Авторизация



Читатель комментирует:
Афиша

РДК

24 апреля начала работу выставка декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Пасхальные перезвоны». 0+

Приглашаем принять участие в выставке декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Живет победа в поколениях». Справки по тел. 89022690881 0+

Приглашаем принять участие в конкурсе патриотической песни «Во славу Великой Победы поем!» Справки по телефону 89022654265 12+



«Встречай Первомай!»

Программа мероприятий в п. Арти

 

Дата

Время проведения

Название мероприятия

Локация

27.04

12.00

Торжественная программа

«Славим человека труда»

РДК

1.05

12.00

Концерт-интервью

«Встреча с интересным человеком»

РДК

1.05

12.00*

 

Конкурс «О труде и мастерстве»

Парк культуры

и отдыха

1.05

12.00-13.00

Мастер-класс «Важные профессии»

Павильон Парка

1.05

12.20*

Поэтический флешмоб

«Воспевая край родной»

Арт-зона Парка

1.05

12.20-14.00*

Пленэр «Я люблю Арти»

Парк культуры

и отдыха

1.05

14.00*

Игровая программа

«Да здравствует, ура, веселая пора!»

Спортплощадка

Парка

* время может быть изменено



Кинотеатр "Луч"

Сеансы смотрите на сайте:


https://арти-кино.рф


Справки по тел.: 2-23-43, касса.



Поделиться
Лента новостей
Культура
Музыка для души PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Культура - Культура
20.04.2017 10:28

Александр Васильевич Степаненко

Не правда ли, несколько странно звучит фраза «пятьдесят лет моей творческой деятельности» из уст человека, которому чуть за шестьдесят?

Это во сколько же лет человек этой деятельностью начал заниматься? Именно этот вопрос я задала Александру Васильевичу Степаненко и вот что услышала в ответ:

- В 1967 году, во втором классе музыкальной школы дали задание – написать песню или мелодию. Я написал на трех страницах пьесу «Охота на тигра» и получил от этого огромное, несказанное удовольствие!

Сколько песен, инструментальных сборников, циклов для хоров, эстрадных ансамблей, для оркестров, камерной музыки для скрипичного квартета написано за эти годы… А началом всего стала та самая первая школьная пьеса, написанная пятьдесят лет назад.

Александр Васильевич родился в Белгородской области, в обычной советской семье. Родители музыкантами не были, но музыку очень любили, и музыка в доме звучала всегда. Самым первым инструментом, который освоил маленький Саша, была отцовская гармошка–хромка. Причем, он совсем не помнит, чтобы с ним дома специально занимались, просто отец всегда был рядом, и все как-то произошло само собой. В восемь лет он «уже ходил по свадьбам». А мама играла на гитаре. «У нас была поющая семья: мама, папа, я и брат всегда пели вместе». И сейчас Александр Васильевич очень тепло вспоминает своих родителей. Ведь именно они помогли ему выбрать профессию, которая стала для него и делом, и смыслом жизни. Образование он получил в Краснодарском музыкальном училище им. Римского–Корсакова. Освоил классы балалайки, баяна, хорового дирижирования, композиции.

- А как Вас к нам в Арти забросило? - спросила я после рассказов Александра Васильевича о его работе в молодости, о встречах и сотрудничестве со знаменитыми людьми.

Рассказать ему, действительно, есть о чем. Самая первая яркая встреча, которая навсегда осталась в памяти – встреча с композитором Александром Аверкиным, тем самым, который написал музыку к знаменитой песне «На побывку едет молодой моряк…» Саше тогда было 16 лет, и в творческой его копилке было уже около десятка написанных песен. А с Григорием Пономаренко, автором «Оренбургского пухового платка» и других когда-то очень популярных песен, Александр дружил, когда жил на Кубани. В то время Степаненко работал в мужском казачьем хоре, писал музыку для ансамбля песни и пляски кубанских казаков, которым руководил Сергей Чернобай…. Еще он работал музыкантом в киевской цирковой труппе «Днипро». Сотрудничал с режиссером-постановщиком Вадимом Борисовым, а когда-то знаменитый музыкант, композитор, народный артист России Георгий Гаранян был первым исполнителем трех его пьес на альт-саксофоне…

Много дорог исколесил Александр от Москвы до Черного моря, работал и в Крыму. А в Арти судьба забросила Степаненко в 1999 году, и он ничуть об этом не жалеет. Он полюбил поселок, природу и сам об этом говорит так:

- Конечно, не скрою, скучаю по родным местам. Часто вспоминаю Кубань, Крым, своих друзей. Но стараюсь про это не думать. Грустно. Куда ни позвоню – того друга уже нет, другого… Друзья мне часто задают вопрос, как меня занесло «на Север»? Арти... Я окунулся в эти леса. Встанешь утром, а напротив - пруд! Там – сосняк! Тут – березник! Здесь у меня любимая работа, любимые рыболовные, грибные места. А сколько друзей! От самых маленьких до семидесятилетних. Я не жалею, что здесь живу. Я здесь укоренился.

