Екатерина Васильевна Кургузова


За каждым из нас стоит семь поколений, а это 128 человек:

64 мужчины и 64 женщины

 

БЕЛАЯ СКАТЕРТЬ ПРЕДКОВ - ХОЛСТ ДЛЯ АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ

Все знают, что абстракционизм - это направление живописи, отвергающее реалистичное изображение объектов и явлений. Художники-абстракционисты экспериментируют с формой, цветом и линиями, акцентируя внимание на поиске внутренних закономерностей постижения мира. Их основная идея - поиск и передача гармонии окружающего мира. Абстракционисты, стремящиеся вызвать своими творениями эмоции, считают, что картины не нужно анализировать - их необходимо прочувствовать.

Знаменитыми представителями абстракционизма являются П. Клее, Ф. Купка, П. Мондриан, К. Малевич, М. Ларионов, Н. Гончарова… Павел Филонов, лидер авангардистского движения в России, называл себя художником-исследователем. Он, познавая мир, по-своему «прочитывал» исторические события, явления окружающего мира. По-своему познает мир и художница Е.В. Кургузова, пытающаяся через живопись изучать влияние рода на формирование личности и то, как складывается судьба человека в контексте родовых связей. Не зря ее персональная выставка картин, прошедшая в Сажинском доме культуры в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств», называлась «ДНК рода». Екатерина Васильевна объясняет:

- За каждым из нас стоит семь поколений, а это 128 человек (64 мужчины и 64 женщины). Если присмотреться, то можно заметить, что такое генеалогическое древо выглядит как птица с расправленными крыльями, поэтому мы оформили фотозону с перьями, где каждое перо - предок. Наши предки переживали важные, судьбоносные для всего рода события, заряженные на эмоции, испытывали сильные чувства и принимали решения в непростых ситуациях. Также в фотозоне расположены облака, как эгрегоры села, где каждый подпитывает свои корни силой рода, поэтому нам так дорога малая родина.

Одним из направлений абстракционизма является цвет, где художники работают с оттенками, комбинируя их между собой. С их помощью им удается передать эмоции. Так, Маркуса Ротковича называли основоположником живописи цветового поля, где оттенки - главный объект полотна. Выделяется и минимализм - на полотне отсутствуют отсылки к привычным объектам. Если в картине нет бидона и яблока, то ты выходишь на свои чувства. Смотришь в момент и начинаешь чувствовать. По этой же причине я не даю названий своим картинам, чтобы не привязывать к образу, а дать возможность зрителю увидеть свое и прожить свои чувства.

И, чтобы зрители, пришедшие на выставку, смогли связать мои картины с размышлениями о роде, во время просмотра звучала аудиозапись, где голос Вселенной спрашивал: «Были ли в вашем роду врачи, педагоги, хлеборобы…? Какими талантами обладали ваши предки? Что в дар вы приняли от них?» Искусство всегда основано на нравственных ценностях. Художник-абстракционист Василий Кандинский даже создал трактат «О духовном в искусстве».

Помимо этого, при входе каждый мог выбрать конверт с понравившейся цветной лентой на нем. Так мы раскрывали психологию цвета - в конверте находились разъяснения сильных черт характера. Ваш цвет - это не обязательно тот, что преобладает в вашем гардеробе, или тот, в который вы из года в год красите стены в квартире. Чтобы определить свой цвет, следует прислушаться к себе. Вспомнить, глядя на какие оттенки вы вдохновляетесь. Тот цвет, который вы представляете в своих мечтах, и определяет ваш характер.

Таким образом, совокупность искусства и психологии поможет каждому почувствовать связь со своим родом и благодарность ему.

Для меня выставка - это еще и осознание того, что талант - это тоже дар предков и его нельзя использовать только для себя. Это как с нарядной белой скатертью, которую достают из сундука только по праздникам. А почему бы не стелить ее каждый день, преобразуя серую действительность в ежедневную радость и эстетическое наслаждение?

