллективно музицируют в академическом хоре, народном хоре, группе эстрадного вокала, оркестре народных инструментов, инструментальных ансамблях.
В 2018 году открылась образовательная программа по эстрадному вокалу (преподаватель С.Г. Пинчук). В 2019 году - отделение изобразительного искусства (И.А. Колпакова), а также с 2019 года ДШИ начала реализовывать образовательные программы для детей дошкольного возраста. В этом учебном году на таких образовательных программах обучается 30 детей в возрасте от четырех до семи лет.
Работают 20 преподавателей, 17 из которых – выпускники Артинской ДШИ. Шесть преподавателей имеют высшее профессиональное образование, 19 преподавателей имеют первую квалификационную категорию. Семь преподавателей-стажистов: Н.В. Степаненко – домра, балалайка (стаж около 40 лет); В.И. Бусыгина (более 50 лет), М.В. Кошкина (40 лет), М.А. Гордийчук (более 30 лет), Т.Р. Шлевис (более 40 лет) – преподаватели по классу фортепиано; Л.С. Юрина (около 50 лет), С.И. Бодунова (около 50 лет) – преподаватели по теоретическим дисциплинам.
В 2022 году к нам пришли два молодых специалиста, наши выпускники: Е.А. Панова – преподаватель по классу фортепиано, и А.А. Кустова – по теоретическим дисциплинам.
- Мы знаем из информаций в районной газете, от родителей учащихся, что школа принимает участие в самых различных конкурсах и проектах. Расскажите об этом.
- И это действительно так. Учащиеся и преподаватели школы активно участвуют в муниципальных, областных, региональных, всероссийских, международных конкурсах и получают дипломы всех степеней. За 2022 год у нас 137 наград, 122 учащихся приняли участие в конкурсах. В 2023 году тоже прошло уже много конкурсов, есть отличные результаты.
- Педагоги и ученики школы ведут большую просветительскую работу. Расскажите подробнее об этом.
- Концертно-просветительская деятельность нашей школы очень насыщена и разнообразна: участие во Всероссийских акциях: в муниципальных фестивалях; концерты к государственным праздникам, «Посвящение в музыканты», новогодние программы для учащихся и групп развития; лекция-беседа «Война глазами детей», тематические лекции-концерты для учащихся АСОШ №1 в рамках проекта «Разговоры о важном»; концерты, игровые программы для детей, посещающих летние оздоровительные лагеря. Проведены концерты классов преподавателей, хоровой концерт, отчетный концерт народного отделения, концерт выпускников народного отделения «Музыкального колледжа (училища) имени П.И. Чайковского» г. Екатеринбурга, в том числе выступали два наших выпускника - Родион Озорнин и Елизавета Печерских. Состоялся концерт лауреата всероссийских и международных конкурсов, преподавателя Екатеринбургской ДШИ №2 Дениса Кушнарева, он провел мастер-класс по классу баяна.
Также прошли выставки, мастер-классы по изобразительному искусству. Учащиеся посетили выставки в Артинском историческом музее, съездили в г. Красноуфимск на первый Всероссийский конкурс моделей одежды «Модистка».
Уже более 20 лет в нашем зале проходят концерты артистов Свердловской государственной филармонии. Коллектив ДШИ ежегодно участвует в «Кроссе наций», «Лыжне России», субботниках. Мы реализовали проект инициативного бюджетирования «Музыкальные инструменты талантливым детям». Были приобретены музыкальные инструменты: баян, два цифровых фортепиано, классическая гитара, три профессиональных студийных микрофона и четыре телескопические микрофонные стойки на общую сумму 547 тысяч рублей. Благодарим за помощь в реализации проекта администрацию округа, предпринимателей и родителей.
- Мы поняли, что школа достойно шла к своему юбилею. Когда же состоится официальное мероприятие?
- 22 апреля пройдет юбилейный концерт нашей школы. Приглашаем всех любителей, ценителей искусства, наших друзей, единомышленников.
Хочу поздравить свой коллектив, выпускников, учащихся, родителей, всех, кто так или иначе связан с Детской школой искусств. Желаю всем крепкого здоровья, творческих успехов, реализации всех проектов и идей, неиссякаемой энергии, побед, душевного равновесия, а в ваших семьях пусть царят гармония и любовь!
- Спасибо за рассказ. Поздравляем всех педагогов с юбилеем, а также всех бывших и настоящих учеников школы! Надеемся, что школа вырастит еще много талантливых музыкантов!
Татьяна ЧЕРЕПАНОВА
|
Образование -
Образование
|
14.04.2023 10:22 |
Победители конкурса "Живая классика"
СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ СЕРДЦЕМ
И ЖИЗНЬЮ
Помню, как стучало мое сердце, когда впервые открыла двери детской библиотеки. Мне, семилетней девочке, показалось, что я попала в таинственный мир: огромные стеллажи, толстые тома, о существовании которых я даже не подозревала. Много-много-много книг… И особый запах, тоже пропитанный тайной.