Уже почти двадцать лет Александр Васильевич работает в Артинской детской музыкальной школе, эти годы он считает «насыщенным и плодотворным периодом». Но, как он сам говорит, «работа в музыкальной школе и творчество – это не одно и то же». И сегодня мы с ним говорим только о творчестве.

- Творчество - это не отработал восемь часов и забыл. Эта работа идет круглые сутки. Человек выбирает свою профессию для души. Здесь очень немногие знали, что я пишу песни. Я долго их никому не показывал, пока не начал выставлять в интернете.

У Александра Васильевича есть сайт, где можно послушать его песни. Нежные, лирические мелодии, написанные для души. Возможно, скоро у нас появится возможность некоторые из них услышать на творческом вечере Александра Степаненко, который должен состояться уже в апреле. Возможно, на праздник приедут соавторы, старые друзья, которых он очень ждет.

А на вопрос, кем бы он был, если бы не стал музыкантом, Александр ответил: художником. Ну что тут скажешь? Главное для него – творчество.

Татьяна Кулешова

 
«Опять песню сделали!» PDF Печать E-mail
Культура - Культура
Автор: Татьяна Черепанова   
07.04.2017 08:20

alt

И «Хорошее настроение» не покинет больше вас

«В моем столе лежит давно под стопкой книг письмо одно…» - это слова из песни, которую исполнял в 70-е годы прошлого века очень популярный певец Валерий Ободзинский. В Советском Союзе в то время был какой-то культурный всплеск, подъем. По всем городам, на всех предприятиях создавались коллективы художественной самодеятельности, а в них – вокально-инструментальные ансамбли, ВИА. В нашем поселке лучшие самодеятельные коллективы были на Артинском механическом заводе. Каждую весну завод проводил конкурсы между цехами, и победителем очень часто выходил второй, игольный, цех. И именно в этом цехе был создан ВИА, позже получивший название «Хорошее настроение», и солисты его исполняли песни Ободзинского и многие-многие другие. Руководителем коллектива долгие годы был Анатолий Неволин, рабочий цеха №2.

На завод, в игольный цех Анатолий пришел в 1965 году, его наставником был Василий Георгиевич Томашевский. В заводском клубе в то время музыкальным руководителем работал Валентин Каргаполов, именно он стал первым организатором ансамбля. Он собрал молодежь, желающую заниматься музыкой, сюда пришел и Анатолий Неволин, у которого за плечами была музыкальная школа по классу баяна, и, наверное, он единственный из всех музыкантов имел начальное музыкальное образование. Каргаполов научил ребят игре на ударных инструментах, а после – на ставших модными электрогитарах. Очень способствовал созданию ансамбля В.Г. Томашевский, он был большим любителем музыки, а еще отлично танцевал, всегда готовил танцевальные коллективы к смотру сам, он работал председателем цехкома профсоюза. Но вскоре Анатолия забрали в армию, служил он в Туркмении. В армии тоже занимался музыкой, тоже в ансамбле. В 1970 году, вернувшись из армии, Анатолий с большим энтузиазмом взялся за занятия в ВИА. Первыми музыкантами в ансамбле были Сергей Танаев, Павел Мусихин, Павел Конев, Галина Иванова, Владимир Возжаев, Галина и Сергей Никулины. Постепенно состав менялся. Приходили другие музыканты: Владимир Фефелов, Владимир Рычагов, Олег Возжаев, Сергей Рыжов, Владимир Ершов.

