Эдуард Шляпников

«Война ваши судьбы задела»

Пусть не в меня в прямом бою

Вонзался штык чужой огранки,

Прошли сквозь молодость мою

Года тяжелые, как танки.

О, трудный марш очередей

За хлебом, клеклым от бурьяна,

И над молчаньем площадей

Суровый голос Левитана...

А дети в ватничках худых,

А вдов опущенные плечи!

Нет горше будней фронтовых,

Но эти – вряд ли были легче…

(Людмила Татьяничева)

В комнате Эдуарда Валентиновича Шляпникова висит большой портрет мужчины в офицерской форме. Это отец моего героя – Валентин Александрович Шляпников, замполит одной из воинских частей в Белоруссии в предвоенную пору. Семья Шляпниковых жила в Киеве, на Крещатике. Когда началась Великая Отечественная война, майор Шляпников был на учениях под Харьковом. Официальная версия его гибели – «пропал без вести».

Недавно в архивных документах Эдуард Валентинович отыскал скупые строки того горестного момента: «Когда немцы бомбили станцию Лозовую, где советские бойцы проходили учения, последние бросились к реке, где и были расстреляны».

Сослуживцы Шляпникова успели отправить его жену Зою Александровну и двоих детей: семилетнего Юру и четырехлетнего Эдика - на родину жены в п. Арти Свердловской области к матери и бабушке Анне Николаевне Ершовой.

Эдик учился в Артинской средней школе №1. Затем поступил в Михайловское профтехучилище, где получил специальность «слесарь по ремонту оборудования».

Работать начал в Нижнем Тагиле, на громком предприятии - НТМК (металлургическом комбинате), где выпускались товары широкого потребления: подносы, бидоны, чашки, ложки. Эдуард Шляпников в течение года ремонтировал станки. Трудился с удовольствием и всегда помнил, что под Нижним Тагилом есть поселок Баранчинский – родина отца. Шел 1952 год.

А затем молодой человек ушел в армию. 3,5 года служил в Польше. Специальность – радист первого класса, воинское звание – сержант. Эдуард Валентинович гордится значком «Отличник Советской Армии».

- Именно в армии у меня появился интерес к жизни, - рассказывает Эдуард Валентинович. – Оказывается, я все понимаю: математику, физику, химию, тригонометрию. Хотя в школе учился плохо.

«Сына нет без отчей тени», - писал Евгений Евтушенко. Отец тоже бы гордился умницей сыном, в которого война врезалась острым углом.

Золотой ключик

В часы тревоги и сомненья,

Когда томят немые сны,

Не думай, будто вдохновенье

Вдруг прилетит со стороны.

Оно не сказочная птица,

Поющая у ясных вод,

А искра, что в кремне таится

И твоего удара ждет.

(Николай Рыленков)

Профессия «слесарь» для Эдуарда Шляпникова стала золотым ключиком, которым он открывал свою счастливую судьбу.

После армии Шляпников устроился на Артинский завод. Вначале в шестой, ремонтный цех. Затем перешел в первый цех. Работники отдела механизации заметили способного парня и нацелили его на поступление в монтажно-строительный техникум.

После окончания техникума Эдуард Валентиновича Шляпников зачислен в штат отдела механизации, где он проработал 30 лет в должности инженера-конструктора!

Его коллеги - Г.Н. Веневцев, В.И. Гаврилик, К.Г. Бурова, Н.М. Щепочкина.

Затем Шляпников заочно заканчивает Свердловский сельскохозяйственный институт (факультет - механизация сельского хозяйства).

Этот звездный период предприятия в целом отражен в книге о нашем заводе «Единственный в стране»:

«В 1982 году сбылась давняя мечта косников о замене последних молотов – рычажно-хвостовых – на операции постановки обуха косы, которая дольше других не поддавалась нововведениям, наконец-таки сдалась под напором творческой мысли группы рационализаторов. В эту группу входили заместитель начальника цеха В.Г. Мангилев, механик В.М. Ильин, технологи А.Г. Бусыгин, П.П. Малышев, конструктор (затем ведущий конструктор – авт.) Э.В. Шляпников, рабочий Л.А. Антипов.

