Цветы землякам в Самофаловке

Непобеждённая дивизия

(К семидесятипятилетию начала контрнаступления под Сталинградом - переломного момента в Великой Отечественной войне)

Торжественная передача земли с мест гибели артинцев была включена в общий план социально значимого проекта под символическим названием «Единство - наша сила»

Посчитав, что достаточно поднадоел читателям газеты со своими впечатлениями от сентябрьской поездки на теплоходе, я уже почти решил для себя прервать затянувшийся отчёт. И вдруг…

Телефонный звонок. Он поступил рано утром 7-го ноября из Волгоградской области от председателя Городищенского районного совета ветеранов, который в коротком разговоре ещё раз выразил благодарность уральцам за их героизм, заверил, что его земляки вечно будут чтить память погибших при защите Сталинграда. После таких слов нельзя было остаться равнодушным, тем более что они разбудили воспоминания о нашем пребывании в тех приволжских степях, где вместе с другими бойцами 221-й стрелковой дивизии навсегда остались и артинцы. Дивизия (о которой пойдёт здесь речь) формировалась в первой половине 1942 года в Уральском военном округе из жителей Свердловской, Челябинской, Молотовской (ныне Пермского края) областей и Башкирской АССР. Центром формирования был город Красноуфимск, и на фронт в начале июня в направлении Сталинграда эшелоны уходили именно отсюда. В 20-х числах августа дивизия достигла передовой.

В это же самое время под Сталинград приехал заместитель Верховного главнокомандующего Г.К. Жуков, что свидетельствовало о крайне серьёзной ситуации. В телеграмме от 3 сентября, адресованной своему заместителю, Сталин указывал: «…Положение со Сталинградом ухудшилось. Противник находится в трёх верстах от Сталинграда. Сталинград могут взять сегодня или завтра, если северная группа войск не окажет немедленной помощи». «…Потребуйте от командующих войсками, стоящих к северу и северо-западу от Сталинграда, немедленно ударить по противнику и прийти на помощь к сталинградцам. «…Недопустимо никакое промедление. Промедление теперь равносильно преступлению. Всю авиацию бросьте на помощь Сталинграду».

Даже по этим отрывочным фразам из телеграммы нетрудно себе представить, в каком пекле оказалась уральская дивизия, в сохранившемся журнале боевых действий которой записано: «1. 20.08.1942 г. - дивизия выгрузилась на станции Раковка и рассредоточилась в районе хуторов Поповский, Ореховский, Сысоевский. 2. 03.09.1942 г. - части дивизии сосредоточились в районе юго-восточнее (5 км) х. Широков. 3. 05.09.1942 г. - Дивизия сменила части 298 сд, которые действовали на участке балка Тонкая, отм. 123,6. 4. 07.09.1942 г. - части дивизии на протяжении дня медленно, ползком незначительно продвинулись вперёд. Противник сильным огневым сопротивлением и частично контратаками сдерживал наступление наших частей. Приданная 217 тбр не сумела своей решительностью оказать достойную помощь (до 21 сентября овладевали высотами). 5. 21.09.1942 г. - боевая задача: овладеть хут. Бородкин. 6. с 28.09.1942 г. - удерживает занимаемый рубеж. 7. 06.10.1942 г. - боевая задача: овладеть восточной частью балки Воронья, Тешная. 9. 05.11.1942 г. - дивизия сдала боевой участок и личный состав 292 сд (журнал закончился на этом).

Короткая информация скупым армейским языком, короткий боевой путь по меркам Великой Отечественной войны, но за ними… Массовый героизм личного состава дивизии и, что печально, тысячи солдатских имён, чья жизнь прервалась в тех самых балках и хуторах, названия которых звучали выше. А среди погибших, пропавших без вести в тех местах не менее тридцати наших земляков-артинцев. Не сразу и не вдруг я вышел на эти данные, пришлось изрядно покопаться в архивах (благо сегодня их достаточно на сайтах интернета). Зато, просмотрев десятки донесений о потерях 221-й дивизии, я твёрдо решил, используя двухдневное пребывание в Волгограде, во что бы то ни стало, пусть даже самостоятельно, на рейсовом автобусе побывать в Городищенском районе. Для начала раздобыл координаты и заочно (по телефону) познакомился с коллегой, отправил ему письмо и списки погибших, изложил суть нашей акции «Возвращение», получил заверение о достойной встрече, а уж потом со своим предложением обратился к руководителю поездки.

