Авторизация



ПОДПИСКА

Вы можете выписать газету в формате ПДФ.
Цена подписки 300 рублей на полгода. 
Подписаться можно в редакции. 
Справки по тел.

2-13-36.


ОСТОРОЖНО, МОШЕННИКИ!!!

Видео

Видео 1



Читатель комментирует:
Афиша

Артинский музей

14.10-27.11. Персональная выставка В.Н. Вшивковой «Очарованье красоты». 0+

16.10-29.11. Выставка работ Эрнста Неизвестного «Оттепель», посвященная 95-летию со дня рождения художника. 6+

Также работает выставка «1941-1945. Фронт и тыл», проходят мастер-классы по плетению, точечной росписи керамики и стекла. 6+

Музей работает: ср.-вс. с 10 до 18 часов. Выходные дни: пн., вт.

Телефон для справок и предварительной записи:

8(34391) 2-24-82.


ЦКД и НТ

Приглашаем принять участие в муниципальном детском онлайн-конкурсе художественного слова «Осень - чудная пора». 0+ Видеоработы принимаются до 13.11 в «WhatsApp» 8-953-009-51-48,

Марина Викторовна.


В октябре продолжается онлайн-трансляция. Информацию смотрите на страницах ВК: https://vk.com/ckdintarti ОК: https://ok.ru/group/59688513569004 на сайте: https://arti-ckdint.ru/


Кинозал «Луч»


Сеансы смотрите на сайте https://arti-ckdint.ru/kinozal-luch.html


Справки по тел.: 2-23-43, касса.

Поделиться
Лента новостей
Образование
Горизонты семьи Каюмовых PDF Печать E-mail
Образование - Образование
22.10.2020 15:07


«ЛУЧШЕ ВСЕХ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАТ В АРТИНСКОМ РАЙОНЕ»?

НАДО ЕХАТЬ В УСТЬ-МАНЧАЖ!

Читаю одно из областных изданий и вижу фотографию, на которой знакомое лицо. Это же учитель Устьманчажской школы Дамир Каюмов! Что там написано? Стал победителем федерального профессионального конкурса среди учителей татарского языка. Да и заголовок к материалу: «Лучше всех татарскому языку учат в Артинском районе». Так. Надо срочно ехать в Усть-Манчаж, в нашей газете обязательно надо написать о победе Каюмова в конкурсе.

ПРОЧИЛИ СТАТЬ

ДИРЕКТОРОМ ГИМНАЗИИ,

А ОН УЕХАЛ В ДЕРЕВНЮ

Осенний день стоял таким теплым, как будто лето вернулось. И я с удовольствием ехала в редакционной машине, проезжая знакомые деревеньки и любуясь осенним пейзажем. В Устьманчажской школе была несколько раз и знаю, что здесь очень воспитанные дети, в здании уютно и красиво, территория всегда содержится в чистоте. Многие годы Дамир Гаптулянович был директором этой школы. А после оптимизации, когда школа стала относиться к Азигуловской, Каюмов стал заведующим Устьманчажским филиалом. Сейчас в школе обучается 41 ученик, а когда-то их было 140.

Дамир Гаптулянович 15 лет после окончания Казанского университета, филологического отделения (татарский язык, литература и история) жил и работал в Казани. Красивейший город! Отличная работа, большие перспективы, Каюмова пророчили стать директором гимназии. И квартиру дали, чтоб не уезжал, и семья уже здесь обосновалась и привыкла к городу – жена Алина и двое детей: сын Зуфар и дочка Энже. Но в далекой уральской деревеньке, где Дамир вырос, осталась пожилая мама. А у нее большое хозяйство – коровы, куры, да и дом надо содержать. И Каюмовы решили: надо ехать на родину. Сдали квартирку (в те годы даже и не подумали, что ее можно продать) и вернулись в Усть-Манчаж. Здесь тишина, покой, свежий воздух и красивейшая природа. Сначала жили вместе с мамой Дамира, а через год купили домик. Дамир Гаптулянович сразу же устроился в школу завучем и преподавателем татарского языка. Алина по профессии зооинженер, она сначала окончила Красноуфимский сельхозколледж, затем в Казани академию, но по специальности не работала, в Казани трудилась в детском саду и в деревне тоже устроилась в детский сад и библиотекарем в школу. Но с 2017 года работает только в библиотеке.

Мы с Дамиром разговаривали как раз в этой библиотеке, и я заметила, как много здесь энциклопедической литературы по самым разным направлениям, ну, просто богатство.

Сейчас дети Каюмовых уже взрослые, сын Зуфар живет и работает в Казани, дочь Энже (что в переводе «жемчуг») живет в этой же деревне, она замужем, у нее есть дочка. Так что Каюмовы уже молодые бабушка и дедушка.

