Тому, кто встает раньше всех, на заре, кто кормит и держит животных в тепле

Спортсменки, глазастые кокетки, попрошайки, крутолобые забияки - и все это телочки!

Профессия животновода, пожалуй, одна из самых уважаемых и в то же время самых трудоемких. Не каждый может выдержать строгий распорядок трудового дня, проводя большую часть времени на ферме, встречая там рассветы и закаты, поэтому сейчас молодежь туда стремится мало, и основной костяк коллектива животноводов составляют опытные, проверенные кадры, такие, как супруги Шевченко.

Каждый сельский житель знает, как важно вырастить здоровый молодняк. От этого зависят и рост поголовья, и продуктивность животных в будущем. Наталья Ивановна и Александр Владимирович выращивают телят от двух месяцев до девяти, добиваясь хороших результатов (средний суточный привес 850-900 граммов).

Удивляет то, что супруги много лет проработали в сфере торговли. Наталья Ивановна, уроженка Верхнего Бардыма, окончив школу, поступила в Красноуфимское железнодорожное училище, где приобрела профессию повара. Затем трудилась поваром в Симинчинской столовой и в одном из городских кафе. В 2007 году окончила курсы продавцов и семь лет работала по этой специальности в одной из торговых сетей г. Екатеринбурга, где и произошло знакомство с ее будущим мужем.

Александр Владимирович родился и жил в Екатеринбурге. До армии (служил во Внутренних Войсках) работал на автомойке, после - комплектовщиком на складе сети магазинов, в магазине промышленной группы товаров экспедитором и охранником.

В 2017 году супругам пришлось уехать из города - заболела мама Натальи. Благо, что оба любили природу, и особого дискомфорта не испытали. Обзавелись домашним хозяйством: бычками, курами-несушками, бройлерами; посадили плодовые деревья. Сейчас домашними питомцами также являются две собаки и семь кошек - это «зверинец» Александра.

Сердобольный мужчина рассказывает:

- Жалею животных - все хотят жить! Кошки у нас сиамской породы - наши, доморощенные. Правда есть среди них вислоухий котик, которого я принес с фермы, выкормил из пипетки.

Летом все свободное время супруги проводят в лесу, собирая землянику и грибы. А еще оба любят рыбалку.

Наталья Ивановна, отработав уже здесь год продавцом в торговой сети, решила попробовать себя в качестве животновода и в 2018 году устроилась на Манчажскую МТФ. Здесь ей сразу доверили маленьких двухнедельных телят. Вот как об этом рассказывает телятница:

- Работа на ферме не пугала - в детстве я помогала маме Тамаре Ивановне Яндышевой, проработавшей всю жизнь свинаркой в Бардымском совхозе. Придешь, бывало, из школы, портфель бросишь и бежишь на ферму. Любила я маленьких поросяток! А телята те же дети: забавные, трогательные. Уткнутся мордами тебе в подол - ищут ласки. А то начнут хвататься за пальцы, принимая их за соски. Словом, без телячьих нежностей в нашем деле не обойдешься.

А телятница растит маленьких питомцев, Теплотой души их грея – чем она не солнце?

Александр Владимирович, хотя и трудился в ООО «Русское поле» (выращивал и перебирал картофель), частенько бывал в телятнике и помогал жене, а потом и совсем перешел работать на ферму.

Сейчас под началом супругов Шевченко 350 телок. Это восемь клеток по 10-25 голов в корпусе и два пригона на улице. Александр Владимирович рассказывает:

- В телятнике мы уже в пять утра. И только появляемся в корпусе, как наши «девчонки» встречают нас громким радостным мычанием. Начинаем чистить клетки, закидывать опил; разводим сухое молоко и поим телят, раздаем муку. В команде с нами трудится скотник А.А. Липатников. Он завозит опил и силос, вывозит объеди, подгребает корм в пригонах на улице. Затем вместе с ветврачом лечим больных телочек, помогаем ставить прививки.

Кто-то может подумать, что ухаживать за телятами - дело нехитрое, но тяжелый физический труд, затрачиваемый на них, измеряется не часами, и, кроме того, от человека, выращивающего животных, требуется особенно любовное отношение к делу, внимательный глаз и ласковые руки. Супругам Шевченко это удается.

