Авторизация



ПОДПИСКА

Вы можете выписать газету в формате ПДФ.
Цена подписки 300 рублей на полгода. 
Подписаться можно в редакции. 
Справки по тел.

2-13-36.


ОСТОРОЖНО, МОШЕННИКИ!!!

Видео

Видео 1



Читатель комментирует:
Афиша

Познавательная программа из цикла «Живая старина», 0+

Онлайн-челлендж «Танцуй со мной», 6+

Спортивная программа «Только вперед!» 0+

Спектакль «Волк, лиса и новогодние чудеса», 0+

Онлайн-кинопрограмма «Загадалки», 0+

Онлайн-выставка декоративно-прикладного творчества «Сияние Рождественской звезды». 0+

Развлекательная программа «Чудеса на Рождество», 0+

Рождественский онлайн-концерт воскресных школ «Свет рождественской звезды», 0+

Литературная онлайн-страничка «Рождество в каждом доме», 0+

Игровая программа «Новогодние забавы», 0+

Онлайн-флэшмоб благодарности «Спасибо», 6+

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки «Сотвори чудо», 0+

Мастер-класс «Мастерим всей семьей: изготовление Мандалы», 0+

Развлекательная онлайн-программа «Новый год отметим вместе – танцем, юмором и песней!», 6+

С 17 января онлайн-фотовыставка новогодних интерьеров «Праздник в каждом уголке», 6+


Страница ВК: https://vk.com/ckdintarti

Страница в одноклассниках: https://ok.ru/group/59688513569004

Сайт: https://arti-ckdint.ru/


Продолжает работу выставка декоративно-прикладного творчества «Здравствуй, праздник Новый год». 0+

Продолжает работу фотовыставка «Новогодний позитив». 0+


Парк имени 1 Мая, режим работы: с 12:00 до 18:00. Пн – выходной. 0+


Кинозал «Луч»


Сеансы смотрите на сайте https://arti-ckdint.ru/kinozal-luch.html


Справки по тел.: 2-23-43, касса.

Поделиться
Лента новостей
Образование
4 декабря - День рождения Артинского района PDF Печать E-mail
Образование - Образование
03.12.2020 09:51

Даниил - лауреат Губернаторской премии


Артинский агропромышленный техникум вновь вошел в число образовательных организаций области, в стенах которых обучаются самые лучшие студенты! И этот факт ежегодно подтверждается: Юлия Горнушкина (2014 год), Елена Глазырина (2016 год), Александр Юртаев (2018 год), Любовь Минина и Любовь Шарова (2019 год) – вот далеко не полный за историю техникума список стипендиатов Губернатора Свердловской области «За успехи в освоении рабочей профессии»!

В 2020 году Указом Губернатора от 23 октября 2020 года №584-УГ этого звания удостоены 50 студентов средних специальных учебных заведений региона. Среди них и наш земляк - Даниил Алексеев, третьекурсник Артинского агропромышленного техникума по специальности «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве».

Традиционно этой награды удостаиваются те молодые люди, которые учатся только на «отлично» и имеют выдающиеся достижения в творческой, спортивной, общественной или научной деятельности.

Как удалось стать губернаторским стипендиатом и что для этого нужно сделать? С такими вопросами мы обратились к самому Даниилу.

- До поступления в техникум я девять лет проучился в Свердловской школе, где моими любимыми предметами были физкультура и технология. Выбор учебного заведения и своей будущей профессии сделал осознанно. Техникум был расположен ближе к дому, не хотелось уезжать далеко от родных.

До последнего времени я и не мечтал о получении этой стипендии. Просто старался все два года учиться на «отлично», стремился к получению знаний, активно участвовал в международных, всероссийских и региональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, занимая в том числе и призовые места. Думаю, что именно поэтому и был выдвинут на соискание губернаторской стипендии.

Зная, что Даниил трудолюбивый и целеустремлённый молодой человек, мы поинтересовались у него, какую свою самую сильную сторону он может назвать?

- Я не поддаюсь на провокации групп людей и отдельных личностей – это и помогает мне быть сильным и уверенным в себе. Думаю, что именно школа научила меня никогда не сдаваться. Хотя есть и слабые места, над которыми мне еще предстоит работать. Это моя прямолинейность: говорю, как есть, и не думаю о последствиях. О чем иногда приходится сильно жалеть.

