Продолжаем «артачиться», земляки?

Малая родина - места родные, древние, намоленные…

 

Заселяя Урал, русские передвигались с северо-запада Пермской губернии на юго-восток. Одним из первых русских поселений, возникших около 1700 года, было Сажино. Купив башкирские земли в 1753 году, А.С. Строганов построил на реке Арте мукомольную и пильную мельницы, желая закрепить землю на вечные времена. Так возникло поселение Верхние Арти.

Но почему же богатейший тогда Строганов не стал строить железоделательный завод, а продал землю купцу Лариону Лугинину? А дело в том, что на уральских заводах в то время было неспокойно, «роботные» люди волновались, началось пугачевское восстание (1773-1775 гг.) и район возле Красноуфимской крепости был как раз местом особых волнений: пугачевцы воевали вместе с восставшими башкирами во главе с Салаватом Юлаевым против царской власти.

Л. Лугинин начал строительство железоделательного завода. Заводская плотина, согласно Златоустовскому госархиву, была заложена в 1782 году. И первые жители будущего поселка появились именно тогда, и строили эту плотину местные жители из близлежащих деревень. Стройка шла по 12-14 часов в день и поэтому ходить обратно домой ежедневно они не могли. Естественно, что они строили землянки и избы возле плотины. Их-то и можно считать первыми поселенцами. Датой основания поселка Арти считается 3 августа 1783 года - начало строительства самого железоделательного завода.

О дате 1782 года мы узнаем со слов горного начальника Златоустовских заводов и директора Оружейной фабрики корпуса горных инженеров полковника Павла Петровича Аносова, который в сообщении Уральскому горному управлению 31 мая 1846 года писал: «Все участки земли, оспариваемые крестьянами у мастеровых, принадлежат даче Артинского завода с самого начала его устроения, с 1782 года, на земле, приобретенной у башкирцев еще Строгановым» (ГАСО, ф. 24, оп. 23, д. 6489, л. 387). Также в описи приема Артинского завода в казенное ведомство 17 июля 1799 года от купца Кнауфа записано: «заводская плотина длиною по фундаменту 121 сажен… построена в 1782 году между небольших гор по течению реки Арти» (ГАСО, ф. 24, оп. 2, д. 1944, л. 1-4).

Существуют разные мнения по поводу появления строителей нашего завода. Сам Л. Лугинин был родом из Тульской губернии, и мог бы привезти крестьян оттуда, однако это было крайне дорого. Мог также получить и приписных крестьян по царскому указу и выплачивать за них подати в казну, но к этому времени государственные крестьяне все уже были приписаны к другим казенным заводам. Видимо, на стройку могли прибыть вольные крестьяне из окрестных поселений и наняться на работу. Но горнозаводчики на Урале предпочитали нанимать за очень низкую плату беглых крестьян и каторжников, «гулящих» людей, коих в уральских лесах было очень много.

ПОЧЕМУ «АРТИ»?

Происхождение географических названий – это большая и очень интересная тема. Многие названия рек, сел и деревень давались по именам, фамилии или роду первопоселенцев или знати. Земли издавна принадлежали башкирам, а более ранними поселенцами здесь были татары, которые селились вдоль Уфы. До татар и башкир здесь жили вогулы. Марийцы в своих переселениях шли через Уфу на будущие артинские земли. Марийское поселение Курки - одно из самых старых поселений пришлых на эти земли людей, еще «дорусских».

И. Хамзин предположил, что название «Арти» тоже является названием от чьего-то имени. Трудно теперь сказать чьим – татарским, марийским или башкирским. У марийцев есть имена Арни, Пати, Арий. Но это только предположение. Хотя марийский писатель Илья Васильев считает, что совпадений со словом «арти, артя» в марийском языке нет.

Река Артя – капризная, и в тюркском языке есть слово «артау», что означает «своенравный, непокорный». На старых картах река Артя писалась, как «Арта» («Ленинский путь» от 03.02.1979).