Председателем профкома завода работал Анатолий Степанович Дмитриев. Он помогал ребятам приобретать инструменты, закупали аппаратуру в Свердловске. А поначалу многие инструменты делали своими руками. Своими же руками изготовили мощную по тем временам светомузыку – культурный «писк» века. На репетиции ходили с большим желанием. Если работали в первую смену, оставались на репетиции после работы, не обращая внимания на то, что голодные, уставшие – об этом просто забывали. Если работали во вторую смену – приходили к двум часам дня и до четырех репетировали, а затем вставали к станкам. Подъем был необыкновенный. Многие уже были семейными, дома оставались жены, дети, но желание заниматься музыкой было огромным, и жены ребят поддерживали. Самодеятельные музыканты исполняли популярные песни «Трава у дома», «Синий иней», «Я люблю тебя, Россия» и многие другие. Ансамбль быстро стал популярен, на его выступления приходило пол-Артей. Музыканты выступали не только в поселке, ездили по селам, играли, пели на различных районных мероприятиях.

Анатолий сам делал аранжировку музыки, сам расписывал ноты: для гитаристов, для баяна, для клавишных. Ударные инструменты, гитара-соло, бас-гитара, ритм-гитара, клавишные инструменты, баян – из этих музыкальных инструментов состоял ВИА. Немецкий баян Каргаполов привез из самой Москвы, он служил музыкантам долгие годы. Лучшими солистами в ансамбле были супруги Галина и Сергей Никулины. Музыкального образования у них не было, но Сергей был абсолютный «слухач», он улавливал с первой нотки ложь и фальшь и помогал Неволину раскладывать песни на голоса, а пели и на два, и на три голоса. Фразу Владимира Фефелова «Опять песню сделали!» музыканты вспоминают с улыбкой и сейчас. Сергей играл на ударных инструментах просто виртуозно.

Галя Никулина пришла в ансамбль, можно сказать, со школы. После окончания школы №1 все её подружки поехали учиться, а Галя пошла на завод. Училась хорошо. В школе всегда выступала в концертах, не только пела песни, но ещё и стихи замечательно читала, а вот захотелось работать – нужно было помочь родителям, семье. Поступила на спецучасток цеха 2С, пришла в рабочий клуб, начала петь. Ну, а когда в цехе стали создавать ВИА, Галя и стала солисткой. Голос у неё был (да и остался) красивый, неповторимый, внешность – просто артистичная. Песни «Добрая примета», «Белый город», «Городские цветы», «Маки» многие артинцы и сейчас помнят в исполнении Галины и Сергея. Костюмы для артистов заказывали специально, даже обувь шили по заказу, работали в то время в «Колосе» обувщики – армяне. В жизни Гале пришлось поработать во многих организациях, но она никогда не расставалась с музыкой.

«Хорошее настроение» существовал до 90-х лет. Потом началась перестройка, трудности, сокращения. Анатолий Борисович уехал жить в Верхнюю Пышму, прожил там 17 лет. Несколько лет назад вернулся, и с тех пор музыканта не покидает мысль организовать ансамбль снова. Уже в стиле ретро. И многие товарищи, братья по ансамблю, поддерживают эту идею. Им бы помещение да инструменты. Идея просто замечательная, но музыкантам нужна помощь. Возможно, кого-то заинтересует эта мысль, кто-то выступит спонсором, кто-то сможет им помочь? Управление культуры или Артинский завод, или какая-либо общественная организация. Возрождению «Хорошего настроения» будут рады все артинцы.

Татьяна Черепанова

Фото из семейных архивов Г. Никулиной,

 
Из редакционной почты PDF Печать E-mail
Культура - Культура
Автор: Moderator   
16.03.2017 10:33

«Военком всех возьмет на службу»

«Спектакль!» - так назвали зрители концертную программу «Призыв-2017», проведённую в филиале «Барабинский» МБУ «ЦКД и НТ АГО» в День защитника Отечества. Судя по отзывам зрителей, участники программы постарались выступить так, чтобы на сцене сложилась атмосфера, соответствующая названию праздника, а зрителям участники концерта доставили праздничное настроение.

Итак, на сцене - «Призывной пункт». Миловидная девушка в очках - Дарья Серебренникова - дожидается прихода военного комиссара.

Пройдя через весь зал, военком, роль которого сыграл Михаил Шевченко, вернувшийся из армии нынешней осенью, поднимается на сцену. «Призывной пункт» готов к отбору новобранцев в войска культурно-стратегического назначения.

Первыми на призывной пункт прибывают Сергей Томилов, Андрей Кардашин и Иван Омельков - все разные по росту и по возрасту. Один из них в гипсе. По просьбе военкома исполняют песню «Солдаты», тем самым завоёвывают симпатию военкома и попадают в списки призывников.