- Вечером мы снова в телятнике, - подхватывает разговор Наталья Ивановна, - да и вообще стараемся в чужие руки своих подопечных не отдавать - на больничный уходим редко. Ведь если не знать особенности каждого теленка, то можно слабенького перепоить, и у него начнется нарушение пищеварения, или молоко приготовить не той температуры. Одно халатное кормление может отразиться на росте и развитии теленка.

Телята, что малые дети, они чувствуют твое настроение, всегда отзывчивы на ласку, требуют постоянного внимания и ухода. Если вдруг захворают, смотрят такими жалобными глазами, что душа заходится. А еще наши телята разные. Иной раз подбираешь силос, а ласковые телочки лижут твои руки влажными, шершавыми языками. А если прозеваешь, когда спортсменки начнут свои спортивные тренировки, то лови их потом по корпусу - перепрыгивают через изгородь. Есть и скромницы, и глазастые кокетки, и крутолобые забияки, и попрошайки.

Вот и получается, что с одной стороны, общение с телятами поднимает настроение, а с другой, конечно же, требует больших сил и ответственности. Но если уж пришли на ферму, как супруги Шевченко, то работа становится образом жизни и огромной привязанностью к животным, что только и позволяет вырастить из беспомощного теленка высокопродуктивную корову.

Да и разве оставишь коров? Как они без меня!

Не менее ответственен труд доярок. Обычно принято писать о передовиках производства, тех, кто добился высоких надоев, но сегодня мы поговорим о деятельности животновода, чей труд не измеряется в литрах молока, но влияет на сохранение продуктивности коров и последующую лактацию, о доярке санитарной группы Е.Ф. Фаязовой.

Елена Фархутдиновна так же, как многие сельские ребятишки, детство провела на ферме, где трудились доярами и мама, и папа. Вспоминается ей, как коровы мирно жевали сено, иногда мычали, словно желая ей рассказать о чем-то хорошем. Она гладила их, угощала краюшкой хлеба. Помнит, как впервые подцепила доильный аппарат, как радовалась мерному звуку работающих механизмов. Учась в старших классах, в летние месяцы Елена самостоятельно подменяла доярок, уходящих в отпуск.

Римма и Фархутдин Габдрахмановы, родители Елены, всю жизнь проработали на ферме. И за все годы работы не оставляли буренушек без своего присмотра, и дочку наделили чувством ответственности, без которого труд животновода немыслим.

Когда Елена узнала, что я собираюсь о ней писать, удивилась безмерно и засмущалась: «Обычная работа! Ничего особенного я не делаю - тружусь, как все». И мне вспомнились строки:

И встречи живым предисловьем

Сквозь гулкий парной полумрак

Доносятся вздохи коровьи
И звяканье налитых фляг.

Улыбки - почти виноваты.

Никто бы так больше не мог,
Как женщины 
в серых халатах,

В тяжелой резине сапог!

- В санитарной группе содержится около сорока голов, - рассказывает Елена Фархутдиновна. - Здесь происходит постоянное движение животных. Чаще всего к нам попадают коровы с маститом. Он опасен тем, что может поразить животное в любое время года и в любом состоянии: в запуске, в период лактации, после отела. Вместе с ветеринарным санитаром И.А. Трифоновой мы ежедневно осматриваем коров, проводим лечение. Четыре дня ставим антибиотики, затем еще четыре дня корова находится на «выстойке» - ждем, когда молоко очистится от лекарства. Н.Г. Золина, учетчик по молоку, производит анализ молока на наличие антибиотика.

Всех своих подопечных жалею - страдают от боли и температуры. С каждой ласково разговариваю, пока бережно и осторожно наношу мазь на вымя и массажирую. В санитарной группе без любви к животным нельзя - забота и доброе отношение помогают коровам быстрее выздороветь.

Ежедневно сердобольная доярка в пять утра уже на ферме: чистит, доит - некогда присесть, но работа ей нравится.

- Я ведь в школе занималась легкой атлетикой, - улыбаясь, признается Елена Фархутдиновна, - так что выносливая! Окончив девять классов, поступила в Ачитское училище и получила специальность повар-продавец. Но, получив диплом, в 1999 году все же устроилась на ферму, где все родное, привычное и знакомое. После рождения сыновей Эльдара и Эмиля три года работала продавцом, а потом вновь вернулась на ферму, где меня поставили на группу первотелок и назначили подменной дояркой. Теперь я уже не представляю себя в другой профессии. Да и разве оставишь коров? Как они без меня!

Татьяна Костырева