ДЕТИ ЧУЖИМИ

НЕ БЫВАЮТ

Но дом Дамира и Алины заполнили другие дети. Однажды им позвонили из социально-реабилитационного центра п. Арти и предложили пройти школу приемных родителей. Предполагалось, что они станут приемными родителями брошенных детишек. Подумав, поразмыслив, Каюмовы так и сделали. Окончили школу, сдали экзамены и взяли из центра двух девочек, причем, русских, Настю и Дашу. Пока ехали в машине из Артей в деревню, девочки задали вопрос: «А где мама?» Дамир сразу же для них стал папой, и они спросили о маме. Вот так хотелось малышкам жить в семье, с мамой и папой. Односельчане удивлялись, говорили: «У вас головы нет на плечах? Мало того, что такой известный город, столицу Татарстана оставили, так еще и детей взяли…» Когда взяли девочек, своя дочка еще была небольшая. И все они очень сдружились. А четыре года назад Каюмовы из реабилитационного центра взяли еще двоих детей, мальчиков – Борю и Мишу, тоже русских. Вот такой большой семьей стали жить. Сейчас Настя уже вышла замуж, живет в Казани. А Даша учится в 9 классе.

- Трудно было? – спрашиваю.

- Ребята освоились быстро. Наверное, месяц или два звали нас тетя Алина и дядя Дамир, а потом стали звать мамой и папой. Сейчас уже они не могут без нас. А мы не можем без них. Как-то Алина уезжала в Казань в гости, так дети писали SMS: «Мама, мы тебя любим, скучаем». Миша уже тоже побывал в Казани у старшего брата Зуфара.

Когда мальчиков взяли в семью, они учились в 4 и 5 классах. А сейчас уже Боря учится в 7 классе, а Миша в 8-м. Учатся хорошо. Девочки замечательно читают стихи. На одном из праздников в РДК я видела на сцене Настю, она настолько проникновенно читала стихи, что в зале плакали.

Дома помогают. Смотрю: на холодильнике висит график: кому и когда доить корову, пропускать молоко. По утрам Дамир сам доит, а по вечерам – ребята и девочки, у Каюмовых еще есть младшая 13-летняя дочка Чулпан. Также по графику дети поливают цветы, моют полы, пылесосят.

Вот я вас, уважаемые читатели, вкратце познакомила с семьей Каюмовых из Усть-Манчажа. Чуть позже добавлю свой рассказ. А теперь напишу о том, как Дамир Гаптулянович участвовал в федеральном конкурсе.

ПОБЕДИЛ УЧИТЕЛЬ

ИЗ ГЛУБИНКИ

Конкурс начался в октябре прошлого года, цель его – выявление лучшего учителя 2020 года по татарскому языку. Первый тур был заочный. Каюмов отправил свои работы и прошел во второй тур, тоже заочный. Надо было снять на видео одно мероприятие и отправить организаторам конкурса, что учитель и сделал. Видео членам жюри понравилось, и Каюмов прошел в финал конкурса, который планировался на апрель. Из-за пандемии коронавируса финал перенесли на сентябрь, и вот пришло приглашение, и Дамир Гаптулянович поехал в Казань. Из Татарстана на конкурс заявились 237 участников и еще 27 – из других регионов. А в финал вышли 12 учителей из Татарстана и 12 из регионов.

Финальный этап предусматривал проведение урока в 10 классе в одной из гимназий Казани – полилингвальной, где дети изучают четыре языка: татарский, русский, английский и арабский. Дети очень сильные, развитые и после окончания гимназии даже могут работать переводчиками. Члены жюри (все из Казани) присутствовали на уроке. Перед началом урока учителю дается 15 минут, чтобы познакомиться с классом. Урок длится 25 минут. На уроке учитель разбирал вместе с классом произведение «В пятницу вечером» татарского писателя Аяза Гилязева. В нем описывается, как живет главная героиня Бибинур. Она воспитала троих приемных детей, дети повзрослели и забыли о матери: не приезжают, не звонят, а она их ждет. Проблема вечных нравственных ценностей поднимается в произведении. И в наше время она актуальна. Да, есть семьи, где выросли пятеро-семеро детей, все разъехались и не заботятся о том, как живет их пожилая мама. Вот об этом и говорил Дамир Гаптулянович с детьми. «Ребята очень хорошо отвечали. Они помогли мне», - говорит мой собеседник. Урок прошел замечательно, и на следующий день в рамках финала конкурса проводился мастер-класс.

Нужно было показать, какую технологию можно применить на уроке татарского языка. Педагог дома проработал этот вопрос и взял технологию Т.В. Светенко «Зеркало инновационных технологий». Эта проектная технология появилась лет 10 назад, но ее почему-то мало в школах используют. А между тем Светенко дает готовый шаблон, по которому можно учить детей.

- Очень люблю духовно-нравственную тему. Какие ценности у современных детей на первом месте? Гаджеты, автомобили, квартиры, деньги… А родители, семья - об этом они даже не говорят. Это проблема, потому что именно семья должна быть на первом месте.

Мастер-класс тоже длился 25 минут. А на третий день конкурса состоялось публичное выступление педагогов. Каюмов рассказывал о своем родном крае, об Урале, о том, что у нас в поселке единственный завод по выпуску кос сельскохозяйственных, он даже показал артинскую косу. Весь рассказ был на татарском языке. Также рассказал о детях своей школы, о том, что многие из них стали победителями олимпиад, участвуют в областных конкурсах. Например, в феврале прошла межрегиональная олимпиада в Казани по татарскому языку, и все трое учащихся школы, которые принимали участие в ней, стали победителями. Детей пригласили на международную олимпиаду, но пока ее не было (из-за пандемии). Кстати говоря, старший сын Каюмовых Зуфар в 2017 году стал победителем в одной из международных олимпиад по татарскому языку и получил за это Губернаторскую премию.