- Сейчас не модно говорить о кумирах, но всё же: кто является для тебя примером?

- В профессиональном плане – это, конечно же, мастер нашей группы, Алексей Юрьевич Мелехов. Именно он прививает нам любовь к будущей профессии и раскрывает ее секреты. С ним всегда интересно и на уроках, и во внеклассных делах. Нам повезло, что мы общаемся с настоящим профессионалом своего дела.

Сам Алексей Юрьевич так отзывается о своем ученике:

- С первых занятий увидел в нем перспективного парня. Он серьезный молодой человек и ко всем заданиям и поручениям относится ответственно. Вместе с ним мы участвовали в отборочном региональном чемпионате «Молодые профессионалы» («World-Skills Russia»), где Даниил уверенно выступил, выполнив задание по сборке сложной электрической цепи. После прохождения производственной практики на предприятии «Западные электросети» он имеет хорошие отзывы как ответственный и исполнительный работник, поэтому всегда получает отличные оценки.

Главными достижениями Даниила являются участие в областном студенческом конкурсе интересных фильмов «Скиф», посвященном Году памяти и славы (третье место), Всероссийской олимпиаде «Готов служить Отчизне!» (первое место), муниципальном конкурсе видеороликов и презентаций «Память, бережно хранимая», студенческой НПК по биологии (проект «Глобальные экологические проблемы. Исчезновение животных и растений»), районном конкурсе эссе «Моя профессия – самая лучшая!». По итогам 2019 года Даниил стал победителем конкурса «Лучший студент Артинского агропромышленного техникума».

В этом году Даниил заканчивает техникум, и, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, он, без сомнения, состоится как специалист, ведь первый шаг в профессию уже сделан.

Пример Даниила может служить ответом на вопрос, волнующий многих выпускников школ: уезжать учиться в город или оставаться в родном поселке и поступать в наш техникум. Скажем утвердительно: «Хорошие специалисты нужны везде! Но условия, созданные в техникуме, помогут быстро адаптироваться в профессиональной сфере и получить качественную подготовку в избранном направлении, не уезжая из дома». Не случайно примеру брата последовала и его младшая сестра Снежана, поступившая на обучение в техникум по специальности «Повар, кондитер».

Ну и, главный вопрос:

- На что ты планируешь потратить стипендию?

- Часть пойдет на приобретение автомобиля, а остальные средства я потрачу на обучение вождению.

Е. ЦАПЛИНА, педагог-организатор

ГАПОУ СО «Артинский агропромышленный техникум»




 
Сельский учитель PDF Печать E-mail
Образование - Образование
19.11.2020 11:22

Ильшат Ильясович Дусметов


Азигуловской школе повезло с учителем истории. Такое заключение делают и дети, и родители. Говорю это, потому что слышала массу хороших отзывов об учителе истории Ильшате Ильясовиче Дусметове. Все, о чем увидела, узнала, побывав в Азигулово, расскажу в этом материале.

Дом Ильшата Ильясовича очень красивый. Он перестроил, отремонтировал его сам так, как хотел. В очень уютной комнате мы долго разговаривали, и учитель рассказывал мне о своей работе и о том, каким должен быть настоящий педагог. Первое, что он произнес, это такие слова: «Находить общий язык с детьми легко, если спуститься на их уровень». Я сразу же увидела, что учитель понимает каждого ребенка, а это так важно в жизни, в воспитании детей.

Сам Ильшат Ильясович на своем пути тоже встречал таких педагогов, которые понимали его с полуслова. Он считает, что в этом ему повезло. В школе, когда учился, было два педагога, которые определили его судьбу, это Зухра Ахметовна и Зуфар Ахмадьянович – директор и завуч школы. Именно они посоветовали учиться на истфаке, и Ильшат поступил в Нижнетагильский пединститут. А в институте он познакомился и подружился с деканом Петром Григорьевичем Постниковым, который относился к Ильшату как к сыну и никогда не начинал лекцию, пока не придет любимый студент. Учеба давалась легко, потому что все предметы нравились. После окончания НТГПИ молодой педагог вернулся в Азигулово и устроился учителем в школу. Так с тех пор и работает преподавателем истории и еще физкультуры (для этого учился тоже – уже позже). Нет, был небольшой период – один год, когда молодому тогда парню захотелось иметь автомобиль, и он поехал на Север, чтобы заработать на него денег. Через год приехал на автомобиле домой и с тех пор служит детям и своему любимому делу верой и правдой.

