Коллектив Н.А. Патрунова, О.П. Мусихина, Н.Ю. Федосеева, А.А. Изгагина


Не «над» детьми, не «вместо» них, а «вместе с ними»

 

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? С ДЕТСКОГО САДА!

В центре маленькой деревни Токари возвышается большое современное двухэтажное здание - это детский сад, в котором навсегда поселилось детство.

Что такое детский сад?

Это дом для ребят,

Это дом для души,

Где играют малыши!

Дошкольный период - один из самых важных, если не самый важный в развитии ребенка. Академик Л.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Для деревенской детворы, да и их родителей детсад стал центром образования, культуры, творческого развития и духовно-нравственного воспитания. Здесь формируются первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой родине, своему Отечеству.

Каждый понедельник воспитанники разновозрастной группы (дети с трех до семи лет) «Мультяшки» прослушивают и поют гимн Российской Федерации, а на тематических занятиях знакомятся с символикой государства, ее значением для страны и народа. В направлении патриотического воспитания также проходят познавательные мероприятия, дающие представления о городах и регионах нашей страны, об истории и славных победах, народном творчестве и традициях.

А чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, необходимо и самим приложить свои силы к становлению ее могущества, поэтому воспитатели активизируют в детях желание участия в общественных мероприятиях. Ни один деревенский праздник не проходит без выступления малышей. Они же становятся активными участниками субботников по уборке мусора на территории своего сада и улиц.

Летом на участке разбиты яркие пышные цветники - общая заслуга сотрудников, воспитанников и родителей; зимой - красуются снежные фигуры, а огромные окна здания преобразуются в стеклянные полотна с забавными новогодними пейзажами. А сколько душевных праздников устраивается для бабушек и дедушек, мам и пап!

КТО НАС ПОУТРУ ВСТРЕЧАЕТ? НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ? НА ПРОГУЛКУ КТО ВЫВОДИТ? КТО ЗАНЯТИЯ ПРОВОДИТ?

Стены детского сада оформлены  стендами, отражающими жизнь дошкольного учреждения, здесь постоянно сменяют друг друга выставки детских рисунков. Радуют глаз уголки нравственно-патриотического воспитания. Лестничные пролеты украшают сказочные сюжеты.  В группе и спальне свое ощущение красоты и уюта. Кругом чистота и порядок, это огромная заслуга младшего воспитателя Н.Ю. Федосеевой.

На пищеблоке вкусно готовит супы, котлетки и запеканки повар А.В. Мугдасимова, а в кухонных работах ей помогает О.П. Мусихина. За здоровьем детей помогает следить фельдшер В.А. Мезина. Сторожами являются В.Г. Кондрашин, В.А. Федосеев, Т.В. Федосеева. Воспитателем трудится Н.А. Патрунова.

Молодой и энергичный коллектив работает дружно и сплоченно, создавая комфортные условия для пребывания детей в детском саду, их развития и творческой реализации. К.Д. Ушинский утверждал: «Многое, конечно, значит дух заведения, но этот дух живет не в стенах, а в характере воспитателей, и оттуда переходит в характер воспитанников». Главное, чтобы каждый педагог осознал свою роль и место в воспитании, чтобы он был не «над» детьми, не «вместо» них, а «вместе с ними».

Вот как о роли педагога дошкольного образования рассказывает старший воспитатель А.А. Изгагина:

- Необходимо любить! Любить жизнь, любить профессию, любить детей! В каждом ребенке видеть присущее ему, что составляет его индивидуальность, через что он может чувствовать себя счастливым. Но при этом для меня красной линией в воспитании являются слова великого советского педагога В.А. Сухомлинского: «Ребенок должен понимать три вещи: можно, нельзя, надо». Ребенок должен понимать, что он живет в обществе, среди других людей, поэтому необходимо соблюдать требования, принятые в данном обществе. Ребенок должен уметь быть внимательным, добрым, готовым придти на помощь. Необходимо учить детей радоваться чужим радостям и победам, сопереживать чужим неприятностям и огорчениям. С каждым годом ребенок все дальше от детства. Но доброта и честность, заложенные воспитателем, оживают в нем».

А еще Василий Александрович говорил: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его сердце и разум из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

- Мне важно, - продолжает Анастасия Алексеевна, - вселить в каждого маленького человечка веру в себя, в свои силы. Я не требую от детей того, что они не в силах сделать - рисуй так, как можешь, лепи так, как можешь - все это твои шедевры, поэтому всегда прошу родителей не выполнять за детей их задания. Правильные, похожие на действительность, рисунки родителей вредны. Они красивее детских закорючек, но они убивают в детях веру в свои возможности. Пусть сейчас закорючки, но с каждым разом они будут отшлифовываться и отображать мир более понятно, при этом не стирая особого видения и чувствования.

МЫ ВЫБЕГАЕМ С ОБРУЧАМИ ИЗ ДРОВЯНИКА,

А СТАРУШКИ НАМ АПЛОДИРУЮТ

А.А. Изгагина родилась в Токарях в 1991 году. Отец, Алексей Петрович, профессиональный механизатор, трудился трактористом и комбайнером. За успехи в работе награжден медалью «За трудовую доблесть», отмечен бронзовой медалью ВДНХ СССР, знаками «Золотой колос» и «Мастер-умелец». Анастасия Алексеевна вспоминает:

- С пяти лет папа брал меня с собой на поля. Мне нравилось сидеть с ним в кабине, ощущать запах мазута и наблюдать за процессом, особенно любила комбайны и жатву. Благодаря папе полюбила технику, сама управляла Т-150. А позже освоила и автомобиль - имею права. Папа - добрейшей души человек, ответственный и трудолюбивый. Благодаря ему я полюбила наши бескрайние поля, знаю цену колосу и крестьянскому труду.

