На двоих одна судьба

Они не виделись более четырёх лет, с того самого дня, когда старший ушёл на действительную службу. Для братьев Верзаковых из деревни Сенной, учитывая, что раньше на такое длительное время они никогда не расставались, разлука была нелёгким испытанием. А тут ещё грянула жестокая война. И вот встреча, да не где-нибудь, а в осенней Москве в 1943 году. До призыва в армию Павел закончил Красноуфимское педучилище и успел поработать учителем в родной Поташкинской восьмилетке имени С.М. Кирова. Там же в это время учился и младший, Николай. Известно, что в конце 30-х годов прошлого столетия многие уральцы служили срочную на Дальнем Востоке, там, где возле нашей границы стояла миллионная японская Квантунская армия. Точно знаю, что все годы Второй мировой войны в тех краях фактически воевал бывший директор Артинской школы №1 Иван Павлович Бусыгин, который прошёл путь от рядового до капитана. Не один раз он рассказывал мне, какой невероятно трудной была служба. «А чего это директор вёл такие разговоры с учеником?» - подумаете вы. Да потому, что служили они вместе с моим отцом, который рано ушёл из жизни, не успев поведать сыну о своей армейской судьбе. Не исключено, что старший Верзаков, Иван Павлович, и мой отец были призваны в одной команде.

С первых дней войны Павел рвётся на фронт, отправляет рапорт за рапортом, но ему поручили очень ответственный участок: готовить молодёжь. До фронта дело дошло только во второй половине 1942 года, когда он уже заслужил офицерское звание. А вскоре получил серьёзное ранение, оказался в госпитале в глубоком тылу. Между тем школу закончил младший Верзаков, и пришло его время, которое ожидал с нетерпением, беспокоясь, что не успеет, войны ему не хватит. Хватило времени с лихвой и в офицерском училище отучиться, и повоевать. Та встреча в Москве в октябре 43-го как раз и состоялась, когда Павел возвращался в часть из госпиталя, а эшелон, в котором Николай следовал на фронт, на несколько дней застрял на одной из станций столицы.

В феврале 1944-го Павел получил первую боевую награду, орден Красного Знамени. Орден Отечественной войны второй степени ему вручить не успели. В июле того же года мать с перерывом в несколько дней получила две «похоронки». Сначала на старшего сына Павла, потом на младшего - Николая. Почти месяц она не могла прийти в себя и до конца дней своих не верила, что погибли оба. Рассказывают, что однажды после войны в Сенную заглянул солдат с изуродованным шрамами лицом. Зашёл к Верзаковым и попросил воды. А, когда ушёл, Ефросинья Артемьевна вдруг засомневалась, а не один ли это из её сыновей? Побоялся открыть себя. Так и осталось у матери навсегда это сомнение.

Когда чуть более года назад на многолюдной площади города Гродно мне вручили капсулу с землёй, на которой было написано «Верзаков Павел Николаевич», я и представления не имел об этой истории. Многое успел ухватить за пять минут общения с племянницей братьев, которая в феврале специально приезжала в Старые Арти из Первоуральска, чтобы принять священные крупицы земли. Ведь имеющиеся данные говорят о том, что младший лейтенант Николай Верзаков также погиб в Белоруссии, в Витебской области, но вот где точно…

В семье Галины Васильевны бережно хранят орден Отечественной войны, внушительную стопку писем и открыток братьев с фронта и даже табель успеваемости ученика 6-го класса Николая Верзакова. А ежегодно в День Победы неразлучные братья Верзаковы рядом, в одном строю, проходят в «Бессмертном полку» по улицам Первоуральска.

А. Печерских, председатель местного отделения СООО ветеранов, пенсионеров Артинского городского округа


Фото Т. Черепановой

Обновлено ( 22.06.2017 11:42 )