За эти 30 лет он обучил своему предмету несколько поколений азигуловских детей, которых всегда уважал и ценил. Да еще приобрел знания по педагогике физического воспитания и работает физруком. Родители довольны, что учитель понимает ребят с полуслова. А он считает, что все дети умны и любознательны.

Все мы знаем, что в школах всегда проходит масса различных мероприятий. Что только не проводил со своими воспитанниками Ильшат Ильясович. Каждый год вместе с директором Ренатом Марсовичем Валиевым проводят турнир по футболу, посвященный Герою Советского Союза, земляку Назипу Хазипову. И турнир этот стал уже районным. Несколько лет учитель вел в школе секцию по настольному теннису и тоже устраивал турниры, имеет воспитанников – победителей районного и межтерриториальных уровней Музей, созданный Дусметовым, - это гордость школы, здесь собрано столько экспонатов, что их можно рассматривать, изучать часами. Многие исторические экспонаты Ильшат сам покупает у населения и несет в школьный музей. В номинации «Уникальный экспонат» Азигуловский школьный музей занимает первые места среди всех музеев района.

«Я хочу, чтобы дети как можно больше читали», - говорит педагог и показывает детям пример. В свое время он прочел все книги из библиотеки артинского книголюба А.В. Щапова – несколько раз. Конечно же, книги в основном исторические. Воспитанники Ильшата – талантливые ребята, занимают первые места в олимпиадах по обществоведению, заканчивают школы с медалями. Он продолжил дело Г.М. Зайнуллиной, которая вела группу «Мотыльки», несколько человек из группы получили Губернаторскую премию, а Линарид Валиев - Президентскую премию.

Родители довольны, что педагог так много времени посвящает детям, а он говорит, что иначе нельзя. Треугольник «школа – дети – родители» должен работать. Вот отзывы родителей о И.И. Дусметове:

- Он никогда не нагрубит.

- У него отсутствует высокомерие.

- Он достойно разговаривает с детьми.

Очень многое в воспитании зависит от семьи. Ильшат вырос в замечательной семье, отец работал главным зоотехником в совхозе, мама – воспитателем в детском саду. Они вырастили хорошего человека. Сейчас родители Ильшата Ильясовича живут неподалеку, и он заботится о них. У него две сестры, одна из них живет в селе, работает в местном отделении ОВП. Вторая сестра живет в Казани.

В семье Ильшата Ильясовича растут сын Рустам, который уже учится в Уральском государственном университете путей сообщения, и дочка Лида. Она учится в 8 классе. Рустам был капитаном школьной футбольной команды, которая всегда на соревнованиях защищала честь школы. А у дочки Лиды столько наград, что они не вмещаются в отведенное им место на спортивной стенке. Лида с детства занимается спортивной гимнастикой, папа Ильшат возит ее на занятия в Красноуфимский центр детского творчества. 30 спортивных медалей, которые заработала на соревнованиях дочка, - гордость семьи. Жена И.И. Дусметова Гузель тоже закончила НТГПУ, отделение изобразительного искусства. Она работает так же, как и муж, в школе – ведет занятия по своему предмету и технологии.

«Знаете в чем разница сельского учителя от городского?» - спрашивает меня педагог. И сам отвечает: «В селе ты всегда на виду. Тебя все знают и видят, что ты делаешь. Здесь ошибаться нельзя. А в городе учитель отвел урок и ушел – его никто не знает».

И я записала еще одну мысль учителя: «В детях всегда надо искать что-то хорошее». Мне нравятся его размышления, его мудрые мысли. Думаю, у человека с такими стойкими педагогическими позициями и дети все будут учиться и расти замечательно и счастливо. Ведь известно, что лучшими педагогами становятся те люди, которые понимают детей и отдают им свою душу.

Татьяна ЧЕРЕПАНОВА

Фото автора и из семейного архива И.И. Дусметова

 
Микроклимат-станция дома? Это реально! PDF Печать E-mail
Образование - Образование
19.11.2020 10:24

Роман Власов

Микроклимат-станция дома? Это реально!