Спасибо председателю областной организации ветеранов, пенсионеров Ю.Д. Судакову, в очередной раз поддержавшему нашу полусумасшедшую идею. Так было в Ленинградской области, так было в поездках по Крыму и в Белоруссию. Так и на этот раз торжественная передача нам земли с мест гибели артинцев была включена в общий план социально значимого проекта под символическим названием «Единство - наша сила». И поездка части нашей делегации в Городищенсий район действительно стала свидетельством единства не только ветеранов далёких друг от друга регионов, но и разных поколений. Она состоялась 17 сентября и началась с мемориала «Солдатское поле», где нас встретили представители администрации, рассказали об истории создания монумента. Необходимо отметить особую символичность комплекса – в центре бетонная воронка, как будто от взрыва, заполненная осколками от снарядов, спаянными гильзами и бомбами. Дерево Памяти с повязанными к веткам лентами украсилось нашим фирменным шарфом с Гербом Свердловской области, эмблемой ветеранской организации и надписью «Урал – опорный край державы».

Солдатское поле вновь окрасилось в алый цвет, но теперь уже от гвоздик, которые возложили участники памятного мероприятия к каменному солдатскому треугольнику с высеченными на нём словами из письма отца своей дочке Миле. Стоящая рядом хрупкая фигурка девочки – образ всех детей военного лихолетья, олицетворение спасённого поколения. Глядя на каменные строчки, заметил, что датировано письмо 18-м сентября 1942 года, т.е. ровно 75 лет назад. Ещё одна символичность.

Затем были мемориалы в поселениях Самофаловка и Котлубань, где, только согласно спискам, захоронены более восьми тысяч советских солдат. Не хватит и дня, чтобы внимательно просмотреть имена на мраморных плитах. А в каждом выступлении участников мероприятий слова благодарности и искренних заверений. Об этом говорили и главы сельских поселений, и ветераны, и самофаловские дети в красных пионерских галстуках, и ребята из котлубанского отряда «Орлята». Лихо отдав воинские почести павшим, они затем прочитали «Реквием» Роберта Рождественского: «Если умру - стану травой. Стану листвой. Стану волной, пенной волной! Сердце своё вдаль унесу. Стану росой, первой грозой, смехом детей, эхом в лесу…»

Уже когда подходил к завершению митинг у обелиска в Котлубани, я услышал за своей спиной разговор: «Сюда нужно было везти всю делегацию, а не 15 человек». «Действительно так…» - подумалось мне. Ведь только изучив малую толику донесений о потерях одной дивизии, я выявил почти 800 имён погибших здесь жителей Свердловской области с географией от Тавды до Ачита и от Ивделя до Каменска-Уральского.

Весь обратный путь из Волгограда, собственно, и до сих пор, испытываю особое чувство удовлетворённости – в очередной раз удалось сдержать данное самому себе слово, довести начатое дело до конца. А лучшей наградой за это будут слова благодарности от родственников погибших за «весточку» в виде крупиц сталинградской земли.

19 ноября 1942 года залпы тысяч орудий дали команду контрнаступлению советских войск под Сталинградом. Уже совсем близок был день пленения фашистской армии вместе с её командующим, близок был переломный момент в Великой Отечественной войне.

Эти залпы орудий не слышали И.М. Касатонов, И.С. Жуков, И.И. Туканов, Г.И. Шестаков, Н.И. Мешавкин, А.И. Просвирнин. Не слышали их и другие наши земляки, бойцы погибшей, но непобеждённой 221-й стрелковой дивизии. Однако в победном завершении Сталинградской битвы, как и в победном мае 1945 года есть частичка их ратного подвига.

А. Печерских, председатель местного отделения СООО ветеранов, пенсионеров Артинского городского округа

Обновлено ( 20.11.2017 10:08 )