Следующими на сцену шумно вбегают женщины в гражданской одежде, бойко выполняют команды военного комиссара: «Встать в строй по длине юбок и длине волос», «Лечь! Встать!» - готовые на всё, лишь бы «родненький» взял в солдаты, ведь надо же кому-то Родину защищать, когда в стране «нехватка мужиков», исполняют любимую «Как родная меня мать провожала», но одетый не по форме хор «Ивушек» (отсутствует армейская жилка) в список призывников не попадает.

И далее кто только не побывал на призывном пункте. И Дима Чернышов – пионер («возраст не ограничен» - так написано в его повестке) хочет быть первым в деле боевом, и Рустем Ибрагимов в роли юноши с гитарой, и уже готовый служить в армии отряд детсадовцев с песней «Буду военным» и танцем «Салажата», и специалист сельской администрации Надежда Омелькова с поздравлением всем защитникам Отечества, и отряд четвероклассников Барабинской школы с песней «Три танкиста». Какие они все молодцы! Будущие солдаты!

Не задумываясь, военком всех берёт на службу! И даже отряд отважных и певучих «Ивушек» с баянистом, превратившихся в «Армейских Ивушек». Всех призвали в ряды культурно-стратегического назначения с целью поднятия боевого духа остальных войск Вооружённых Сил России!

Звучит гордо троекратное «ура», и всеми новобранцами исполняется песня «Служить России». Подтянутые и крепкие молодые юноши, быстрые и ловкие мальчики-школьники, мальчишки-моряки из детского сада завтра придут на смену вам, наши дорогие защитники Отечества, встанут на страже Родины и будут защищать нашу с вами мирную жизнь и покой на земле! Я в этом нисколько не сомневаюсь!

Л. Омелькова, зав. филиалом «Барабинский»


Масляные блины и шпагат в воздухе

Все мы с нетерпением ждем прихода весны, даже если толстым покровом лежит снег. Стоит выглянуть солнышку, и мы говорим: «Ура! Пахнет весной!»

Весна – это всегда прекрасное настроение, а поддержать его 24 февраля помогли наши культработники.

Традиционно ежегодно в нашу Березовку стала приходить Масленица, символизирующая начало весны. Ведущие праздника - скоморохи И. Усурова, Н. Сорбало, К. Сергеев. Под руководством Н.А. Сергеевой порадовал песнями березовский хор во главе с В.Б. Хмельницким и Л.М. Тонковой.

Артисты пели задорные частушки, были и танцы вместе с Т.А. Некрасовой, всевозможные игры, конкурсы: «Кто быстрее съест блин», перетягивание каната, поднятие 16-килограммовой гири.

Самым сильным оказался А. Стахеев – наш богатырь.

Было и катание на лошадях. Хозяева украсили их с любовью. В цветных лентах лошадки были одна другой краше.

А самое главное - русские красавицы в расписных платках, Н.Т. Власова, Л.С. Копорушкина, Н.Л. Стахеева, раздавали односельчанам блины со сгущенным молоком, вареньем, медом. Чай мы пили из настоящего самовара на углях. Вкусно! Только участники праздника оказались пассивными: «Веселите меня!»

А я смотрела на праздничное действо с открытым ртом. Жаль, парнишку не узнала, который делал шпагат в воздухе. И этот потрясающий номер тоже заслуга Т.А. Некрасовой.

В конце праздника, как обычно, мы устроили хоровод с песней вокруг горящей Масленицы. Радости не было предела. «Прощай, Масленица!» - кричит трехлетний ребенок. Здравствуй, ее Величество Весна!

От имени односельчан благодарю главу сельской администрации О.А. Стахееву и ее помощников.

Н. Русиновад. Березовка


Зернышки патриотизма

23 февраля – праздник воинов всех поколений. Празднование Дня защитника Отечества – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям нашей Родины, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества, стоящих на страже мира и покоя России.

23 февраля в нашей группе детского сада «Лесовичок» филиала №1 Артинского лицея (п. Усть-Югуш) собрались папы и мамы, бабушки и дедушки, сестры и братья, чтобы поздравить мужчин и мальчиков с Днем защитника Отечества. Мероприятие было организовано в форме игры-соревнования. Между конкурсами дети исполняли песни, читали стихи, танцевали.