«ТЕХНОFEST» – это комплексное состязание в сфере технико-технологического творчества, направленное на подготовку учащихся к проектной, инженерной, изобретательской и рационализаторской деятельности

С 26 по 28 октября отделение политехнического образования Дворца молодёжи провело областной Фестиваль детского технического творчества «ТЕХНОFEST». Из-за сложной эпидемиологической обстановки организаторы изменили очный формат проведения на дистанционный.

Фестиваль является преемником областного конкурса изобретателей и рационализаторов, Турнира юных изобретателей, который проводится в Свердловской области с 1998 года. Победители «ТЕХНОFESTа» могут стать лауреатами премии Губернатора Свердловской области, премии для поддержки талантливой молодёжи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

По итогам «ТЕХНОFESTа» учащиеся объединения «Робототехника», став победителями и призерами фестиваля в 2017 и 2019 годах, побывали в Кремле на Президентской ёлке в г. Москве.

В этом году вновь учащиеся объединения «Робототехника» Центра дополнительного образования поучаствовали в фестивале.

Андрей Волков занял второе место в конкурсе научно-технических проектов, который проходил в два тура: теоретический тур представлял собой дистанционное решение конкурсных заданий, а практический тур – онлайн-защиту творческого проекта «Микроклимат-станция на основе Arduino Uno».

Андрей совсем чуть-чуть не дотянул до первого места, не хватило 0,5 балла.

В выставке детского технического творчества фестиваля жюри-эксперты дистанционно просматривали и оценивали присланные участниками творческие проекты: видеоматериалы, презентации, фотографий и паспортов экспонатов.

В этой категории Роман Власов и Александр Власов участвовали в двух номинациях: творческий проект «Роботизированное устройство для производства кос» в номинации «Промышленные технологии» был удостоен жюри первого места, а в категории «Робототехника и транспорт» проект «Роботизированный экзопротез руки для людей с ограниченными возможностями» получил второе место.

Даниил Щекотов и Андрей Волков представили в категории «Робототехника и транспорт» творческий проект «Многофункциональное роботизированное танковое устройство» и завоевали первое место.

Одновременно на сайте Дворца молодежи проходило онлайн-голосование за лучший проект.

Два первых места получили ребята за свои прекрасные творческие работы, став победителями в конкурсе «Приз зрительских симпатий». Проекты набрали 732 и 512 голосов благодаря вам, жителям Артинского района!

Прекрасные проекты, выполненные учащимися, достойные результаты - большое спасибо за ваш труд! И этот труд, старания ребят, стремление к новым успехам, был оценен очень высоко! Достигнув намеченной цели, ставьте перед собой новые, более сложные и амбициозные. Вдохновляйте себя на новые победы и свершения: учитесь, творите и побеждайте!

Н. ЕГОРИНА, педагог дополнительного образования ЦДО

Фото из архива ЦДО

 
Что такое Российское движение школьников (РДШ)? PDF Печать E-mail
Образование - Образование
02.11.2020 16:27

Российское движение школьников (РДШ) - общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности РДШ стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.

История создания РДШ начинается с подписания Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» 29 октября 2015 года.

18 мая 2016 года состоялся первый съезд Российского движения школьников (РДШ) на базе МГУ им. М.В. Ломоносова, где были определены целевые ориентиры, избран состав координационного совета и утверждена символика движения.  Устав РДШ  На учредительном съезде РДШ был принят Устав организации. В документе сообщается, что РДШ работает на основе самоуправления, равноправия, добровольного участия, гласности и законности. Согласно Уставу высший руководящий орган организации – Съезд, который созывается раз в три года.  Эмблема РДШ состоит из трёх пересекающихся кругов цвета российского триколора. Их пересечение символизирует гармоничное развитие качеств молодых людей и стремление к совершенству, а также единство подхода к развитию и деятельности РДШ. В центре эмблемы, внутри пересечения, находится книга – символ знаний.

Чем занимается РДШ?  Деятельность Российского движения школьников направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников.

Деятельность РДШ вписывается в воспитательную систему школы, учреждения дополнительного образования детей. РДШ способствует формированию лидерских качеств школьников, устойчивой мотивации к достижению социально значимых целей, выступает важным фактором развития личности ребенка, ее социализации и является начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития социального творческого потенциала.

