Александр Анатольевич Истомин

Шоферское братство

Всем, кто родился, вырос и всю жизнь прожил

в деревне, посвящается

Этот день в народе называют как День автомобилиста (или День шофера). Как понятно из названия, главными героями этого праздника являются профессиональные водители - люди, управляющие грузовиками, автобусами, трамваями, троллейбусами, такси и так далее. Кроме того, принято поздравлять и всех, кто занимается сервисным обслуживанием транспортных средств и их производством: шиномонтажников, автослесарей, механиков, автомобильных инженеров и конструкторов, руководителей и сотрудников транспортных предприятий. По данным Росстата, по автодорогам страны перевозится 67% всех российских грузов. Профессиональных водителей на 2023 год в России насчитывается более 5 миллионов человек, или 7% от численности всех трудоспособных людей страны. Для информации сообщу читателю, что на втором месте находится профессия продавца - 6,8% от всех работников, на третьем месте учителя школ - их насчитывается 2 млн. человек или 2,8%. На данный момент дефицит профессии водителя составляет 27%.

3 ноября 1954 года, когда Указом Президиума Верховного Совета Крымская область была передана Украине, и первый эшелон увозил добровольцев в казахстанские степи на освоение целинных и залежных земель, в семье Анатолия Андреевича и Раисы Федоровны Истоминых, жителей села Старые Арти, работавших в совхозе «Искра», родился сын Александр. Вместе с ним в семье воспитывались младшие сыновья Геннадий 1958 года рождения и Андрей 1961 года рождения. Рос Александр в компании деревенских мальчишек, совмещая учебу в школе и детские забавы на улице. Обучался он с первого по четвертый класс в одноэтажной школе напротив конторы совхоза, называемой в народе «поповской». С пятого по восьмой класс обучение проходило в двухэтажной деревянной восьмилетней Староартинской школе. Здесь же пришло увлечение спортом, и в этом немалая заслуга преподавателя физического воспитания школы и наставника молодежи Ивана Михайловича Власова. Александр играл в футбол, волейбол, зимой гонялся на лыжах. В 1971 году он получил свидетельство об образовании по окончании 8 классов и уехал в Красноуфимское СПТУ №11 учиться специальности слесаря-водителя. В 1972 году Александр призвался в ряды действующей армии и служил в Группе Советских войск в Германии, куда, как известно, попадали лучшие юноши страны. Служба проходила на острове в городе Вердере, земли Бранденбург, близ Потсдама, где наши воины проводили испытания водоплавающей инженерной техники.

Вернулся Александр из рядов Советской Армии в 1974 году, и началась долгая трудовая водительская жизнь. В совхозе «Искра» он получил бензовоз ГАЗ-51, и четыре года возил горюче-смазочные материалы на полевые станы и в бригады полеводов совхоза. Каждый день это сотни километров с Красноуфимской нефтебазы по полям совхоза и на заправочную станцию, в дождь и снежные бури, летом и зимой. Совхозы в то время работали в напряженном трудовом ритме, обеспечивая страну сельскохозяйственной продукцией, и все трудоспособные жители села весь световой день были заняты созиданием. Умели работать, умели и отдыхать. Какие массовые мероприятия в деревне устраивались после окончания посевной кампании, уборки урожая! Массовые гуляния с концертами и спортивными соревнованиями. Несмотря на плотный график, Александр активно занимался спортом, играя в футбол и волейбол за команды села. Он отыграл несколько игр за «Труд», сборную района по футболу.

В 1977 году Александр перешел во вновь созданную Артинскую автобазу на автомашину ЗИЛ-133, а с приходом новых машин КаМАЗ, выпуск которых начался в 1976 году, колесил по дорогам на КаМАЗе с полуприцепом. Через десять лет он трудился на такой же машине в ПМК-17, а потом на КаМАЗе-самосвале и принимал участие в строительстве плотин на прудах в Поташке, Сухановке, Сенной, Селянино и Соколятах. Возил стройматериал Александр и на строительство автодороги Бардым-Селянино и Манчаж-Селянино. С 1996 года Александр водил КаМАЗ-прицеп в Артинском Агроснабе, доставляя в район автозапчасти к сельскохозяйственной технике. После 2001 года он работал у частных предпринимателей на автомашинах иностранных марок на перевозке вагончиков и модуль-блоков временных жилищ для строителей и вахтовых рабочих на север и в сибирские районы страны. Везли в те же районы и трубы для трубопроводов развивающейся нефтяной и газовой промышленности.

Прекратил свою тяжелую водительскую жизнь, намотав под своими колесами сотни тысяч километров и доставив мегатонны грузов, Александр в прошлом году и активно занялся своими увлечениями - охотой и рыбалкой. Он все сделал в своей жизни правильно: построил просторный дом, вырастил сыновей и воспитал дочь, и деревьев в его усадьбе много. Сын Сергей 1971 года рождения работает в Полевском на трубном заводе инженером-конструктором, второй сын Юрий, 45 лет от роду работает тоже водителем в Екатеринбурге на легковой машине. Дочь Лариса 1981 года рождения обучает детей в Староартинской школе. Жена Александра Елена Николаевна работала воспитателем, а затем заведующей детским садом села Старые Арти. Организовывала она и работу Стадухинского детского сада.

Мы прощались с Александром у его омываемой осенним дождем личной машины на улице, а я гордо держал пакет со свежими окунями, выловленными им накануне. На прощание он подал мне огромную ладонь своей руки, в которую уместились обе мои ладошки. Глядя на седеющие волосы и атлетическую фигуру Александра, я подумал: «Такие люди труда - вечны». Александр - яркий представитель одной из многих трудовых династий села Старые Арти. Я знаю его с юношеских лет и в преддверии его 69-летия желаю ему богатырского здоровья.

Поздравляю Александра, а с ним и все шоферское братство нашего района с Днем автомобилиста. Пусть для тех, кто в пути, дорога будет гладкой и ровной, а на пути пусть всегда горит зеленый огонек светофора! Пусть погода в душе будет всегда солнечной! Пусть дома всегда ждут и встречают с любовью! Желаю, чтобы никогда не было желания остановиться, но тормоза работали всегда! А еще здоровья, благосостояния, внимания и простого человеческого счастья! С праздником, капитаны российских дорог!

 

Владимир ФЕФЕЛОВ


Обновлено ( 26.10.2023 11:29 )