После постройки завода эти земли стали называть Артинский завод, в 1811 году, когда завод продали государственному банку, он стал казенным и получил название Артинской дачи, но до двадцатых годов 20 века сохранялось название Артинский завод. Ну, а позже, для простоты употребления сократили до Арти. Одно время даже встречалось «Артинск».

Местные жители всегда произносили название с ударением на второй слог, и в слове «артинский» тоже, но прижилось все же с ударением на первый слог.

ПОСЕЛОК РОС, КАК НА ДРОЖЖАХ

В конце 17 века в Артинском заводе насчитывалось десять господских домов, 283 избы, 144 бани, проживало около 1100 человек. Каждый взрослый житель мужского пола имел около 16 десятин земли (приблизительно 17,5 гектара). Наличие бани в то время считалось признаком достатка. В 1786 году был построен медицинский госпиталь на 15 коек. 1792 год – начато строительство двупрестольного храма. С 1796 года ее стали именовать Введенской церковью, а в советское время разрушили.

После покупки завода купцом А. Кнауфом на заводе в 1809 году внедряется косное производство. И к 1822 году численность населения поселка увеличивается более чем в два раза – 2831 человек, из них 907 мужчин и 1924 женщины.

Чтобы обеспечить подготовку мастеровых для завода, начальник Златоустовского горного округа приказал открыть мужское училище.

В 1860 году домов числилось 722, из них 15 каменных и население увеличилось до 4000 человек.

В 19 веке широко распространилось кустарное производство, а во второй его половине в Артях стали регулярно проводить ярмарки на территории заводской площади, ныне это стадион. Приезжали сотни подвод с соседних сел, волостей и даже губерний.

В 1893 году в поселке появился телеграф и было открыто телеграфное сообщение Артинский завод – Михайловский завод с выходом на город Златоуст.

Наступил бурный 20 век… Февральская революция зашумела в поселке массовыми демонстрациями и митингами. Эсеры с большевиками наделали много смуты в умах людей, но все пережито и преодолено.

Прошло 269 лет с тех пор, как первозданную тишину нарушил стук топора строгановских рабочих на речке Артя. Теперь поселок живет современной жизнью при этом храня добрую память о своей насыщенной истории.

КРАСИВЫЕ ЖЕНСКИЕ ИМЕНА У НАШИХ БАБУШЕК

В «ревизских сказках» (подворной переписи населения) в Артинском казенном заводе за 1834 год можно прочитать около пятидесяти разных женских имен: чаще всего называли девочек Просковьей и Анной, потом Евдокия, Мария, Матрена, Татьяна, Марфа, Агафья, Пелагея, Дарья, Катерина, Устинья, Февронья, Неонила, Настасья, Варвара, Домна, Василиса, Фекла, Феодосия и Ангелина. Изредка встречалось Маремьяна, Епистимия, Феодора и Мавра. Где-то в начале 20 века начали входить в моду такие имена, как Ольга, Тамара, Зоя, Галина, Клавдия и Валентина.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Введенская церковь в центре Артей и церковь на Базарной площади напротив дома управителя (ныне стадион) были разрушены в годы советской власти. В наиболее приметных местах и по холмам вокруг поселения имелись кресты, к которым в дни праздников совершались крестные ходы.

У креста на Красной горке в начале старой Михайловской дороги собирались 22 мая в Николин день. К другому кресту на Красной горке совершали крестный ход 27 августа на Успение Пресвятой Богородицы. К кресту на Карзинской дороге приходили 2 августа. К кресту на выезде в сторону Поташки крестный ход совершался 21 июля в Прокопьев день. У часовенки возле Теплого ключа на речке Чекмаш проходила служба в Троицу и в Духов день. К кресту на Симинчинской горе у начала дороги на Красноуфимск собирались в праздник Преображения Господня 19 августа. В большинстве сел были кресты. Все они были деревянные и ныне не сохранились.

Не зря было столько священных мест в Артях, может быть, стоит вернуть на намоленные места кресты? Русь жива, пока возводит храмы, и в них живет молитва.

Татьяна ЕФИМОВА, использованы материалы из архива Д.П. Баушева

 

 

31 июля - День Военно-морского флота