Цель деятельности организации реализуется через следующие направления:

- личностное развитие, включающее три направления: популяризацию здорового образа жизни, творческое развитие и популяризацию профессий. С поддержкой здоровья школьников связаны такие формы работы, как туристические походы и слеты, продвижение детских творческих проектов, образовательные программы и т.д. Творческое развитие предполагает организацию творческих фестивалей, конкурсов, акций и флэшмобов, культурно-образовательные, культурно-досуговые и иные программы. Популяризация профессий – это интерактивные игры, семинары, мастерклассы, встречи с интересными людьми, поддержка научноизобретательской деятельности и т.д. В рамках этого направления проводятся следующие мероприятия: всероссийские акции «Молоды душой», «День учителя», «С Днём рождения, РДШ», «Подари книгу», «Читай страна!», всероссийские проекты «Профориентация в цифровую эпоху», «Классные встречи», всероссийский конкурс «Лучшая команда РДШ» и другие.

Следующее направление - гражданская активность, которое формирует новое поколение молодых людей, способных активно участвовать в жизни своей страны и готовых к вовлечению к социально востребованной деятельности. Важнейшим инструментом работы в этой сфере становится добровольчество (социальное, экологическое, культурное, волонтерство Победы), как способ для любого школьника быть востребованным в решении важнейших проблем современного общества. В рамках этого направления проводятся следующие мероприятия:  всероссийские проекты «Экотренд»,  «Школьный музей», всероссийская туристско-краеведческая экспедиция «Я познаю Россию», всероссийские акции, посвященные Международному Дню Земли, Дню охраны окружающей среды, «Добрые уроки», всероссийский конкурс «Доброволец России» и другие.

Военно-патриотическое направление. Юные защитники Отечества, которые уже осознают свою важную роль в служении Родине, продолжая заложенные тысячелетней историей России традиций патриотизма и военного дела, могут попробовать себя в этом направлении. Для них будут организованы военно-спортивные игры, сборы, соревнования и акции. Каждый школьник сможет познакомиться ближе с этой сложной и интересной сферой путем участия в мероприятиях: всероссийские акции «День защитника Отечества», «Сила РДШ», «Мой космос»,  «День неизвестного солдата», «День Героев Отечества», всероссийские военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», «Орленок», всероссийский проект «Делай, как я!» и другие.

Информационно-медийное направление. Юные журналисты, телеведущие и корреспонденты могут попробовать себя в деле работы со СМИ разного уровня – от государственных газет и телеканалов до школьных стенгазет и журналов. Будущие представители сферы интернет-технологий могут проявить себя в деле продвижения молодежного контента в социальных сетях, создания видеороликов и мультимедиа. Мероприятия: всероссийские проекты «Медиаграмотность», «Дизайн информации и пространства», «Информационная культура и безопасность» и другие.

Зачем школьникам участвовать в движении?  Это необходимо, чтобы школьники знали и чтили историю страны и родного края, были патриотами, принимали участие в различных мероприятиях, умели работать в коллективе и развивали лидерские качества.

Как вступить в движение?  Участником РДШ может стать любой школьник старше 8 лет, педагог и родитель, проявивший желание вступить в движение. Для этого нужно  зарегистрироваться на федеральном информационном портале рдш.рф., там же заполнить бланк заявления о вступлении в РДШ, распечатать и отдать его школьному куратору.

Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах и конкурсах РДШ, а их там очень много.

В Артинском городском округе зарегистрировано более 300 человек из 15 образовательных организаций, в каждой школе есть председатель первичного отделения (педагог школы) и активные учащиеся акций, проектов, конкурсов. Курирует Российское движение школьников в Артинском ГО МАОУ АГО «ЦДО». Самыми первыми участниками РДШ в Артинском ГО стали учащиеся и педагоги МБОУ «Сухановская СОШ», председатель первичного отделения Железнова Любовь Григорьевна. Они включились в это движение в 2017 году.

С. Максунова, председатель местного отделения РДШ Артинского АГО

 
Горизонты семьи Каюмовых PDF Печать E-mail
Образование - Образование
22.10.2020 15:07


«ЛУЧШЕ ВСЕХ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАТ В АРТИНСКОМ РАЙОНЕ»?