И вот четвертый, решающий день. В последнем конкурсе принимали участие только три педагога – победители, среди них - наш. Из них нужно было выбрать, кому присвоить первое место, кому – второе и третье.

Все поехали на встречу с министром образования Республики Татарстан. Туда же прибыли победители конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года». Члены жюри и в сторонке слушали, как на заданные вопросы отвечают претенденты на призовые места. А вопросы задавались следующие: «Что бы Вы сделали, если бы стали министром образования?», «Каким Вы видите будущее России?» Разговор был теплым, хорошим. Так дает оценку встрече Дамир Гаптулянович.

Награждение проходило в одном из домов культуры Казани. На сцену пригласили первого победителя – третье место, затем второго участника – второе место. Остался наш земляк, и он понял, что сейчас на сцену пригласят его, он стал победителем федерального профессионального конкурса среди учителей татарского языка. Победил всех городских претендентов наш учитель из глубинки! Под аплодисменты ему вручили Диплом, ноутбук и денежный сертификат на крупную сумму.

- Да, было трудно. Бессонные ночи, когда вся семья спит, а ты обдумываешь свой урок, свое выступление. Да и днем все мысли были о конкурсе. Но семья все понимала и поддерживала, - делится впечатлениями Каюмов. – Но оно того стоило. Было очень интересно!

ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ –

А ДОМА НЕ ТЕСНО

Еще хочу немного дополнить рассказ об учителе татарского языка из небольшой деревеньки Усть-Манчаж – как и обещала. С марта, как только начался коронавирус, в деревню из Казани приехали сын с женой. И семья Каюмовых из восьми человек – все вместе - провели несколько месяцев. Всем хватало места, все были заняты, все дружно проводили дни и вечера. «Мы домашние, - говорит Дамир, - и дети домашние. Дистанционно учиться трудно, но мы были все вместе!» Дом у Каюмовых большой, рядом участок, на котором растут и плодоносят фруктовые и ягодные кустарники и деревья, сад очень красиво обустроен, есть места для отдыха детей, качели. Все делают своими руками мальчики с отцом. Ну, а цветочное хозяйство на плечах женского коллектива семьи. Цветы украшают входную зону, веранду, сад – их множество. Семья держит большое хозяйство: корову, теленка, кур–несушек, бройлеров, индюков, да еще козу, - работы хватает всем, но зато на столе всегда свежие продукты. Каюмовы любят бывать на природе, зимой все вместе ходят в лыжные походы, лыжи есть у каждого члена семьи. Разглядывая фотографии, заметила фото, где мальчишки сидят за вязанием. Оказывается, они прекрасно вяжут – сестра научила, и теперь на зиму вся семья обеспечена носками и варежками.

Когда ребятишки уходят на занятия в кружках, дома наступает тишина. «Нам такая тишина не нужна, - говорит Дамир. - Пусть шумят, играют, смеются – это лучше. Работы с воспитанием детей еще много. Рано говорить, что дети воспитанные, любят труд. Итог будет, когда они вырастут хорошими людьми, выучатся, приобретут профессию, обзаведутся своими семьями». Вот какое кредо Каюмовых.

…Есть такое умное выражение, сказанное кем-то великим: «Небо у нас одно, а горизонт у каждого свой». Наверное, не каждому возможно дотянуться до горизонта Каюмовых. Светлого. Большого. Солнечного. Душевного. Теплого.

Татьяна ЧЕРЕПАНОВА

 
Образование PDF Печать E-mail
Образование - Образование
08.10.2020 15:14


Педагогическая поэма сельского учителя

В то время, если мальчик ничем не занимался, на него смотрели, как на «чудо в перьях»

Из каких человеческих качеств состоит профессиональная составляющая учителя? Кажется, что человек, посвятивший себя школе, должен обладать особым отношением к ученикам, иметь секретные ключики, открывающие сердца детей. Когда я задала этот вопрос С.И. Меньшикову, учителю информатики и ОБЖ Свердловской школы, то тот, улыбнувшись, сказал:

- Помню, как в своё время В.М. Юрин, руководитель районо, наставлял нас, молодых военруков: «Вы должны постоянно самообразовываться, так, чтобы каждый ученик помнил вас и ваши уроки». А в остальном никаких секретов нет - надо учить - учу, оставаясь при этом просто человеком!

ВОЕНРУК С ФРОНТОВЫМ ПРОШЛЫМ

Сергей Иванович родился в 1966 году в Новом Златоусте в уважаемой семье. Отец, Иван Петрович, фронтовик, получивший звание «Заслуженный учитель», награждённый знаком отличия «Отличник народного просвещения». В 1943 году отца направили на офицерские курсы в Екатеринбург, там он сдружился с земляком Виктором Юриным. Как-то ночью их подняли по тревоге и в спешном порядке отправили, как оказалось, на Курскую дугу. Иван Петрович попал в кавалерию, ему дали коня, ржавую шашку, не вытаскивающуюся из ножен, и одежду с убитого солдата, имеющую дыры от пуль. Шашку почистил - и в первый бой! Здесь он получил контузию и попал в госпиталь. Затем воевал в разведке артиллерийских войск, был награждён орденом Красной Звезды.