Стас Дмитриев выразительно прочел стихотворение В. Чендырева «Защитникам Отечества», а пятилетняя Валерия Уткина очень трогательно и нежно подарила зрителям песню «Час за часом». Торжественно с красными флажками в руках дети исполнили танец «Защитники».

Для конкурсов папы, дедушки и дети были разделены на две команды. Конкурсанты показали ловкость, выносливость, смекалку в выполнении заданий: «переправа», «погоны», «порази мишень», «кавалеристы», «перевоз боеприпасов» и др. Мамы с умилением и любовью наблюдали за своими детьми и мужьями. Активно «болели» за них. Все участники были в хорошей форме, подготовленные к соревнованиям, поэтому победила дружба. Дети получили медали и сладкие призы. А папы и дедушки – сделанные руками детей подарки (красную гвоздику и рамочки с фото папы и ребенка). Все получили эмоциональный заряд и хорошее настроение.

Совместные мероприятия родителей с детьми закладывают в юных сердцах зернышки патриотизма, чувства долга перед Родиной.

А. ГавриловаТ. Галиулина, воспитатели, п. Усть-Югуш

 
25 марта - День работника культуры PDF Печать E-mail
Культура - Культура
Автор: Moderator   
24.03.2017 10:58

Первый духовой оркестр. Основатель оркестра М. Власов – первый слева

«Ты помнишь, как все начиналось?»

«Живая» музыка – старая артинская традиция

С этой эпохальной фразы из незабвенного хита Андрея Макаревича будет уместно начать публикацию материалов по истории артинской эстрады. Поскольку многие музыканты уже ушли из жизни, отбыли из района, а многие коллективы даже не упоминались на страницах районной газеты. Тем же, кто их помнит, тем паче родным и близким, будет приятно окунуться в годы безмятежной юности, ведь на танцевальных вечерах прошла молодость не одного поколения. Как интересна и познавательна быть может история артинской эстрады и для сегодняшней молодежи, выросшей, увы, на дискотеках.

Начнем с истоков… С того, что артинская художественная самодеятельность, как и спортивная жизнь района, была насыщена и богата на таланты с послевоенных времен. Артинский район подарил СССР чемпионов по тяжелой атлетике, фехтованию и велоспорту, самбо, талантливых лыжников. В заводском клубе работали драмкружки, ставившие серьезные спектакли, замечательные хоровые и хореографические коллективы, духовой оркестр, студии бальных танцев.

В городском саду играет духовой оркестр

В качестве вступительного материала хотелось бы предложить рассказ Сергея Михайловича Власова, чей отец был основателем первого духового оркестра. С Сергеем мне довелось работать в бригаде электриков второго цеха еще в 80-х годах ныне уж прошлого века. Настоящий интеллектуал и интересный собеседник.

- Воспоминания об отце – самые теплые. Власов Михаил Евгеньевич, боевой офицер, вернулся с Великой Отечественной в 1944 году. Был демобилизован по ранению, с осколком в ноге и покалеченной левой рукой, поэтому о войне вспоминал неохотно, без бравады, опасаясь бередить душу тяжелыми воспоминаниями. И не очень любил советские фильмы о войне, поверхностно отражавшие весь ужас и жестокость бесчеловечной кровавой бойни. Был военруком, преподавал слесарное дело в ремесленном училище. С мамой, воспитателем детского сада Галиной Евгеньевной, поженились в памятном сорок пятом. Я родился в сорок шестом.

К сожалению, не знаком с довоенной музыкальной историей Артей. Еще до войны в Союзе стали популярны духовые и джазовые оркестры вместе с незабываемыми фильмами Утесова. Достаточно вспомнить «Веселых ребят»… Отец с юности играл на трубе, владея нотной грамотой. После войны было не до развлечений, а в конце 50-х - начале 60-х он сформировал духовой оркестр, благо, правая рука была здорова. Причем, очень приличный оркестр, со временем в нем играли до 20 музыкантов! И папа, будучи руководителем оркестра, расписывал нотные партии для всех инструментов. Кто имеет отношение к музыке, прекрасно понимает, насколько это сложно.