НАДО ЕХАТЬ В УСТЬ-МАНЧАЖ!

Читаю одно из областных изданий и вижу фотографию, на которой знакомое лицо. Это же учитель Устьманчажской школы Дамир Каюмов! Что там написано? Стал победителем федерального профессионального конкурса среди учителей татарского языка. Да и заголовок к материалу: «Лучше всех татарскому языку учат в Артинском районе». Так. Надо срочно ехать в Усть-Манчаж, в нашей газете обязательно надо написать о победе Каюмова в конкурсе.

ПРОЧИЛИ СТАТЬ

ДИРЕКТОРОМ ГИМНАЗИИ,

А ОН УЕХАЛ В ДЕРЕВНЮ

Осенний день стоял таким теплым, как будто лето вернулось. И я с удовольствием ехала в редакционной машине, проезжая знакомые деревеньки и любуясь осенним пейзажем. В Устьманчажской школе была несколько раз и знаю, что здесь очень воспитанные дети, в здании уютно и красиво, территория всегда содержится в чистоте. Многие годы Дамир Гаптулянович был директором этой школы. А после оптимизации, когда школа стала относиться к Азигуловской, Каюмов стал заведующим Устьманчажским филиалом. Сейчас в школе обучается 41 ученик, а когда-то их было 140.

Дамир Гаптулянович 15 лет после окончания Казанского университета, филологического отделения (татарский язык, литература и история) жил и работал в Казани. Красивейший город! Отличная работа, большие перспективы, Каюмова пророчили стать директором гимназии. И квартиру дали, чтоб не уезжал, и семья уже здесь обосновалась и привыкла к городу – жена Алина и двое детей: сын Зуфар и дочка Энже. Но в далекой уральской деревеньке, где Дамир вырос, осталась пожилая мама. А у нее большое хозяйство – коровы, куры, да и дом надо содержать. И Каюмовы решили: надо ехать на родину. Сдали квартирку (в те годы даже и не подумали, что ее можно продать) и вернулись в Усть-Манчаж. Здесь тишина, покой, свежий воздух и красивейшая природа. Сначала жили вместе с мамой Дамира, а через год купили домик. Дамир Гаптулянович сразу же устроился в школу завучем и преподавателем татарского языка. Алина по профессии зооинженер, она сначала окончила Красноуфимский сельхозколледж, затем в Казани академию, но по специальности не работала, в Казани трудилась в детском саду и в деревне тоже устроилась в детский сад и библиотекарем в школу. Но с 2017 года работает только в библиотеке.

Мы с Дамиром разговаривали как раз в этой библиотеке, и я заметила, как много здесь энциклопедической литературы по самым разным направлениям, ну, просто богатство.

Сейчас дети Каюмовых уже взрослые, сын Зуфар живет и работает в Казани, дочь Энже (что в переводе «жемчуг») живет в этой же деревне, она замужем, у нее есть дочка. Так что Каюмовы уже молодые бабушка и дедушка.

ДЕТИ ЧУЖИМИ

НЕ БЫВАЮТ

Но дом Дамира и Алины заполнили другие дети. Однажды им позвонили из социально-реабилитационного центра п. Арти и предложили пройти школу приемных родителей. Предполагалось, что они станут приемными родителями брошенных детишек. Подумав, поразмыслив, Каюмовы так и сделали. Окончили школу, сдали экзамены и взяли из центра двух девочек, причем, русских, Настю и Дашу. Пока ехали в машине из Артей в деревню, девочки задали вопрос: «А где мама?» Дамир сразу же для них стал папой, и они спросили о маме. Вот так хотелось малышкам жить в семье, с мамой и папой. Односельчане удивлялись, говорили: «У вас головы нет на плечах? Мало того, что такой известный город, столицу Татарстана оставили, так еще и детей взяли…» Когда взяли девочек, своя дочка еще была небольшая. И все они очень сдружились. А четыре года назад Каюмовы из реабилитационного центра взяли еще двоих детей, мальчиков – Борю и Мишу, тоже русских. Вот такой большой семьей стали жить. Сейчас Настя уже вышла замуж, живет в Казани. А Даша учится в 9 классе.