Домой вернулся израненный - вся спина была в осколках, осколки вросли и в лёгкие с сердцем. Мучился одышкой, но согласился вести военное дело в Волокушинской школе, куда из Усть-Кишерти полями ходил пешком. Получил неполное педагогическое образование в Ирбите, а затем окончил Свердловский пединститут, факультет географии. Его курсовая работа до сих пор хранится в семейном архиве - это карта родных окрестностей. Женившись, переехал в Новый Златоуст, где преподавал географию. Затем был директором школы в Могильниково (с. Свердловское), преподавал физику. Там же увлёк всех кино - установил киноаппаратуру.

Учителя-старожилы вспоминают, как он делал разбор их уроков:

- Вы вошли класс, поздоровались - это уже хорошо, но с какими задачами вы вошли, что оставите ученикам после ухода?

ЛЮБИЛА ВСЕХ:

И ТЕЛЯТ, И РЕБЯТ

Мама, Евдокия Степановна, рано осталась без матери, поднимала младшего брата Мишу. Тётка Зоя, передовая трактористка, помогала, но она целыми днями пропадала в МТС и на полях.

С 14 лет Евдокия уже трудилась телятницей. Здесь проявилось её природное чутьё, которое помогало лечить заболевших животных. Она делала для них различные отвары из трав, припарки, что повышало сохранность и привесы. Работала она и дояркой, проявляя и здесь чудеса врачевания. Отправляли её учиться на ветеринара, но она не согласилась - брат оставался один. Позже её назначат заведующей детсадом, где она и проработает всю жизнь.

ПЕЛ, ВЫЖИГАЛ, ПЛЯСАЛ, ВЫРАЩИВАЛ КУКУРУЗУ

В семье Меньшиковых родилось семь детей, трое из которых умерли в младенчестве. Серёжа был младшим. Но, несмотря на это, много трудился. Самостоятельно ходил в лес за земляникой и клубникой, выполняя дневную норму - трёхлитровый бидончик. Кормил гусей. Однажды, в Духов день, мама предупредила: «Не рви зазря травы - земля именинница!» А спустя некоторое время послала Серёжу за травой для гусей. Он ей напомнил о празднике, а она в ответ: «Иди, работать не грешно!» Как-то привезли машину чурбаков. Мама наняла кольщика, который принялся за работу. А шестилетний Серёжа сидел дома строил из кубиков крепость и играл оловянными солдатиками. Вошедшая в дом мама строго сказала: «Быстро работать! Нельзя сидеть, пока кто-то трудится!» И мальчик отправился складывать дрова в поленницу.

- Я был очень общительным, - начинает рассказ о своём детстве Сергей Иванович, - у меня было много друзей. Играли дотемна на улице в лапту, «Пекаря», прятки, «12 палочек», ножички-зубарики. Мастерили пугачи, забивая алюминиевой фольгой. Шиком считался пугач, залитый свинцом.

Я интересовался всем, был очень любопытен. Мама выписывала много детских журналов: «Мурзилку», «Пионер», «Костёр», «Юный натуралист», «Техника - молодёжи», «Моделист-конструктор». Я не только их прочитывал, но и выполнял все предложенные там задания, ставил опыты. Однажды сестра Лариса подарила мне набор открыток «Грузинская кухня», так я принялся за приготовление супа харчо. Многих ингредиентов дома не нашлось - заменял тем, что было под рукой. В результате, посмотрев на готовое варево, попробовать не решился. Не стал угощаться супом и поросёнок. Так закончилась кулинарная карьера.

Пробовал себя в рыбалке. Напросился с мужем сестры Клавдии (а он отменный рыбак) на речку. Саша одну за другой вытаскивает здоровенных рыб из воды, а у меня даже пескарика нет. Поменялись местами. У Саши клюёт, у меня - нет. С рыбалкой тоже не сложилось.

В школе я посещал все кружки: пел, читал со сцены стихи, вышивал, выжигал по дереву, играл в шахматы. Помню, как трудовик Н.В. Чебыкин учил нас вырезать на станке шахматные фигуры. В кружке юннатов под руководством А. В. Фефеловой самостоятельно от зёрнышка до початка выращивал кукурузу. Н.Ф. Липина научила танцевать - все мальчики прекрасно вальсировали. В то время, если мальчик ничем не занимался, на него смотрели, как на «чудо в перьях».

Был я активистом: комсоргом класса, политинформатором. Учился хорошо, выполнял все задания, поэтому сейчас порой безмерно удивляюсь, как ученики могут позволить себе не выполнить домашнюю работу. Но вот почерк меня подводил. Я всегда завидовал своему дружку Володьке Кожеву - у него красивый почерк, да и сочинения он писал мастерски.

КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ

ДЕРЖИСЬ, ШОФЁР

После окончания школы родители отправили Сергея поступать в сельхозинститут, а он сдал документы в УПИ, но не прошёл по конкурсу. Вернувшись домой, пошёл в совхоз, где ему указали на одиноко стоящий на берегу ДТ-75. Трактор оказался без ключей и сиденья. Ничего, всё добыл. А потом молодого паренька послали пахать поле, окружённое кустами, где гоны короткие и много времени уходило на разворот. В результате, весь день проработав на этом участке, вспахал всего гектар, тогда как другие трактористы перевыполнили план, а потом они дружно хохотали над бедолагой. А когда от военкомата окончил шофёрские курсы, пересел на ГАЗ-3. Тут тоже не обошлось без курьёза. Вот как об этом рассказывает Сергей Иванович:

- Подхожу важно к машине, всё-таки самостоятельно сейчас за баранку сяду. Вижу, а из выхлопной трубы вода льётся. В жизни такого не видел. В картере - сухо, а вот в радиаторе воды нет. Заливаю туда воду, а она вытекает в выхлопную трубу. Вот и пришлось решать загадку.

На службе в армии, а попал я в г. Бикин Хабаровского края, тоже пришлось водить грузовики. Служил в погранвойсках в миномётной батарее, потом в инженерной роте.

ОТ ВОЕННОГО ДО ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

Отслужив, Сергей Иванович вернулся домой. В военкомате ему предложили пройти курсы офицеров в Пермском военном городке «Красные казармы», что он и сделал. Но военная карьера не сложилась, так как отец направил его работать в школу военруком.

- Первый день в школе, - рассказывает Сергей Иванович, - мне говорят, что военрук строит линейку. Я в растерянности - в коридоре гвалт. И тогда я гаркнул крепким солдатским словцом. Моментально воцарилась тишина. Что, думаю, за штука, а Т.В. Бабушкина, директор, мне шепчет: «Вообще-то в школе так не выражаются». Я очень благодарен Тамаре Васильевне и за советы по составлению конспектов уроков, за поддержку. Благодарен за наставления В.И. Овчинникову, курирующему военруков. Тогда военруки занимались с ребятами общефизической подготовкой, преодолевали полосу препятствий, стреляли в тире. Много работы проводилось по оформлению кабинета. Летом работал военно-спортивный лагерь.

Сергей Иванович окончил заочно географический факультет Свердловского пединститута, курсы компьютерной грамотности. В 2003 году оборудовал один из первых компьютерных классов в районе. В 2000 году вступил в должность директора Свердловской школы. В 2008 году получил грамоту Министерства образования Свердловской области.

А ещё Сергей Иванович увлечён спортивным туризмом и многие годы занимается с ребятами в этом направлении.

- Когда я учился в школе, - делится педагог, - то тоже посещал туристический кружок. Помню, как мы ходили на станцию Бажукова (парк «Оленьи ручьи»). Посетили пещеру «Дружба», ночевали в палатках. А наутро перебирались вброд через реку. А потом здесь же я проходил обучение и получил удостоверение инструктора по туризму.

Участники кружка занимают призовые места в соревнованиях, а в 2018 году мальчишки выполнили нормативы на третий разряд. Большую помощь оказывает М.В. Щапов (педагог ЦДО). А ещё Сергей Иванович благодарит депутата Н.В. Искорцеву за помощь в приобретении полного туристического снаряжения на четырёх человек. Сейчас он и ребята мечтают создать в школе скалодром.

На мой вопрос: трудно ли быть педагогом? Сергей Иванович отвечает:

- Устаёшь от отчётности. И если позволить себе сравнение, то раньше в школах существовала финансовая статья - были деньги, можно было приобрести необходимое. Теперь же товаров куча, а денег нет, выкручивайся, как хочешь. Тут отмечу предпринимателя Л.И. Сухорукову, постоянно оказывающую нашей школе помощь.

А дети во все времена одинаковые - с ними интересно. Радует, когда они добиваются успеха. Как-то одна девочка мне заявила: «Я не люблю информатику и не буду ей заниматься». А в результате стала лучшей ученицей. Горжусь я учениками, ставшими военными: Сергеем и Александром Могильниковыми. В.М. Юрин всегда подчёркивал нам, военрукам: «Если хотя бы один ученик посвятит себя военному делу, вы свою учительскую задачу выполнили». Мне вообще везло на хороших людей, которым я благодарен. Это и С.Н. Карабатова, М.А. Барбарош, да и вообще у нас в школе все педагоги замечательные. Многие годы вместе с П.М. Друговым, начальником пожарной части, мы занимались с ребятами пожарно-прикладным делом.

Ещё хочу рассказать о наших ребятах. Как-то поздним вечером восьмиклассники гуляли по улице и заметили в одном доме возгорание. Не растерялись, вызвали пожарную службу, разбудили соседей. А Сергей Искорцев и Артём Александров помогли хозяйке, пожилой женщине, выбраться из горящего дома. А на следующий день мы с учениками помогали убирать мусор с пепелища.

ГЕОРГИНЫ

ДЛЯ СЕРДЦА И ДУШИ

С особой нежностью и даже восхищением Сергей Иванович рассказывает о своей супруге, учительнице русского языка и литературы. С ней он познакомился в студенческие годы.