Мама, Любовь Викторовна, родилась в городе и училась на повара, но, приехав вслед за мужем в деревню, посвятила себя животноводству - работала дояркой, помощником ветврача.

- Мама у нас строгая, требовательная, - рассказывает Анастасия Алексеевна, - несмотря на то, что весь день проводила на ферме, держала хозяйство в идеальном порядке, а дома всегда царили уют и теплая атмосфера. В семье нас родилось четверо: Юлия, Елена, я и Алексей - всех согревала заботой, а какие вкусные пироги пекла!

Помимо того, что Настя росла в многодетной семье, ее детство прошло в окружении многочисленной деревенской ребятни. Сестра Елена любила организовывать концерты, собирая вокруг себя юных гимнасток, фокусников, чтецов, певцов и танцоров. Сценой служила полянка перед дровяником, двери которого завешивались огромным пододеяльником, служившим занавесом.

- Помню, - признается Анастасия Алексеевна, - как выбегаем с девчонками из дровяника и выкатываем обручи, а на нас смотрят и аплодируют старушки, сидящие на пеньках. Так здорово было! А еще мы с подружками Катей Просвирниной, Таней Золиной, Настей Тереховой любили играть с младенчиками - нам доверяли покатать коляску, понянчиться. Мы учили малышей кататься на велосипеде.

Когда я начала ходить в школу, то мне понравился процесс обучения, и я перенесла его в свои игры. В пространство под домом натаскала автомобильных покрышек, устроив из них столы и стулья, позвала весь околоток детей, рассадила и начала обучать математике. Доской служила бетонная стена. До сих пор на ней сохранились решения примеров, написанные мелом. Школьные годы подарили мне еще двух подруг - Машу Просвирнину и Наташу Федосееву (моя опора по сей день).

Именно в школьные годы Анастасия Алексеевна открыла в себе любовь к рисованию, а все благодаря учительнице А.В. Михайловой, которая посмотрела на ее рисунок, где был изображен Незнайка в огромной шляпе, идущий по улице Цветочного города, и, не скрывая восхищения, похвалила. Эта похвала осталась в памяти, как урок - хвали детей, замечай хорошее, развивай то, к чему тянется детская душа. Анастасия Алексеевна и по сей день рисует и тяготеет к творчеству. Окончив девять классов, она поступила на специальность «Оператор по обработке перевозочных документов» Железнодорожного училища г. Красноуфимска, но волею судьбы работать по специальности не пришлось - в 2012 году устроилась в Манчажский детсад младшим воспитателем. Быстро выполнив свою работу, Анастасия усаживалась на стульчик и наблюдала, как воспитатель Ю.А. Тункина проводит занятие с малышами: клеит, лепит, рисует, мастерит поделки… И тут к ней начали приходить мысли, а что если и ей попробовать так же?

В 2013 году в Токарях восстановили детский сад, а в 2016 году Анастасия Алексеевна устраивается туда младшим воспитателем. Оканчивает курсы «Методика и педагогика дошкольного образования» и переводится в воспитатели, а в 2019 году назначается на должность старшего воспитателя. В этом году ей предстоит защита дипломной работы – заканчивает заочно факультет «Институт общественных наук» УрГПУ, осваивая направление «Социальная работа».

Нужно отметить, что Анастасия Алексеевна воспитывает сына Ивана, который является смыслом ее жизни, советчиком и помощником в делах детства. Также она является молодым специалистом, на которого распространяется господдержка.

МЫ ТАКИЕ ФАНТАЗЕРЫ:

ПО «ПРИДУМКАМ» МЫ ПРИЗЕРЫ

Но вернемся к образовательному процессу. Современный детский сад - это пространство для больших возможностей. Он должен постоянно развиваться и идти в ногу со временем, поэтому воспитатели используют новаторские идеи и инновационные технологии. Это наличие предметно-развивающей  среды, в которой  дошкольники вовлекаются в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Работа ДОУ строится на использовании новых учебных планов и вариативных программ.

Анастасия Алексеевна рассказывает:

- Я работаю по программе «Нестандартные техники рисования в условиях реализации ФГОС». Все мы знаем, что речь закладывается на кончиках пальцев, поэтому мы развиваем мелкую моторику, мастеря поделки. Так «припорашиваем» рисунок на зимнюю тему снегом при помощи манки и соли. Изготовляем печать из сырой картошки, вырезая из нее контур самолетика. Потом окунаем ее в краску и ставим отпечатки самолета на бумагу. Из стружек желтого карандаша создаем пшеничное поле. Применяю в своей деятельности и нейро-упражнения, являющиеся гимнастикой мозга. Еще я веду кружок дополнительного образования «Фантазеры». Да много чего, все не перечислишь.

- Наш образовательный процесс, - продолжает старший воспитатель, - это общая работа. Много интересных идей внедряет Надежда Александровна Патрунова - она в совершенстве владеет лепкой и создает с ребятами пластилиновые шедевры, развивая воображение и фантазию. Мы с ребятами ходим в осенний лес, где наблюдаем за явлениями природы, восхищаясь яркими красками, танцуя в листопаде, собирая разноцветные листья, шишки, желуди, из которых мастерим поделки, создавая из природного материалы новые образы и открывая детям удивительный мир творчества. А сколько мы читаем стихов, рассказов, сказок! Большое внимание уделяем театральной деятельности, погружая воспитанников в кукольный театр.

Благодарю я и родителей, с которыми мы тесно взаимодействуем: устраиваем праздники, облагораживаем территорию… Хочется пожелать всем нам - коллективу и родителям - сохранить дух семьи и атмосферу добра в доме счастливого детства!

Татьяна КОСТЫРЕВА