- Трудно было? – спрашиваю.

- Ребята освоились быстро. Наверное, месяц или два звали нас тетя Алина и дядя Дамир, а потом стали звать мамой и папой. Сейчас уже они не могут без нас. А мы не можем без них. Как-то Алина уезжала в Казань в гости, так дети писали SMS: «Мама, мы тебя любим, скучаем». Миша уже тоже побывал в Казани у старшего брата Зуфара.

Когда мальчиков взяли в семью, они учились в 4 и 5 классах. А сейчас уже Боря учится в 7 классе, а Миша в 8-м. Учатся хорошо. Девочки замечательно читают стихи. На одном из праздников в РДК я видела на сцене Настю, она настолько проникновенно читала стихи, что в зале плакали.

Дома помогают. Смотрю: на холодильнике висит график: кому и когда доить корову, пропускать молоко. По утрам Дамир сам доит, а по вечерам – ребята и девочки, у Каюмовых еще есть младшая 13-летняя дочка Чулпан. Также по графику дети поливают цветы, моют полы, пылесосят.

Вот я вас, уважаемые читатели, вкратце познакомила с семьей Каюмовых из Усть-Манчажа. Чуть позже добавлю свой рассказ. А теперь напишу о том, как Дамир Гаптулянович участвовал в федеральном конкурсе.

ПОБЕДИЛ УЧИТЕЛЬ

ИЗ ГЛУБИНКИ

Конкурс начался в октябре прошлого года, цель его – выявление лучшего учителя 2020 года по татарскому языку. Первый тур был заочный. Каюмов отправил свои работы и прошел во второй тур, тоже заочный. Надо было снять на видео одно мероприятие и отправить организаторам конкурса, что учитель и сделал. Видео членам жюри понравилось, и Каюмов прошел в финал конкурса, который планировался на апрель. Из-за пандемии коронавируса финал перенесли на сентябрь, и вот пришло приглашение, и Дамир Гаптулянович поехал в Казань. Из Татарстана на конкурс заявились 237 участников и еще 27 – из других регионов. А в финал вышли 12 учителей из Татарстана и 12 из регионов.

Финальный этап предусматривал проведение урока в 10 классе в одной из гимназий Казани – полилингвальной, где дети изучают четыре языка: татарский, русский, английский и арабский. Дети очень сильные, развитые и после окончания гимназии даже могут работать переводчиками. Члены жюри (все из Казани) присутствовали на уроке. Перед началом урока учителю дается 15 минут, чтобы познакомиться с классом. Урок длится 25 минут. На уроке учитель разбирал вместе с классом произведение «В пятницу вечером» татарского писателя Аяза Гилязева. В нем описывается, как живет главная героиня Бибинур. Она воспитала троих приемных детей, дети повзрослели и забыли о матери: не приезжают, не звонят, а она их ждет. Проблема вечных нравственных ценностей поднимается в произведении. И в наше время она актуальна. Да, есть семьи, где выросли пятеро-семеро детей, все разъехались и не заботятся о том, как живет их пожилая мама. Вот об этом и говорил Дамир Гаптулянович с детьми. «Ребята очень хорошо отвечали. Они помогли мне», - говорит мой собеседник. Урок прошел замечательно, и на следующий день в рамках финала конкурса проводился мастер-класс.

Нужно было показать, какую технологию можно применить на уроке татарского языка. Педагог дома проработал этот вопрос и взял технологию Т.В. Светенко «Зеркало инновационных технологий». Эта проектная технология появилась лет 10 назад, но ее почему-то мало в школах используют. А между тем Светенко дает готовый шаблон, по которому можно учить детей.

- Очень люблю духовно-нравственную тему. Какие ценности у современных детей на первом месте? Гаджеты, автомобили, квартиры, деньги… А родители, семья - об этом они даже не говорят. Это проблема, потому что именно семья должна быть на первом месте.

