Анатолий Иванович Ткач

Я с интересом рассматриваю картины, созданные человеком без специального образования, но с увлечением рисовавшим всю жизнь. Вспомним слова Пабло Пикассо: «Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». А.И. Ткачу, жителю д. Конёво, в какой-то мере это удалось.

Анатолий Иванович родился в 1949 году в г. Артёмовске Луганской области. Рос слабым ребёнком, поэтому из города на свежий воздух и коровье молоко его отправили к бабушке Антонине в д. Ольшана. Бабушка прошла всю войну. Была связной у партизан. Дед Игнат, превосходный врач, дошёл с санбатом до Польши, где и погиб. В землянку, где он лечил раненых, попал вражеский снаряд. Отец, Иван Игнатьевич, прошёл через концлагеря, чудом оставшись в живых. Пленных освободили американцы.

Маленький Толя испытывал тягу к рисованию. Рассматривая учебники бабушкиного сына, дяди Василия, преобразовывал портреты знаменитостей: подрисовывал химическим карандашом усы, пышную шевелюру, в общем, по его мнению, подправлял недостатки, делая лица более красивыми. За что ему здорово попадало.

Там, в деревне, Толе нравилась река. А, когда Василий бросил племянника на глубину с целью обучения плаванию, Толя, пересилив страх, научился плавать и полюбил стихию воды. Он начал грезить мореходкой и путешествиями.

Подошло время учиться, и находчивый «художник» вернулся в город к родителям. В школе он с удовольствием занимался оформительской работой, выпуская стенгазеты. А ещё много рисовал в альбоме акварельными красками, которые покупал себе сам. С трепетным чувством вспоминает, как всем классом ходили на экскурсии по музеям. Там-то он и познакомился с творчеством Репина, Шишкина, Брюллова. Особым потрясением для него стали картины И. Айвазовского.

В школе Анатолий активно занимался ещё и спортом: вольной борьбой, боксом, лёгкой атлетикой. Окончив восемь классов, устраивается во Дворец культуры художником-оформителем. А в 1966 году поступает в Луганское культпросветучилище на киномеханический факультет.

В 1968 году волею судьбы оказывается в г. Николаеве (центре судостроения), пытается попасть в мореходное училище, но не проходит медкомиссию по зрению и поступает в художественное училище, но пытливому юноше становится скучно, и он бросает учёбу. «Не мог я долго усидеть на одном месте, - рассказывает Анатолий Иванович, - такие, как я, открывали острова».

Помотало его по жизни изрядно. Где только не побывал, кем только не поработал. Рыбачил на малом рыболовецком траулере. Дважды тонул, но чудом спасался. Трудился на различных заводах, изготовляя турбины для самолётов, цемент, кирпич. Был киномехаником, сучкорубом, выращивал арбузы, ухаживал за норками в зверосовхозе, расписывал стены детского сада…

И даже учился в Московском сельскохозяйственном техникуме на агронома. В Москве он продолжал ходить по художественным музеям, всё более укрепляясь в любви к Айвазовскому, морю и желанию запечатлеть на полотне стихию воды.

Практически все картины Анатолия Ивановича - это пейзажи, где есть река. В его доме на стене висит огромная картина с изображением моря и скал.

- Люблю воду, - делится художник, - это моя стихия. Нет ничего красивее в мире. Вода - это совокупность тысячи оттенков цвета: лунное сияние, бегущее по глади водного полотна; солнечные лучи, рассыпавшиеся мириадами в водяной толще; грозовые тучи в ярости волны…

Чтобы передать сходство с настоящей рекой, настоящим морем, необходимо обладать необыкновенным видением и памятью. Здесь я обращусь к И.К. Айвазовскому, сказавшему: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Художник должен запоминать их. Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью».

Анатолий Иванович записывает в специальной тетради мысли, складывающиеся в замысел, а потом пробует воплотить его на полотне. По словам моего героя, процесс этот долгий и мучительный. Картина должна дышать жизнью. Об этом очень хорошо сказал А.Н. Толстой: «Наблюдательные щупальца художника прикасаются ко множеству как бы бессмысленно разбросанных вещей. Затем в какую-то одну из минут глубокого волнения перед его взором встает единое целое: творческая идея; все предметы его наблюдения приобретают огромный смысл; волевым порывом он соединяет эти предметы в единое тело, цементируя их живой влагой своих пристрастий, оживляя огнем своей личности».

Анатолий Иванович дарит свои картины родственникам, близким, друзьям. Он не помнит, сколько картин написано за всю жизнь. Многие из них остались в тех местах, где он жил и трудился. Как-то в подарок верующей женщине создал картину с библейским сюжетом: Иисус, идущий по воде. Она отдала её священнику.

Прочитав историческую повесть о Евпатии Коловрате, потрясённый его мужеством, силой и любовью к родной земле, написал картину, где изображена битва Евпатия и русских воинов с татаро-монгольскими завоевателями. Эта картина очень нравится сыну Тарасу. А всего у Анатолия Ивановича четверо детей и семь внуков.

С женой, Ниной Алексеевной, познакомился в то время, когда приехал в составе группы рабочих «Уралмашзавода» в Барабинский совхоз на уборку картошки. Директор совхоза, видя в нём организаторские способности, уговорил остаться.

Так путешественник и осел в здешних краях. Работал бригадиром полеводов, а в Конёво - бригадиром животноводов.

У каждого из нас свой путь, свои увлечения и пристрастия. Сегодня мы познакомились с одним из художников-любителей, который, преодолев немало испытаний на своём жизненном пути, научился видеть общечеловеческие ценности, и, утверждая их в своём творчестве, приносит людям радость общения с прекрасным.

Татьяна Костырева