5 апреля 1983 года последний деревянный молот, который служил людям более 170 лет, с почестями был отправлен в музей. Только за 1982 год на производстве кос освободились от ручного труда около ста человек, среди них 30 женщин».

Кроме того, в арсенале творческой группы Шляпникова следующие изобретения: подающий манипулятор, приемный манипулятор, станок обрезки полотна косы, установка мойки, сушки, отпуска кос, пневматическая дупфмашинка (цех №1); станки заточки ножей, станок очистки квадратных труб, станок шлифовки разливательной ложки, станок шлифовки кастрюли, станок закатки заклепок ручек (цех №3).

А также: станок сверления серпных ручек, агрегат сверления и проколки ручек, копировально-фрезерный станок (цех №8). А еще: шестиметровый распиловочный станок, станок для производства вентиляторов, грузинская бензокоса консольная, агрегат покраски вил.

Некоторые разработки появлялись на свет по заданию администрации района. Цель их - улучшение условий труда рабочих.

Широта мышления, полет творческой мысли, трудолюбие группы Шляпникова впечатляют, не правда ли?! Данные проекты изготовляли в металле и воплощали в жизнь рабочие цеха №16. Эдуарду Валентиновичу запомнилась командировка в Грузию.

Вдохновению Шляпникова не было предела. Не заметил, как вышел на заслуженный отдых. Все думал: «Как я буду жить без кульмана, без чертежей?»

Общественно-политический строй в стране уже сменился, и Эдуард Валентинович услышал в свой адрес страшные слова: «Работы для Вас нет».

А он устроился рядовым слесарем в шестой цех и после пенсии трудился на заводе еще десять лет!

- Работал только руками, получал громадное удовольствие – и никакой ответственности!

Такому радостному восприятию жизни можно только позавидовать. Трудовой стаж нашего героя более пятидесяти лет. Его портрет висел на заводской Доске почета. А почетных грамот не счесть.

На него, человека гармоничного, в 70-е годы прошлого века произвела неизгладимое впечатление работа на комбайне в совхозе «Артинский»: «Все крутится-вертится… Механизаторы жнут пшеницу чуть ли не до утра. Десять комбайнов, сверкая в темноте огоньками, идут по широкому полю в ряд – красиво! А я, в плане помощи сельскому хозяйству, закончил при заводе курсы «Тракторы и автомобили», восстановил брошенный комбайн и тоже встал в строй. Директором совхоза тогда работал А.В. Баринов. За долгие годы на жизнь насмотрелся: и тяжело было, и удивительного много!

Вспоминается один случай. Мужики Волковского отделения убирали зерновые до утра. Устали. Осталось убрать одно поле. «Вези ящик водки», - сказали они управляющему отделением. А он не привез. К утру поле завалило снегом. Надо понимать людей.

Раньше увлекался фотографией. Люблю природу. Выращиваю картошку, на машине, которой тридцать первый год, езжу в Барабу и ловлю карпов. Ремонтирую машину сам».

Личная жизнь у Эдуарда Валентиновича также сложилась. Он женился на красивой девушке с русой косой по имени Тамара.

Нам, артинским женщинам, Тамара Кирилловна знакома как замечательный закройщик. Т.К. Шляпникова трудилась технологом, директором Артинской службы быта. У Тамары Кирилловны - человека, любящего прекрасное, свое увлечение. Она выращивает пионы, розы, гладиолусы, ромашки.

Супруги Шляпниковы – дети войны, ветераны труда.

Прожив вместе в любви и согласии 50 лет, они вырастили сына и дочь. Андрей закончил строительный факультет УПИ. Светлана работает продавцом в кафетерии нашего поселка.

Татьяна Дюбина

Фото из семейного архива Шляпниковых