Естественно, я еще пацаном приобщался к музыке, бывая на всех выступлениях оркестра. А оркестр был талантливый. Без духового оркестра не обходилось ни одно значимое мероприятие в районе. Живая музыка была желанна в каждом селе и совхозе, на демонстрациях и партийных конференциях. Помнится, играл оркестр огромный репертуар: от гимна СССР до популярных в ту пору многочисленных маршей, попурри на темы военных песен, танго, вальсов, полек и фокстротов. В заводском клубе в ту пору была отстроена перед сценой оркестровая яма, как в театрах, специально для духового оркестра. Помимо праздничных мероприятий играли они, как было принято в те годы, на похоронах, на танцевальных вечерах в клубе и летнем саду. Ходили тогда на танцы как молодежь, так и старшее поколение. Особенно памятны праздничные массовки на природе: в березовой роще ставили торговые палатки, артинцы отдыхали, пели и танцевали под аккомпанемент духового оркестра.

К сожалению, перечислять всех музыкантов было бы долго. Стоит упомянуть наиболее известных артинцам. Во первых, нужно сказать о приезжем Александре Сороколетовских, репрессированном, отсидевшем в сталинских лагерях приличный срок. Помнится, говорили, что этот человек играл даже в оркестре Леонида Утесова! Играл в оркестре Анатолий Степанович Дмитриев, многие годы впоследствии возглавлявший профсоюзный комитет Артинского завода. Играл мой тесть Александр Германович Бусыгин, фронтовик, замначальника первого цеха, Владимир Кронидович Васильев, тоже фронтовик, позже - директор АМЗ и первый секретарь райкома партии. (авт. Как бы ни относились сегодня мы к истории партии, но для меня, как, впрочем, и для многих жителей района, из первых секретарей наиболее памятны В. Васильев и В. Рогожкин. Замечательные мужики, в простонародном уважительном понимании этого слова, принимавшие искреннее участие в решении проблем «простых» рабочих и сельчан. Владимир Кронидович до последних дней любил исполнять романсы, обладая хорошим голосом с приличным вибрато, не гнушаясь на праздничных мероприятиях порадовать заводчан своим вокалом…) Играли в оркестре и будущие преподаватели музыкальной школы.

От духовых – к эстраде

Стоит ли говорить, что я, выросший с детства на музыке отцовского оркестра, горел желанием играть на музыкальных инструментах? В первую очередь, на саксофоне. Однако саксофонов тогда не было в продаже, и стоили они больших денег, поэтому я начал учиться игре на кларнете.

В 60-х дошла мода на эстрадные коллективы до провинциальных городов и поселков. В 1964-м году создается наш первый эстрадный коллектив. Еще без электрогитар: ударные, труба, кларнет, тромбон, аккордеон, контрабас – вся команда… Воспитанники духового оркестра Юрий Петухов и Володя Ховрин играли соответственно на трубе и тромбоне, я – на кларнете, Александр Голованов – на контрабасе, Валерий Охрименко – на ударных, Володя Жеребцов – на аккордеоне, вокалистка - Анна Макарова, директор Пристанинского клуба. К слову сказать, Анна выступала от своего Пристанинского клуба на областном телевидении, под аккомпанемент баяна. Мы играли на танцах, на всех артинских праздниках и концертах, бесконечно репетируя, испытывая восторг от приобщения к музыке.

Клубом руководил в ту пору Василий Георгиевич Томашевский, талантливый хореограф, его танцевальный коллектив выступал также на областном телевидении. И нам в свою очередь посчастливилось принять участие в областном телевизионном конкурсе «Юность комсомольская моя». Чуть позднее настала эпоха электрогитар и «ионик», сотворивших новую эпоху перехода от ручных инструментов – к электронной музыке, нуждавшейся в звукоусиливающей аппаратуре… Но это уже следующая история.

Записал Владимир Борисов

 
Три поля русской славы: PDF Печать E-mail
Культура - Культура
Автор: Татьяна Дюбина   
09.03.2017 15:19

alt

Куликовское, Бородинское и под Прохоровкой

В преддверии Дня защитника Отечества учащиеся воскресных школ района устроили праздник для воспитанников реабилитационного центра. Тема встречи - «Три поля русской славы».

… С давних времен Куликово поле стало синонимом доблести русских воинов, символом борьбы за свободу и независимость нашей Родины.

8 сентября 1380 года здесь на шелковых подушках возлежал грозный татарский хан Мамай, уверенный в мощи и силе своих воинов. Отсюда бежал он, бросив и свой шатер, и свои драгоценности.

Московский князь Дмитрий Донской избрал Куликово поле для решающей битвы с татарами не случайно. Ограниченное по краям дремучими лесами и оврагами, оно не позволяло золотоордынской коннице обойти русские войска и бить их поодиночке. В те давние времена это была еще Задонщина – места незаселенные и необжитые.