- Поскольку, наверное, я обладал обаянием, - откровенничает мужчина, - и был общительным, меня любили девчонки - все считали меня другом. Как-то приехал на сессию, иду по коридору института, а навстречу мне несётся подружка, прыгает на меня, целует. Подходит к нам красный и злой её парень. А она ему: «Милый, ты что, это же Серёжка!» Тогда тот, заулыбавшись, говорит: «А, так это Серёжка!» Но с Олей всё получилось по-другому. Увидел и понял, что эта девушка особенная. Помню, как купил ей букет георгинов с огромными лохматыми фиолетовыми цветами с белыми крапинами на лепестках. Сумел убедить злую вахтёршу общежития, чтобы тайно впустила меня в комнату Ольги, где я и оставил букет.

Ольга Николаевна родом из Тавды. Воспитывалась она в семье рабочих лесокомбината. Родители собрали огромную библиотеку и много читали, передав любовь к книгам дочери. У Сергея Ивановича также была большая библиотека, которую он всю перечитал, поэтому им было о чём поговорить.

- Поженились, - продолжает Сергей Иванович, - мама моя подарила нам корову и овечку: «Живите, дети!» Вот мы и живём вместе уже более 30 лет. Ольга - мой вдохновитель, она волшебница, создающая атмосферу домашнего уюта, поддерживающая во мне силы, помогающая во всём. Она делает так, что жизнь радует, работа радует. Мы вместе с ней готовим проекты, обсуждаем, бывает, спорим, но помогаем друг другу.

У Меньшиковых родились две дочери: Валентина и Наталья. Есть внучка Анечка.

Так что прочитанная в детстве «Педагогическая поэма» Макаренко сложилась в жизни Сергея Ивановича в свою педагогическую поэму, о которой он говорит:

- Ничего особенного - всё, как у людей!

Татьяна КОСТЫРЕВА

 
Я родилась в глубинке – и вернулась в нее PDF Печать E-mail
Образование - Образование
01.10.2020 15:10


на фото Галина Александровна Аристова




Программу «Земский учитель» в регионах России запустили

по аналогии с программой «Земский доктор»



В 2020 году во всех регионах России заработала федеральная программа «Земский учитель». Всем учителям со средним профессиональным или высшим образованием до 55 лет, которые захотят переехать в сельскую местность и работать в местной школе, будут выплачивать по миллиону рублей. Основная идея программы в том, что так можно уменьшить дефицит кадров в сельских школах и добиться качественного и равного образования для учеников.

Программу «Земский учитель» запустили по аналогии с программой «Земский доктор» после послания Президента России Владимира Путина Федеральному собранию в феврале прошлого года. На неё предусмотрено около 4 миллиардов рублей из федерального бюджета. 54 миллиона для реализации программы в 2020 году пошли на Свердловскую область, из них 17 820 – из бюджета региона.

Министр образования и молодёжной политики Свердловской области Юрий Биктуганов так сказал о программе:

- Проект «Земский учитель» включён в подпрограмму «Педагогические кадры XXI века», благодаря реализации которой будет обеспечиваться развитие кадрового потенциала в сфере образования Свердловской области. У нас подобная практика существует и работает. Мы только в прошлом году помогли нашим педагогам, а было их 38 человек, которые получили областные финансовые средства на приобретение жилья в сельской местности. Кроме того, в регионе уже более десяти лет существует система «подъёмных»: на обзаведение хозяйством мы выделяем финансовые средства для всех учителей, которые идут в любую образовательную организацию.

В Свердловской области финансовую поддержку по программе «Земский учитель» в этом году получили 54 учителя.

И с одним из них я сегодня беседую. Знакомьтесь, Галина Александровна Аристова, учитель-дефектолог Артинской школы №6.

- Я родилась в Манчаже, - начала свой рассказ Галина Александровна, - в 1997-м году окончила Манчажскую школу и поехала поступать в педагогический университет (УрГПУ) на специальность «учитель русского языка и литературы». Но, попав в приемную комиссию, я полностью поменяла свои планы. Когда я стояла в длинной очереди, чтобы сдать документы для поступления в университет, мое внимание привлек плакат: «Институт специального образования приглашает на обучение по специальностям «олигофренопедагогика» и «учитель-логопед». Я не имела понятия об этой специальности и подумала: «Раз я об этом ничего не знаю, значит, это что-то новое, современное, и я должна попробовать». Когда сдавала документы уже на эту специальность, в приемной комиссии меня предупредили, что конкурс большой: шесть человек на место, но это еще больше меня подстегнуло. Я сдала биологию, русский язык и сочинение на пятерки, причем в школе сочинение никогда на «отлично» не писала, какой-то порыв у меня был, и сочинение просто само ложилось на бумагу. Я все еще помню, о чем и что писала. Поступила, приехала домой, а там о моей специальности мне рассказала сестра, объясняя на капустной рассаде: одна завьется в кочан, другая уйдет в лист.

Я ни разу не пожалела о своем выборе за двадцать лет моего педагогического стажа.

- Галина Александровна, расскажите, что Вас сподвигло участвовать в программе «Земский учитель»?