ДАРЫ РОДА - ДАРЫ СУДЬБЫ

Екатерина Васильевна родилась в 1987 году в семье Шаровых, проживающих в Сажино. Детство мамы, Ирины Николаевны, прошло в п. Чары Сосьвинского района, куда ее родители переехали из Чувашии, где проживали в маленькой деревне. Отец, Николай Кузьмич Кокшин, служил прапорщиком при колонии-поселении, а мама, Людмила Григорьевна, трудилась учителем русского языка и литературы.

- Бабушка, - утверждает Екатерина Васильевна, - первая в нашем роду по женской линии, кто из избушки с соломенной крышей смогла получить высшее образование. Она открыла всем женщинам в роду дорогу к знаниям, показав, что мы можем не только стоять у печи и корыта, жать серпом, но и быть интеллигентными и образованными. А вот предки- мужчины по линии моей мамы были врачами, а один даже занимался селекцией хвойных деревьев. Много читали, имели домашние библиотеки, поэтому и мы любим книги.

Судьбу моей мамы предопределила карта Свердловской области, - продолжает рассказ художница, - когда пришло время выбирать для нее учебное заведение, бабушка просто наугад выбрала точку, которой оказался Красноуфимск, куда мама и уехала, поступив в аграрный техникум на зоотехнический факультет. Там же встретилась с папой, Василием Ивановичем, учившимся на автомеханика. Они поженились и приехали в Сажино, где мама сначала трудилась зоотехником, а потом ее пригласили в школу преподавать черчение, им она владела в совершенстве.

Интересными людьми были дедушка и бабушка со стороны папы. Дед, Иван Иванович, получил два высших образования. Любил математику. Он являлся парторгом совхоза «Ударник». Он много души вкладывал в воспитание Катюшки, которая часто оставалась с ним: сочинял для нее стихи, читал книги, пел песни на немецком языке.

- Прадедушка моего отца, - добавляет Екатерина Васильевна, - Иван Андреевич Шаров, был искусным ремесленником – столяром, вырезал причудливые узоры по дереву, мастерил различные предметы. И я переняла от него желание мастерить руками - одно время увлекалась декором бутылок. Веранду я приспособила под рабочее место, а на двери написала «Мастерская». Здесь я красила стеклянные бутылки масляной краской для пола или эмалью. Пока краска не высохла, приклеивала на поверхность бутылки различные семена и зерна, сухие цветы и листья, перья.

Бабушка, Клара Григорьевна, трудилась бухгалтером на пекарне. Катя много времени проводила с ней - ей нравилось наблюдать за тем, как в огромных чанах месят тесто, как его закладывают в формы, как густо и ароматно пахло свежевыпеченным хлебом. Пекари всегда угощали девочку горячим хлебом, с которым непременно давали кружку молока. С бабушкой она ходила и на службы в церковь. Пока бабушка молилась, Катя подсаживалась к книжным полкам, брала «Жития святых» и читала.

Будучи в детском саду, Катя сторонилась шумных игр со сверстниками. Воспитательница специально для нее приносила листы, на которых были изображены принцессы. Катя с удовольствием их раскрашивала, а потом и сама начала рисовать девочек, придумывая для них разнообразные наряды. Дома также сидела часами и рисовала принцесс в больших бухгалтерских тетрадях, которые ей давала бабушка. Поэтому, когда Кате исполнилось восемь лет, бабушка поставила перед ней швейную машинку и сказала: «Шей!» И Катя начала шить куклам платья, вытаскав из сундуков и комодов все запасы ткани. Она и на выпускной сшила себе нарядное платье.

Когда Кате исполнилось 12 лет, родители приняли решение развестись, что тяжело отразилось на детях (у Екатерины есть младшая сестра Мария). Мама с дочерьми переехала к своим родителям в Серов. Через два года Катя вернулась в Сажино к отцу, где начала заниматься хозяйством: выращивала бройлеров, овощи; занималась заготовками.

ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К СЕБЕ

По окончании 11 класса Екатерина поступила в УрГПУ на факультет «Институт социального образования». Во время учебы студенты посещали колонии для несовершеннолетних, детские дома, коррекционные школы. Наблюдали, как устроены учреждения, общались с воспитанниками. Вся их деятельность была направлена на приобретение умений оказывать социально-психологическую помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Но прежде, чем прийти в школу, Екатерина Васильевна попробовала себя в сфере бизнеса: являлась специалистом по согласованию планировок, а потом и начальником службы заказчика в архитектурно-строительной компании; агентом по недвижимости; управляющей в салоне красоты; мастером педикюра и маникюра собственного салона, открытого вместе с мужем.

Судьбоносная встреча с Вячеславом Юрьевичем произошла во время поездки в Башкирию на озеро Асликуль, находящееся недалеко от г. Давлеканово, где впоследствии супруги проживут три года, пока не примут решение обосноваться в Екатеринбурге, а потом и устроить жизнь в Сажино.

Кургузовы, занимаясь бизнесом, много учились, развиваясь творчески. Так прошли курсы по актерскому мастерству и фильмейкингу, организованные Свердловской киностудией, где была отснята пилотная серия их проекта. Вячеслав начал писать сценарии и пьесы, одну из них отправил даже в «Коляда-театр».

Екатерина писала картины. Как-то в 2010 году друг, Антон Киров, задал ей вопрос: «О чем ты мечтала в детстве?» Катя ответила: «Писать картины!» Но тут же нашла оправдание, мол, нет денег (на тот момент), возможностей. Тогда Антон дал ей тысячу рублей: «Купи кисти, краску, мольберт - реализуй мечту!» Но она нашла этим деньгам другое применение. И лишь спустя время, проходя мимо магазина «Художник», она все же зашла и приобрела все необходимое. И перед чистым холстом вдруг поняла: «Рисую любовь!» Почему-то появились маленькие-маленькие желтые штрихи, сгруппировавшиеся в воронку… Ее любовь прорывалась яркими красками: изумрудными, огненными, синими… Много картин она подарила, считая, что ей необходимо отработать ту тысячу, которую дала ей Вселенная через Антона, как путь к творчеству, а значит - путь к себе.

Путь к себе и позвал успешную бизнес-леди на малую родину - землю предков.

- Я поняла, - признается Екатерина Васильевна, - что потратила слишком много времени на зарабатывание денег и остро почувствовала, что хочу послужить людям. Свое служение вижу в работе с сельскими детьми, поэтому устроилась в школу педагогом-психологом. Помню свою учительницу рисования И.А. Масленникову, видевшую во мне творческий потенциал, помогавшую мне через особые техники развивать его. Я тоже вижу таланты в учениках и хочу помочь им реализовать себя. Организация выставки - это тоже опыт. Дети никогда не сталкивались с абстрактной живописью, и в их жизнь врывается творчество - происходит трансформация. Я привлекаю учащихся школы к изготовлению объектов фотозон, рассказываю и показываю на практике, как можно реализовать собственный проект, который может проложить путь в удивительный мир познания себя, своих возможностей. Ну, а главное, выставка должна натолкнуть на мысль о благодарности роду, родному селу, от чего мы неотделимы.

Таким образом, супруги Кургузовы, «обнулив» себя полностью, начали новую жизнь. Вячеслав Юрьевич, работая в магазине тракторных частей, пишет литературные произведения, а Екатерина Васильевна проявляет свой род в картинах, благодаря тем самым прадедов за их таланты, их опыт, ставшими для нее дарами, которыми она делится с людьми. Супруги воспитывают и собственных детей - Прасковью и Тихона в традициях, заложенных родом, в уважении и благодарности к предкам.

Также супруги внедряют в жизнь открытие творческой лаборатории по фильмейкингу для детей и молодежи. Уже есть помещение, закупается оборудование.

- Фильмейкинг - не просто метод общения, - говорит Екатерина Васильевна, - это способ социализации, воплощение желания самореализоваться, продемонстрировать глубину своей личности.

А не это ли смысл человеческой жизни? Познавать себя в контексте своего рода - увлекательнейший путь. И кто следует по нему - счастлив!

Татьяна КОСТЫРЕВА