Помню первую книгу, взятую в библиотеке: на синем фоне - зебра. Это были стихи С. Маршака «Детки в клетке». А с какой гордостью я принесла эту книгу домой, листала и перелистывала страницы, словно продлевая радость сопричастности к неизведанному мною, но так влекущему миру литературы. Библиотека была для меня самым притягательным местом. До сих пор я храню в памяти не только обложки прочитанных мною книг, но и потрясающие ощущения, подаренные воображением.
Преследуя вместе с дошкольником Серпокрыловым песца, сбежавшего со зверофермы на Северный полюс, я ощущала необыкновенный морозный воздух, которым, как казалось, пропитана книга. И возьми сейчас к прочтению повесть Ю. Ковалева «Недопесок», я каждой клеткой прочувствую то, что прожило мое детское сердце. А «Динка» В. Осеевой, а «Васюткино озеро» В. Астафьева, а «Журавленок и молния» В. Крапивина… Сколько их было, чудесных книг в моем детстве, обогативших меня, открывших мир человеческих взаимоотношений, мир природы - мир, где не только радость, но и грусть. И этот огромный эмоциональный заряд побуждал к раскрытию чувств, к накоплению мудрости, которая по капельке заполняла сердце.
Винсент Ван Гог говорил: «Книга - это не только все произведения литературы, но также совесть, разум и искусство». Во все времена хорошая книга была источником нравственных ценностей, связующим звеном между сердцем и жизнью.
Книга – учитель, Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Книга - советчик,
Книга - разведчик,
Книга - активный борец и боец,
Книга - нетленная память и вечность.
Спутник планеты Земля, наконец…
(В. Боков)
ОЖИВШАЯ ЛИТЕРАТУРА НА СЦЕНЕ
Свою жизнь не мыслю без чтения, поэтому радуюсь каждой возможности встретиться с литературой, особенно ожившей на сцене, ну или, как в нашем случае - на празднике, которым стал муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», проходившем в уютном зале ЦДО.
Конкурсную программу открыла М.П. Зыкова, методист МКУ АГО «КЦССО», куратор муниципального этапа Всероссийского конкурса «Живая классика», сказавшая прекрасные слова о классической литературе, ее значении для подрастающего поколения.
16 конкурсантов из семи образовательных учреждений района представили свои творческие работы перед зрителями и членами жюри. На этот раз ими стали Г.А. Бусыгина, ветеран педагогического труда, Н.С. Козионова, учитель русского языка и литературы Сажинской СОШ, Е.М. Прибыткова, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Сказка», и я, как руководитель театральной студии «Радость» (ЦДО) и член Общественного совета ОМВД России по Артинскому району.
Всегда сложно оценивать детские выступления - все мы разные и чувствуем по-разному, а значит, видим и отражаем видение действительности через призму своей индивидуальности. С другой стороны, тем интереснее свежий взгляд, идея, которую преподносит конкурсант своим прочтением: ради чего я вышел на сцену, что хочу сказать зрителю выбранным сюжетом, о чем прошу задуматься?
Благодаря участникам на сцене ожили герои произведений В. Крапивина, Е. Пономаренко, Ю. Яковлева, Т. Петросян, Н. Думбадзе, С. Силина, В. Осеевой, В. Астафьева, С. Алексеевой, Р. Фраермана, Эдгара По, Д. Фоера. Юные чтецы постарались вложить все свои умения, чтобы образы стали яркими, а зрители получили эмоциональное удовольствие. При этом участники также демонстрировали свою эрудицию, красивую грамотную речь, выразительность дикции, четкое произнесение звуков в соответствии с нормами языка.
В результате победителями стали Мария Белкова (Артинский лицей), Екатерина Погудина (Березовская ООШ), Татьяна Сташкина (Барабинская ООШ). В отдельной номинации «Владислав Крапивин» (в рамках областного литературно-просветительского проекта «Год Владислава Крапивина») победила Ксения Шевалдина (Артинский лицей).
Мне, как специалисту в театральной сфере, хотелось бы также отметить выступление Елены Малышевой, рассказавшей отрывок из романа Джонатана Фоера «Жутко, громко и запредельно близко»; работу Егора Серебренникова, прочитавшего отрывок из повести В. Крапивина «Бабочка на штанге»; Даниила Белика, представившего сказку С. Силина «Везунчик». Да и в выступлении каждого конкурсанта была своя изюминка. Так что все участники стали победителями: кто-то в актерском мастерстве, кто-то в преодолении волнения, кто-то в знании текста… А в целом - праздник удался - все мы, собравшиеся на «Живой классике», любим литературу!
И мне лишь остается сказать словами Сергея Михалкова:
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Татьяна КОСТЫРЕВА
Фото автора
|
|