- Я вообще личность очень активная, участвовала во многих всероссийских и областных конкурсах. Первую победу одержала в губернаторском конкурсе педагогических работников в 2015-м году. Появился азарт. Следующие мои конкурсы – это Всероссийский «Учитель-дефектолог России» в 2018 и 2019 годах. Получила второе место оба раза. В 2018-м году участвовала во Всероссийской педагогической олимпиаде «Коррекционная педагогика», тоже завоевала второе место. Участие в различных педагогических конкурсах стимулирует меня как педагога к работе, я получаю множество знаний и приобретаю опыт. О программе «Земский учитель» также прочитала на сайте Министерства образования и молодежной политики Свердловской области и решила поучаствовать. На это, конечно, повлияло несколько факторов. Во-первых, я сама мама ребенка-инвалида. Его состояние здоровья потребовало, чтобы мы уехали из Екатеринбурга, там я проработала двадцать лет с детьми с нарушениями слуха и эмоционально-волевой сферы. Во-вторых, меня уже тянет обратно к земле, ведь я родилась и выросла в сельской местности. Я поняла, что устала от жизни в мегаполисе.

- Как проходил конкурсный отбор?

- Заявок было подано 384, а мест всего 54. При конкурсном отборе учитывались разные критерии: наличие высшей квалификационной категории, заслуги в педагогической деятельности (награды федерального и областного уровней), педагогический стаж в городе не менее десяти лет, согласие на переезд. Обязательное условие для участников программы – дальнейшая работа в сельской школе не менее пяти лет с нагрузкой от 18 часов. В поселке Арти предложили мне два места, я выбрала шестую школу, потому что здесь есть коррекционные классы.

Все этапы отбора я прошла благополучно, выполнила все условия. Ответственным за регистрацию заявлений и документов от учителей в нашем регионе был Свердловский областной педагогический колледж.

Переехали мы в Арти всей семьей, гранта хватило, чтобы купить квартиру. Начала учебу в автошколе, так как добираться далеко, первые уроки вождения проходят успешно.

Разговор Галина Александровна закончила словами:

- Успех любого учителя, как мне кажется, складывается из трех «о»: ответственность, образование - мир ведь не стоит на месте, с каждым годом добавляются новые технологии, и надо соответствовать времени, и общение - я активно общаюсь на сайтах с родителями детей с ОВЗ. Они передают свои знания, и это работает. Одно дело – теория, другое – опыт мам, которые пропустили через себя все трудности, воспитывая необычных детей.

В школе появился еще один опытный педагог, желающий работать и приобретать новые знания.

Татьяна МИТЬКИНА

 
Служба 01 PDF Печать E-mail
Образование - Образование
11.09.2020 11:09


Представляя себя пожарными

Дети дружно, перекрикивая друг друга, ответили, что спичками не балуются

А вы держали в руках пожарный ствол?

В соответствии с планом основных мероприятий Свердловской области в области гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности на 2020 год, утверждённым распоряжением Правительства Свердловской области от 21.02.2020 года №51 РП, в целях повышения безопасности детей в начале учебного года, восстановления после летних каникул навыков безопасного поведения на дорогах, организации обучения населения мерам пожарной безопасности, предупреждения пожаров в период с 19 августа по 20 сентября проводится месячник безопасности детей.

В рамках проведения месячника с учётом требований Роспотребнадзора и Указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 года №100 Г «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности по защите населения от новой коронавирусной инфекции» состоялась предварительная встреча начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Артинскому ГО и работников ГКПТУ СО «ОПС Свердловской области №1» с директором МАОУ «Артинский лицей», где был согласован вопрос о месте и порядке проведения Всероссийского открытого урока по ОБЖ с показом возможностей пожарной техники. Принято решение провести открытый урок на территории учебного заведения на открытом воздухе только с учениками с 1 по 4 класс поэтапно, то есть с каждым классом в отдельности.

1 сентября выдался солнечный и тёплый день. В 11.00 на территорию Артинского лицея прибыл пожарный расчёт. Представитель администрации лицея обозначил место его установки, совместно с пожарными определен порядок построения учащихся и направление развёртывания пожарно-технического вооружения, оговорены меры безопасности детей.

В назначенное время к месту проведения занятий,в сопровождении учителя прибыла первая группа учащихся четвертого класса. Все дети и учитель одеты в одинаковую, красивую форму малинового цвета с эмблемой лицея. Перед детьми по вопросам обеспечения пожарной безопасности и популяризации профессии пожарного выступил начальник отделения надзорной деятельности и профилактической работы округа А.В. Туканов. Работники «ОПС Свердловской области №1» развернули пожарно-техническое вооружение и показали работу пожарного лафета и пожарного ствола. Желающим учащимся предложено самостоятельно поработать с пожарным стволом с подачей воды. Каждый ученик старался подержать ствол или прикоснуться к капелькам воды, рассыпающимся в виде аэрозоли вокруг пожарного ствола.

По команде классного руководителя учащиеся сделали памятную фотографию и на место проведения занятия прибыл следующий класс. На мероприятии побывало 10 групп учеников начальных классов, и дети каждого класса радовались, восхищались, отрабатывали практику подачи воды к пожарному стволу, представляя себя пожарными.