Мастер-класс тоже длился 25 минут. А на третий день конкурса состоялось публичное выступление педагогов. Каюмов рассказывал о своем родном крае, об Урале, о том, что у нас в поселке единственный завод по выпуску кос сельскохозяйственных, он даже показал артинскую косу. Весь рассказ был на татарском языке. Также рассказал о детях своей школы, о том, что многие из них стали победителями олимпиад, участвуют в областных конкурсах. Например, в феврале прошла межрегиональная олимпиада в Казани по татарскому языку, и все трое учащихся школы, которые принимали участие в ней, стали победителями. Детей пригласили на международную олимпиаду, но пока ее не было (из-за пандемии). Кстати говоря, старший сын Каюмовых Зуфар в 2017 году стал победителем в одной из международных олимпиад по татарскому языку и получил за это Губернаторскую премию.

И вот четвертый, решающий день. В последнем конкурсе принимали участие только три педагога – победители, среди них - наш. Из них нужно было выбрать, кому присвоить первое место, кому – второе и третье.

Все поехали на встречу с министром образования Республики Татарстан. Туда же прибыли победители конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года». Члены жюри и в сторонке слушали, как на заданные вопросы отвечают претенденты на призовые места. А вопросы задавались следующие: «Что бы Вы сделали, если бы стали министром образования?», «Каким Вы видите будущее России?» Разговор был теплым, хорошим. Так дает оценку встрече Дамир Гаптулянович.

Награждение проходило в одном из домов культуры Казани. На сцену пригласили первого победителя – третье место, затем второго участника – второе место. Остался наш земляк, и он понял, что сейчас на сцену пригласят его, он стал победителем федерального профессионального конкурса среди учителей татарского языка. Победил всех городских претендентов наш учитель из глубинки! Под аплодисменты ему вручили Диплом, ноутбук и денежный сертификат на крупную сумму.

- Да, было трудно. Бессонные ночи, когда вся семья спит, а ты обдумываешь свой урок, свое выступление. Да и днем все мысли были о конкурсе. Но семья все понимала и поддерживала, - делится впечатлениями Каюмов. – Но оно того стоило. Было очень интересно!

ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ –

А ДОМА НЕ ТЕСНО

Еще хочу немного дополнить рассказ об учителе татарского языка из небольшой деревеньки Усть-Манчаж – как и обещала. С марта, как только начался коронавирус, в деревню из Казани приехали сын с женой. И семья Каюмовых из восьми человек – все вместе - провели несколько месяцев. Всем хватало места, все были заняты, все дружно проводили дни и вечера. «Мы домашние, - говорит Дамир, - и дети домашние. Дистанционно учиться трудно, но мы были все вместе!» Дом у Каюмовых большой, рядом участок, на котором растут и плодоносят фруктовые и ягодные кустарники и деревья, сад очень красиво обустроен, есть места для отдыха детей, качели. Все делают своими руками мальчики с отцом. Ну, а цветочное хозяйство на плечах женского коллектива семьи. Цветы украшают входную зону, веранду, сад – их множество. Семья держит большое хозяйство: корову, теленка, кур–несушек, бройлеров, индюков, да еще козу, - работы хватает всем, но зато на столе всегда свежие продукты. Каюмовы любят бывать на природе, зимой все вместе ходят в лыжные походы, лыжи есть у каждого члена семьи. Разглядывая фотографии, заметила фото, где мальчишки сидят за вязанием. Оказывается, они прекрасно вяжут – сестра научила, и теперь на зиму вся семья обеспечена носками и варежками.

Когда ребятишки уходят на занятия в кружках, дома наступает тишина. «Нам такая тишина не нужна, - говорит Дамир. - Пусть шумят, играют, смеются – это лучше. Работы с воспитанием детей еще много. Рано говорить, что дети воспитанные, любят труд. Итог будет, когда они вырастут хорошими людьми, выучатся, приобретут профессию, обзаведутся своими семьями». Вот какое кредо Каюмовых.

…Есть такое умное выражение, сказанное кем-то великим: «Небо у нас одно, а горизонт у каждого свой». Наверное, не каждому возможно дотянуться до горизонта Каюмовых. Светлого. Большого. Солнечного. Душевного. Теплого.

Татьяна ЧЕРЕПАНОВА

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
Фотогалерея
Сейчас на сайте
Сейчас 160 гостей онлайн
Цитата недели

О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом - историки, о светлом настоящем - журналисты. Ж. Петан

«Подписка 2020»

___________________________

"ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ"  Администрации Губернатора Свердловской области (343)370-72-02 и Правительства Свердловской области (343)359-45-54.

___________________

О коррупции

_____________