Мы все делали руками и думали головами

В моем селе открылся крупный молочно-товарный комплекс. Фермы в Сажино были и раньше, но новый комплекс – это новые условия, профессиональные возможности, приличная зарплата и шанс благоустроить наше старинное село.

На комплекс требуется много специалистов, в том числе ветеринары. А моя бабушка, Нина Григорьевна Бессонова, работала ветеринаром в совхозе «Ударник». Я решила об этом узнать поподробнее. С детства люблю животных, мне нравится с ними разговаривать. Когда я была маленькой, бабушка держала на своем дворе корову, теленка, поросят, гусей. Мы вместе встречали корову с пастбища. Я наблюдала, как бабушка ее кормит и доит. А, когда она лечила свою скотину, я гордо и смело стояла рядом, задавая много вопросов. Бабушка отвечала четко, ведь она же ветеринар! Я рада, что она многое мне может рассказать из прошлого. А это поможет не совершать ошибок в будущем.

Для сельских жителей домашний скот – это и еда, и источник дохода. Чтобы животные были в порядке и не болели, на помощь придет ветеринар. Сделает прививки, подскажет, чем кормить, поможет корове растелиться. Сейчас в нашем селе мало кто держит корову. А раньше, говорят, стадо доходило до трехсот голов.

Как-то вечером мы всей семьей собрались у бабушки. Я ее увела в комнату и стала задавать вопросы, на которые она с интересом отвечала.

- Почему ты выбрала именно профессию ветеринара?

- У меня не было выбора. Я жила с больной бабушкой, мне пришлось поступить в Ирбитский совхоз-техникум на ветеринара (ветсанитара) на годичный курс обучения с 1957 по 1958 год. На практику послали в «Ударник». Здесь занимались растениеводством, животноводством (в том числе свиноводством), даже пчел разводили. При колхозе была мельница, маслобойка, кузница и хлебопекарня. Славился колхоз по всей округе, а в 1961 году стал совхозом. В нем я и продолжила работать после практики.

- А ты не боялась ставить уколы? Животному же больно!

- Нет, не боялась. Жалко животное, но что делать? Это для его же блага.

- Корова или лошадь может лягнуть, как ты с ними «договаривалась»?

- Перед процедурой надо аккуратно подойти, погладить, ласково поговорить с «больным», повторяя его кличку.

- Думаешь, животные тебя понимали?

- Конечно, они ведь тоже очень чувствительные, как человек. Мою речь слушали, понимали, кто и как к ним подходит.

- Бабушка, неужели ты всю жизнь проработала ветврачом? Ведь это надоедает, скучно выполнять одну и ту же работу.

- Совсем не скучно. Раньше мы не «прыгали», как сейчас, с места на место. Важно было работать для государства, чтобы другие не осудили за лень и безделье, да и доход чтоб в семье был. Шесть лет проработала ветсанитаром. А в 1966 году пригласили в Сажинскую ветлечебницу на должность врача. Коров много было в частных хозяйствах. И специалистов в штате было много: два врача, два санитара, два фельдшера и конюх. На вызовы нас возили на лошадках. Проработала до 1998 года и ушла на пенсию. Сейчас ветеринарного участка на улице Энергетиков уже и нет.

- А сколько часов была рабочая смена?

- Работали с девяти до 18-00, успевали и на вызовы в частные хозяйства. Ездили по соседним совхозам. Организовывали ветеринарную обработки, брали кровь у коров и свиней, делали уколы и прививки всем домашним животным. Выходной день – воскресенье.

- А что больше всего запомнилось?

- Страшнее всего видеть, как погибает домашний скот. А кого нельзя вылечить, приходилось докалывать из-за болезней. Ящур – инфекционное заболевание коров, чума, рожа, болезнь Ауески у свиней. Запомнилось, потому что очень было сложно справляться с ними. Даже все Сажино закрывали на карантин. Ни выехать, ни въехать нельзя было.

- А сейчас что-то изменилось в ветеринарном деле?

- Конечно. Скота почти не стало. Лечить некого. Но современная ветеринария изменилась. Сейчас новые технологии, все на компьютерах держится. А мы раньше все руками делали и головами думали. На новом комплексе много коров, ветеринар необходим. «Карусель» запускают, коровы молоко дают. А если болеть начнут, надо причину искать, лечить.

- Ты всех спасала, лечила, или кого-то не удавалось?

- Бывало, приходилось докалывать, а иногда погибали, особенно телята. Но это не по моей вине, просто организм не мог сопротивляться болезни. Я делала все, что в моих силах. Лечила всех домашних животных, никого не оставляла без внимания. Однажды, в Новый год, холода стояли градусов под 50. Мы были в ДК на бале-маскараде. Позвонил коллега, сказал, что нужна помощь: корова не может растелиться. Прислали лошадку, поехала. Корове было очень тяжело, она мычала от боли и часто дышала. Из-за того, что на улице было так холодно, теленок словно окаменел в ее утробе. Как ни пытались помочь бедному животному, все усилия были бесполезны. Не отходили от нее до утра. А утром вынуждены были разрезать живот. Теленка спасли, достали и выходили.

- Бабушка, если вдруг тоже стану ветеринаром, что ты мне посоветуешь?

- Маша, самое большое дело – понять, нравится тебе эта профессия или нет. С животными иногда труднее работать, чем с людьми. Они ждут от нас больше поддержки и понимания. Сказать словами они не могут, нужно понимать их по поведению, взгляду. Значит, профессионалом может стать только тот, кто с душой относится к своему делу и для кого работа – любимое дело. Как говорил герой комедии «Недоросль» Стародум: «Имей сердце, и имей душу, и будешь Человек во всякое время».

Не бояться трудностей, помогать друг другу, приносить пользу – вот чему учит нас прошлое наших родных.

Мария Бессонова,с. Сажино

Обновлено ( 31.07.2023 10:19 )