Считаю целесообразным особо акцентировать внимание читателя на прибытие к месту проведения занятий группы первоклассников, которая сопровождалась учителем и представителями родительского комитета. Эта категория учащихся сама по себе весёлая, с утра возбуждена новыми знакомствами, школьной обстановкой, серьёзными учителями, а тут пожарная автомашина, пожарные и возможность самим прикоснуться к пожарному рукаву. На вопрос: «А вы берете спички, балуетесь ли, поджигая что-либо?» Дети дружно, перекрикивая друг друга, ответили, что спичками не балуются и если заметят, что малыши играют спичками, то сами отберут и растопчут спички. При подаче воды ствольщику пожарный рукав старательно держали всем классом! Восторженный визг ребятишек прохожие слышали далеко за пределами территории Артинского лицея.

А. КОЗЫНЦЕВ, инструктор по противопожарной профилактике

«ОПС свердловской области №1»

 
1 сентября - День знаний PDF Печать E-mail
Образование - Образование
04.09.2020 09:31


Шестнадцатый раз «мама» Татьяна Юрьевна Бусыгина и ее 1 б класс



Ура! Я школьник! Я учусь!

Татьяна Юрьевна в этом году набрала свой 16-й первый класс

Первое сентября для каждого из взрослых - это воспоминания о школьных годах, оценках, шалостях, экзаменах, у каждого из нас свои школьные истории: первый звонок, первая любовь, тяжелый портфель, бантики, фартучки, запах котлет из столовой, пирожков с повидлом, невыученный урок и много-много разного. И вот уже первое сентября для твоего ребенка. У каждого родителя свое начало учебного года - особенный день для маленьких знаек – первоклашек.

Первое сентября – первый лист календаря к новому и интересному, к знаниям и опыту, ступень в новый период жизни. В этот волнующий для родителей и первоклассников день я нахожусь в 1б классе школы №6 на первом уроке для вновь пришедших в школу мальчиков и девочек к классному руководителю Т.Ю. Бусыгиной. Татьяна Юрьевна в этом году набрала свой шестнадцатый первый класс за весь период трудовой деятельности педагогом. Первый урок для первоклассников проходит в форме игр, вопросов учителя и ответов учеников. В течение 35 минут новаяя классная мама первоклассников провела игру по изучению вежливых слов, физкультурную минутку «Голубой вагон». Для того, чтобы открыть символический портфель знаний, детям было предложено угадать сказочных героев, показать в правильном порядке цифры от 1 до 10, пройти тест на внимательность при перемещении картинок, угадать мелодии из мультфильмов, угадать, какие предметы необходимо положить в портфель ученика. В результате испытаний портфель знаний был успешно открыт, и дети получили конфеты и памятные значки, после чего группа первоклассников прочитала стихи об учебе в школе: «У нас заботы важные. Мы школьники теперь. И есть у нас у каждого тетради и портфель». Первый урок в жизни новых учеников школы заканчивает Татьяна Юрьевна такими словами: «Дорогие первоклассники! Вот и заканчивается наш праздничный урок. Завтра мы снова встретимся с вами в нашем уже дружном классе. В добрый путь, милые первоклассники. Успехов вам в учебе! Будьте всегда сильными и здоровыми. Я приготовила вам подарок - книжки, которые к концу учебного года вы прочитаете самостоятельно».

Заканчивается урок общим фото на память, собрать на съемку которого стоило большого труда классному руководителю и помощникам, учитывая стеснительность некоторых детей и неуемную энергию других. А на площади перед школой детей ожидали родители, бабушки и дедушки для фотосессии и рассказов детей о своем первом уроке в жизни.

Для учебного процесса в этом году в школе №6 в рамках плана федерального проекта «Современная школа» открыт центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», а также созданы зоны проектной деятельности и шахматная гостиная, медиазона и зона коворкинга (совместное помещение для учеников с различной занятостью). Получая дополнительное образование, дети могут заняться технологией и дизайном, робототехникой, шахматами, 3D-моделированием. Центр «Точка роста» оснащен мощным компьютером, видеокамерой, 3D-принтером, тренажерами-манекенами, квадрокоптером. Ученикам всех возрастов будет предложена насыщенная учебная программа, и будут обеспечены условия для дополнительного образования и творческого роста. 1 сентября спираль жизни сделала еще один маленький оборот, увлекая за собой большой коллектив школы, в котором в этом году 542 ученика, из них 49 первоклассников и 11 выпускников. Пожелаем первоклассникам и всем ученикам школы, преподавательскому коллективу отличной учёбы, отличного настроения, отличных идей, отличных друзей, отличных дней на протяжении всего этого года!

Владимир ФЕФЕЛОВ, внештатный корреспондент


 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
Фотогалерея
Сейчас на сайте
Сейчас 143 гостей онлайн
Цитата недели

Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения! И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок»

«Подписка 2020»

___________________________

"ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ"  Администрации Губернатора Свердловской области (343)370-72-02 и Правительства Свердловской области (343)359-45-54.

___________________

О коррупции

_____________