В древнерусской литературе есть произведение «Задонщина», воспевающее подвиг русских войск: «О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взлети к синим небесам, взгляни на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу! Словно бурей занесло соколов из земли Залесской в поле Половецкое! Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона великого на берегу. И сказал всем князь великий Дмитрий Иванович: «Братья и князья русские! Прославим жизнь свою, удивим земли, чтоб старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю русскую и за веру христианскую!»

Трагические и вместе с тем патриотические времена тех лет воспроизвели учащиеся Прихода во имя введения во храм Пресвятой Богородицы. Я как зритель ощущала себя русской по крови и по духу, глядя на танец, который исполняла большая группа девочек в русских сарафанах. Симпатичными были как русские воины в кольчугах и мечами из фольги, так и «татары» в круглых шапках, отороченных мехом.

…Отечественная война 1812 года, когда весь народ поднялся на защиту своего Отечества, а русские солдаты и офицеры проявили чудеса стойкости и героизма, значительно повлияли на общественную и духовную историю страны. Оказалось, что именно «отсталая» и «темная» Россия, в отличие от всех «просвещенных» и «передовых» государств Европы, смогла не только остановить могущественного завоевателя, но и спасти Европу.

И победу в войне с Наполеоном обеспечили два главных фактора – величайший духовный подвиг народа и мощное, единое самодержавное государство. Когда в 1814 году русские знамена взвились над покоренным Парижем, имя российского императора стало греметь славой по всему европейскому континенту. В душе Александра Первого воспылало религиозное чувство, ибо он осознал себя исполнителем Божией воли, орудием Божиего Промысла. «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника», - сказал гений русской литературы Л.Н. Толстой.

Бородино – еще одно поле неувядаемой русской славы, о котором нам напомнили воспитанники храма во имя святого пророка Божия Илии.

Старшая группа детей читала стихи о мужестве, стойкости, героизме русских солдат, офицеров и генералов, сражавшихся с врагом под предводительством фельдмаршала князя Кутузова.

А малыши покорили сердца зрителей «офицерским вальсом». Девочки были в бальных платьях, а мальчики с эполетами. К слову сказать, полонез, полька, вальс – это традиционные танцы дворянской молодежи на балах, которые устраивались в свете с Рождества до Масленицы.

…12 июля 1943 года, когда в районе д. Прохоровки небо было серым от самолетов Советской и немецко-фашистской армий, произошло величайшее сражение ХХ века. Это поле обошла икона Казанской Божией Матери, потому что на войне не бывает неверующих.

Героическую атмосферу того времени, мне кажется, прекрасно передают стихи «Приказ» поэта П. Булушева:

Чтоб победить, нас было мало.

А фриц ломил в тот день навалом.

И наш сержант на этот раз

Отдал неслыханный приказ.

Пересчитал все отделение,

Переписал себе в тетрадь и приказал:

- До подкрепления -

из носу кровь – не помирать.

Мы били немца в лоб и спину

И соблюдали дисциплину.

А командир – он над солдатом.

С него не спросишь в трудный час.

…Швырнул себя под танк с гранатой.

Отдав себе другой приказ.

…Эти стихи в заветную тетрадочку я переписала давно. Но ни разу не смогла перечитать их без слез.

О данном величайшем сражении Великой Отечественной войны рассказали нам ученики воскресной школы храма во имя страстотерпца царя Николая. В празднике принял участие иеромонах Алексий (Покрово-Эннатский мужской монастырь, Башкортостан), выступивший с напутствием:

- Господи, благослови! Дорогие дети, будьте дружными, молитесь за учителей и воспитателей, которые дают вам знания. Учитесь добросовестно, т.к. воины должны быть грамотными. Знания помогут вам понять, как вести себя в бою. Молитесь святым угодникам, ангелам-хранителям, которые будут сопровождать вас по жизни и помогать в болезнях. Спаси, Господи!

Некоторые взрослые, но в большинстве своем дети испросили у батюшки благословения.

Татьяна Дюбина

 
<< Первая < Предыдущая 11 12 13 14 15 Следующая > Последняя >>

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
Фотогалерея
No images
Сейчас на сайте
Сейчас 279 гостей онлайн
Цитата недели

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды. Вольтер.

___________________________

"ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ"  Администрации Губернатора Свердловской области (343)370-72-02 и Правительства Свердловской области (343)359-45-54.

___________________

О коррупции

_____________